Планета

«Не повторять! Опасно для жизни!»

01 октября

Российские альпинисты-любители покорили вершину Кёльнского собора, а теперь их ждёт суд и… богатство

Пожалуй, ни одно другое событие не обсуждается сейчас в Германии столь противоречиво, как покорение двумя молодыми русскими альпинистами-любителями и, по совместительству, фотографами Северной башни знаменитого Кёльнского собора. Намерения у двух парней были самые благие: запечатлеть с огромной высоты сам город – так, как его ещё никто не снимал, – а заодно и мельчайшие подробности главной достопримечательности Кёльна.

Им, судя по фотографиям, это действительно удалось. Ни в одном из фотоальбомов, посвящённых Кёльну, я не видел ни одного снимка, столь захватывающего дух, как захватывает его любая из работ Вадима Махорова и Виталия Раскалова. Солидарны с такой оценкой большинство простых немцев и профессиональных фотографов. Однако и тех, и других, и, главное, представителей правоохранительных служб Германии взволновали не столько безрассудная удаль молодых россиян и их творческие свершения, сколько дела гораздо более приземлённые.

В отличие от Южной башни собора, радушно распахнутой для посетителей и имеющей соответствующую смотровую площадку, Северная башня, покорённая смельчаками, закрыта для всех. Взобраться на неё можно только по стальным тросам и строительным лесам, что и проделали ребята. Для немцев в этом плане немаловажно следующее обстоятельство: если многочасовое «скалолазание» не особо и таившихся парней не смогли пресечь или хотя бы зафиксировать представители местной полиции, смогут ли они оказать достойное противодействие, не приведи господь, потенциальным террористам? Злодеям, у которых могут оказаться в руках отнюдь не безобидные фотокамеры. Преступникам, имеющим специальную подготовку.

Согласно сведениям из правоохранительных органов Германии, сейчас в стране – в связи с запредельным количеством лиц, просящих здесь статуса беженцев, – оказалось немало подозрительных персон с потенциальной террористической подноготной. При этом вовсе нельзя исключать, что как раз этим латентным террористам штурмовать всякие высоты намного привычнее, чем россиянам, взбудоражившим общественное мнение ФРГ. А потому сейчас здесь есть и такое мнение: «Этим двум юным авантюристам, невольно вскрывшим прорехи в системе охраны безопасности собора, нам следует сказать спасибо, как в своё время должны были бы поблагодарить Руста Советы – за то, что он наглядно показал им недостатки их системы ПВО». Вот кто бы думал, что «экстремальное фотографирование», поклонниками которого являются двадцатилетний Виталий и двадцатичетырёхлетний Вадим, может повлечь за собой столь радикальные выводы!

Однако вряд ли двум российским экстремалам стоит рассчитывать на благодарность немецких властей. Скорее наоборот: их в Германии может ждать суд. Это англоязычным коллегам вольно писать, будто «русские прославили Кёльнский собор на весь мир». В действительности же святыня в такой рекламе не нуждается, да и вряд ли, случись что с самозваными скалолазами, это добавило бы очков в глазах мирового обывателя самому Кёльну. Такой позиции придерживается и настоятель собора. Пока местные газеты изобильно публикуют фотоснимки россиян, запечатлевших город с самой высокой точки (157 метров), снабжая оные иллюстрации броским предупреждением: «Не повторять! Опасно для жизни!», Норберт Фельдхофф призывает местные власти «инициировать законные шаги» против Вадима и Виталия, а искусствоведов в штатском – дать экспертное заключение, не нанесли ли смельчаки ущерба фасаду исторической постройки. Если настоятель подаст заявление на россиян в правоохранительные органы, им и впрямь может грозить суд.

В этом плане россияне уже не станут первопроходцами – четверть века тому назад здешним людям в мантиях уже приходилось выносить вердикт по делу о «незаконной фотосессии» в соборе. То дело, более известное как «дело обнажённых у алтаря», может послужить прецедентом и для преследования по закону россиян. Тогда, в 1970-е, фотограф, вознамерившийся запечатлеть у алтаря обнажённую пару, был приговорён к 4 месяцам условного заключения и штрафу в размере 1500 евро (в пересчёте с дойчмарок).

Впрочем, потенциальное бодание с немецкой Фемидой может как поставить крест на хобби «альпинистов», так и изрядно… обогатить их. Если местные судьи вынесут вердикт о незаконности действий молодых фотографов, то это решение – практически автоматом – закроет им дорогу во все другие города ЕС. А ведь не только немецкие Кёльн и Франкфурт-на-Майне с его знаменитыми небоскрёбами, но и Стокгольм, Варшава, Прага, Амстердам, Барселона, Лиссабон – излюбленные «съёмочные площадки» наших фотоальпинистов. С другой стороны, парни могут озолотиться уже сейчас, если предъявят свои авторские права на фотоснимки, которые опубликовали уже десятки европейских газет и журналов. Судя по спешке, с которой готовились публикации, вряд ли кто-то из рьяно осуждающих смельчаков, рисковавших жизнью ради искусства, заручился письменным согласием на тиражирование их трудов в массовых изданиях. Ну а отсутствие оного чревато для торопыг огромными финансовыми потерями.

 

между тем…

Когда статья готовилась к публикации, стало известно, что прокуратура Кёльна направила в российские компетентные органы ходатайство о помощи в расследовании инцидента. По-видимому, первыми официальными лицами, которые дадут предварительную правовую оценку действиям Махорова и Раскалова, станут российские дознаватели.

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь