Планета

Немцы в «русском Давосе»

22 май

 

 

Топ-менеджеры крупнейших германских компаний примут участие в работе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), несмотря на окрики американцев и немецких «зелёных человечков»

E.ON, Metro, BASF, Wintershall, ABB, TUI, Daimler… Топ-менеджеры практически всех ведущих немецких концернов принимают участие в работе XVIII Петербургского международного экономического форума. Принимают – вопреки воле хозяина Белого дома и, по данным газеты New York Times, в пику подковёрной лоббистской работе, направленной на срыв представительности этого саммита, которая была проведена по заказу Обамы. Принимают, не вняв примеру американских коллег из Visa, PepsiCo, Cisco, поддавшихся соответствующим «уговорам».

Значимость участия в саммите капитанов германской экономики заключается вовсе не в том, что они-де придадут солидности мероприятию, которое проспонсировано знаменитым германским автостроительным концерном Daimler AG, прокатившись по Питеру на лимузинах, предоставленных специально для саммита этой же фирмой. У такого – в действительности рядового для прочих лет – события есть в этом году два чрезвычайно важных аспекта: политический и экономический. В плане первого можно отметить, что Германия не пошла на поводу у США: немецкое правительство, в отличие от американского, не стало предостерегать деловых людей от поездки в Россию. А второй, экономический, аспект и вовсе насущен для каждого из нас. Ведь сказав «да» участию в форуме, ведущие германские концерны подтвердили, что российско-немецкое экономическое сотрудничество – включая разработку перспективных месторождений, приток инвестиций в нашу страну, передачу высоких немецких технологий отечественным предприятиям – будет продолжаться на деле. Вопреки советам и риторике тех, кто мечтает развести Россию и Германию по разные стороны выстроенных отнюдь не ими баррикад.


«Есть люди, которые делают Германию подозрительной»

По итогам недавнего визита канцлера Германии в Вашингтон заокеанская пресса нарадоваться не могла на «улыбки, взаимное благорасположение и единство позиций относительно украинского кризиса», продемонстрированные госпожой Меркель и мистером Обамой в ходе их совместной пресс-конференции. Но за кадром этих улыбок – к слову, столь разнящихся со слезами Ангелы Меркель, до которых её довёл в узком кругу всё тот же Обама после саммита G20, прошедшего в 2011 г. в Каннах, – почему-то остались два самых значимых факта.

Первый факт: в Вашингтоне лидер ФРГ выступила перед людьми не слова, но дела – перед представителями Американской торговой палаты, чей руководитель является одним из самых могущественных противников нынешней политической и экономической политики Белого дома. Второй факт, во многом вытекающий из первого: США отказались заключать с Германией договор об отказе от шпионажа. Отказались до тех пор, пока, по словам представителя АНБ, в стране Меркель «есть люди, которые делают Германию подозрительной». А поскольку в данном случае речь шла о крупнейших немецких политиках, финансистах, экономистах, предпринимателях, вновь процитируем, «расстилающих красную дорожку перед Кремлём» (то есть об ориентированных на сотрудничество с Россией), можно лишь представить, как перегреется американская прослушивающая аппаратура по итогам российско-немецкой деловой весны – 2014.

Так, заокеанская пресса уже услужливо доносит кому надо на «людей, делающих Германию подозрительной». В её списке фигурирует руководство концернов BASF SE, Siemens AG, Volkswagen AG, Adidas AG, Deutsche Bank AG, убеждающих канцлера не вводить санкции против России. Вслед за тем мощной обструкции подвергаются «старый канцлер» Шрёдер, премьер-министр от СДПГ Эрвин Зеллеринг и эксперт по вопросам внешней политики ХДС Филипп Миссфельдер, посмевшие отметить вместе с Путиным день рождения Герхарда.

По итогам ПМЭФ-2014 чёрный список, скорее всего, подвергнется тотальному расширению. Ибо вопреки указаниям Вашингтона капитаны германской экономики прибыли в наш город, будучи благословлёнными на это капитанами немецкой политики. Кратко резюмирую: ведущие представители всего политического спектра ФРГ – СДПГ, СвДП, ХДС, «Левые» – поддержали участие глав крупнейших германских концернов в работе ПМЭФ.  


Ещё больше «позеленели». От злости

А теперь несколько слов о тех в Германии, кто присоединился к американскому «низзя!». О «зелёных человечках», выступивших либо против приезда их топ-менеджеров в Петербург, либо предписавших им единственно правильный образ действий в ходе работы форума.

Вот Франциска Брантнер, эксперт партии «зелёных» по внешней политике в бундестаге, заявляет, будто деловые люди ФРГ не просто должны, но обязаны использовать трибуну ПМЭФ «для критики политики Путина». Вот заместитель председателя «зелёной» фракции в бундестаге Керстин Андреае настаивает на том, что у экономических интересов никогда не может быть приоритета над правами человека.

Тут есть два любопытных момента. Во-первых, вненациональные СМИ частенько крадут у немецких «зелёных» их высказывания, не указывая на авторов. Например, злобные реплики о том, что на питерском саммите главам крупнейших германских концернов придётся «рукоплескать речи Путина». Пресса ФРГ по этому поводу уже иронизирует: «Придётся? А то что? Иначе их всех отправят из Петербурга под конвоем в сибирские лагеря?» Во-вторых, есть два риторических вопроса к «зелёным». Например: относят ли они к правам человека право на работу и достойную в материальном плане жизнь? И далее: в курсе ли они так называемого секретного доклада ЕС об экономических последствиях ограничительных санкций против РФ?

Если не относят и не в курсе, то и говорить не о чем. Если же ответы утвердительны, то пусть сами земляки «зелёных» заставят их покраснеть, вопросив, в какой стране живёт тот человек, за права которого они так ратуют. Ведь известно, что, согласно секретному докладу Евросоюза, из всех стран – участниц ЕС больше всего пострадает от сворачивания экономических связей с Россией именно Германия. В частности, в докладе говорится о том, что запрет на импорт российских нефти и газа – на чём в сланцевом угаре настаивают Штаты – обернётся для ФРГ сокращением роста ВВП на 0,9 процента в 2014 году и на 1,3 процента в 2015-м, а запрет на ввоз прочих наших продуктов и замораживание российских счетов в Европе предопределит дополнительное снижение ВВП ФРГ, соответственно, на 0,3 и 0,1 процента. Зная это, лучше понимаешь смысл слов видного немецкого политика К. Эрнста, утверждающего, что санкции против России являются, по сути, санкциями против ФРГ.

Впрочем, судя по всему, «зелёным» до этого дела нет. Как нет им дела и до того беспристрастного факта, что именно трубопроводные поставки российского природного газа в ФРГ превратили их родину в нового крупного поставщика топлива в другие страны. Я, конечно, приведу соответствующую статистику: только за 2013 год объём газоторговых операций в Германии вырос на 20 процентов и достиг рекордного уровня в 2947 ТВт/ч. Сообщу далее и мнение аналитика компании Prospex Найджела Харриса о том, что, помимо «банальных» тепла и света в немецких домах, дают Германии трубопроводные поставки из РФ. Впрочем, вряд ли всё это побудит «зелёных» задуматься о конкретной пользе для их родной страны от участия немецких предпринимателей в питерском форуме.

Если уж они предлагают главам концернов E.ON и Wintershall заняться на ПМЭФ критикой Путина, а не конкретными экономическими проблемами, то в таком случае речь может идти о правах только одного человека. Человека, находящегося вне пределов Германии, но желающего погрузить её в дым сланцевого мифа. Имя этого человека известно. Как и имя сына его «вице» – Хантера Байдена, вошедшего в правление крупнейшего газового концерна Украины Burisma Holding.

Разумеется, у всех этих людей есть «права» и интересы в отношении природного газа «Незалежной». Только что до этого «зелёным», если они пекутся об интересах не США, а Германии? Она-то каким боком к американо-украинским гешефтам? Никаким. Если не брать в расчёт сколь секретный, столь же и безумный американский проект: вместо добычи сланцевого газа в США, требующей всё больших инвестиций, продырявить скважинами всю Украину и завалить ФРГ в далёком светлом будущем «незалежным» сланцевым газом. Пусть только Германия уже сегодня – а точнее, после «дня Ч», 25 мая, – сократит экспорт российских энергоносителей до минимума. И будет ей счастье. Когда-нибудь.


Вместо заключения

Как указывают аналитики, особое недовольство за океаном в свете нынешнего ПМЭФ вызывает синтез двух обстоятельств. Выступление канцлера Германии перед оппозиционной курсу Барака Обамы Американской торговой палатой, объединяющей 3 миллиона предприятий, и участие в работе «русского Давоса» Восточного комитета германской экономики, под чьим началом работают почти 200 крупных немецких фирм. (К слову, ныне в Петербург приехали и действующий глава этого комитета Экхард Кордес, и бывший – Клаус Мангольд, представляющий на форуме интересы туристического концерна TUI, шефом наблюдательного совета которого он ныне и является.)

Недовольство это понятно: есть опасность появления первых ростков глобального промышленного лобби, а иначе говоря – некоего неформального объединения деловых людей России, Германии, США, для которых создание новых рабочих мест, благосостояние национальных потребителей (нет в этом слове ничего ужасного!), претворение в план масштабных международных проектов намного важнее пустопорожней политической болтовни. В этом смысле к ПМЭФ-18 в целом и к участию в нём капитанов немецкого бизнеса в частности и приковано в том числе не самое доброжелательное внимание из-за океана. Можно прогнозировать, что чем масштабнее окажутся российско-германские договорённости, достигнутые в ходе саммита, тем большему давлению по всем направлениям – от обструкции в СМИ до перекрытия финансовых каналов – подвергнутся со стороны глобального регулятора наиболее успешные концерны и деловые конгломераты.

С сожалением приходится согласиться с господином Кордесом в том, что сегодня политика по-прежнему остаётся приоритетной по сравнению с экономикой. У Евросоюза в лице Брюсселя есть возможности на законодательном уровне – принимая решение о том же «расширении санкций» – торпедировать экономическое сотрудничество между ФРГ и РФ. Остаётся надеяться, что до этого не дойдёт.

 

Наша экономическая интеграция с Россией настолько тесна, что санкции против неё являются, по сути, санкциями и против Германии. Экономическая война может ввергнуть Германию в период рецессии. Но, слава богу, времена, когда мы слепо следовали за американцами в каждой предпринимаемой ими авантюре, миновали.

Клаус Эрнст, заместитель председателя фракции «Левые» в бундестаге

 

Федеральное правительство не оказывало давления на представителей немецкой экономики с тем, чтобы они не приезжали в Санкт-Петербург. Восточный комитет с давних пор участвует в работе Международного экономического форума, который является важнейшим экономическим отраслевым саммитом в России, «русским Давосом», в том числе для активного обмена мнениями в областях политики и экономики с немецкими и российскими предпринимателями. Соответствующим образом я буду представлять Восточный комитет в Петербурге и в этом году.

Экхард Кордес, председатель Восточного комитета германской экономики, бывший генеральный директор и председатель правления концерна Metro AG

 

Мы по-прежнему доверяем гарантиям российского правительства, данным им относительно стабильных условий для инвестиций.

Йоханнес Тайссен, глава E.ON, одного из ведущих электроэнергетических и газовых концернов мира

 

 

Германия становится всё более важным источником поставок для нескольких своих соседей, а значимость немецких газовых хабов распространяется далеко за пределами страны, охватывая обширный регион от Франции до Чехии и от Дании до Австрии.

Найджел Харрис, аналитик компании Prospex

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь