Общество

Незрячие услышат Петербург

18 октября

Корреспонденты «НВ» вместе с инвалидом по зрению протестировали систему «Говорящий город» и узнали, как ночью «разговорить» светофор

– Представьте себе город без вывесок, без указателей, без рекламы... И как в нём ориентироваться? – задаёт вопрос незрячий Олег Иванкович. Пожилой мужчина, несмотря на почтенный возраст и физические ограничения, сегодня работает слесарем на Санкт-Петербургском учебно-производственном предприятии № 5 Всероссийского общества слепых. Как и все нормальные люди, он ездит на общественном транспорте, ходит по магазинам, посещает поликлиники и бывает в гостях у друзей. Он не может разглядеть номер дома или прочитать название улицы, но благодаря разработанной в Петербурге системе «Говорящий город» Олег Фёдорович самостоятельно без труда находит служебный автобус и может перейти дорогу даже ночью, когда динамики на светофорах выключают.

«Вон – запищало»

– Автобус служебный УПП пять, – раздаётся немного металлический, но приятный женский голос из маленькой чёрной коробочки в руках Олега Фёдоровича. – Двери закрыты. Заряд 100 процентов. Режим два. Данные об остановке от радиоинформатора не получены. Будьте осторожны.

Мужчина подносит абонентское устройство (именно так называется необычный прибор) поближе к уху, пальцем слегка вращает колёсико громкости, внимательно слушает и, отвечая на вопросы товарищей, уверяет, что машина уже вот-вот будет. На часах ровно 7.30. Несколько человек ждут служебную развозку от станции метро «Елизаровская» до работы.

«Автобус служебный УПП пять» – это имя машины, которая должна довезти Олега Фёдоровича и других инвалидов по зрению до учебного предприятия. «Заряд 100 процентов» – это сообщение о том, как долго ещё будет работать прибор. К слову, без подзарядки абонентское устройство может функционировать четыре-пять дней, а когда заряд аккумулятора опустится до отметки в 20 процентов, знакомый женский голос начнёт рекомендовать коробочку подзарядить. «Режим два» означает, что прибор настроен именно на транспорт.

Служебная машина прижимается к краю тротуара на проспекте Елизарова чуть дальше, чем стоят коллеги по предприятию. Водитель открывает двери и заглушает мотор. В это время Олег Фёдорович нажимает на своём приборе кнопку «вызов», а устройство отвечает – вызов принят.

– Вон – запищало, – указывает рукой мужчина в сторону автобуса, от двери которого исходит настырное «пиканье».

«Нам – видно, а ему – слышно»

Система «Говорящий город» состоит, по сути, из двух частей: абонентского устройства, которое находится в руках у слабовидящего, и инфраструктурного оборудования (радиоинформаторов) – ещё нескольких приборов, которые устанавливаются в транспортных средствах, на перекрёстках, в метрополитене, на остановках общественного транспорта, в поликлиниках да просто у входов в самые разные городские здания. Радиоинформаторы непрерывно передают по радиоканалу сообщения об объектах, на которых они установлены. По запросу пользователя они могут издавать прерывистые звуковые сигналы, позволяющие определить, куда человеку идти и насколько далеко находится объект.

– Вот идёт, к примеру, Олег Фёдорович по улице… – объясняет принцип работы системы Леонид Аронов, генеральный директор предприятия-разработчика ООО «Спецтехноприбор». – Услышит он, что рядом бистро, и захочет перекусить – тогда он нажимает кнопку «вызов», звенит звоночек, и Олёг Фёдорович заходит внутрь и может пообедать. Вывеску «Бистро» только нам видно, а вот Олег Фёдорович может её только слышать.

Разработали «Говорящий город» в рамках подготовки к реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы при поддержке администрации Санкт-Петербурга и содействии Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых, хотя, как объясняет Леонид Аронов, продвигать проект помогает и Петербургский союз предпринимателей.

– «Говорящим городом» мы занимаемся с 2009 года, – рассказывает генеральный директор предприятия. – Мы же ещё в 1998 году изобрели табло обратного отсчёта времени переключения светофора, но около пяти лет добивались широкого внедрения. Подобные проблемы возникают и сегодня – часто сталкиваемся с бюрократическими препонами, но петербургские предприниматели помогают их решать. К примеру, в ближайшие месяцы в городе начнут массово устанавливать оборудование в общественном транспорте: трамваях, троллейбусах и автобусах, так что теоретически уже в этом году или в начале 2015-го система заработает.

Другой вопрос, как объяснил Леонид Аронов, – дадут ли инвалидам пользоваться абонентскими устройствами? Сегодня «Спецтехноприбор» на свои средства подарил приборы 150 слабовидящим жителям Петербурга. Массовые их закупки, по словам директора, сегодня пока никак не регламентированы.

Тем не менее, как рассказал Леонид Аронов, через несколько месяцев устройством планируется оборудовать весь электрический парк Петербурга – около 1500 трамваев и троллейбусов. К тому же закуплено оборудование для 100 олимпийских автобусов, которые работали в Сочи, а также ещё 215 комплектов для обыкновенных городских автобусов. Пока же в Петербурге «Говорящий город» работает только на нескольких служебных машинах, которые возят слабовидящих на предприятия «Свет», «Контакт» и несколько других. К тому же системой можно пользоваться и в метро, но сегодня специалисты «Спецтехноприбора» перепрограммируют устройства, чтобы устранить недочёты.

«Светофор заговорит даже ночью»

На перекрёстке проспектов Елизарова и Обуховской Обороны стоит светофор. Если внимательно приглядеться, то прямо на табло, которое отсчитывает время перехода, можно заметить чёрную метку – динамик, спрятанный внутри светящихся цифр. Олег Фёдорович снова достаёт из кармана чёрную коробочку и, включив прибор, прислушивается.

– Звуковое сопровождение сигналов светофора выключено, для включения нажмите кнопку «вызов», – советует знакомый голос.

Дело в том, что хорошо знакомые петербуржцам «говорящие» светофоры по ночам не болтают – с 10 часов вечера до 6 часов утра их выключают, чтобы не мешать жителям соседних домов. Однако инвалиды по зрению, живущие в северной столице, бывает, засиживаются в гостях допоздна, да и на работу приходится идти очень рано, поэтому перейти дорогу через «немой» перекрёсток поздно вечером у них уже не получается. Именно на такой случай в системе «Говорящий город» предусмотрели интересную функцию – по велению инвалида светофор может заговорить и ночью.

– Идею подсказал один из работников УПП № 5, – рассказывает Леонид Львович. – Он спросил, как можно было бы включить звуковое сопровождение только для себя, на один раз. Мы сделали такую возможность: после нажатия кнопки регулировщик два раза проговаривает переход, и инвалид успевает спокойно преодолеть перекрёсток.

Впереди у разработчиков есть ещё одна задача – адаптировать Петербург и для такой непростой категории инвалидов, как слепоглухие. Как рассказал генеральный директор, в компанию обратились представители фонда поддержки слепоглухих. Уже есть экспресс-разработка, однако основная работа, по словам Леонида Аронова, ещё впереди, ведь абонентское устройство должно быть совершенно другое, адаптированное именно для инвалидов такой категории.

К тому же «Говорящий город» использовали и на сентябрьских выборах: по решению горизбиркома в тестовом порядке оборудовали три избирательных участка рядом с местами, где концентрация слабовидящих жителей Петербурга особенно высока. На участках стояли специальные адаптированные кабинки, где можно было прослушать информацию про кандидатов.

– Тогда мы и раздали в качестве подарка 150 приборов, – рассказывает Леонид Львович. – Кстати, сейчас стоимость одного такого устройства 6372 рубля – это только прямые затраты, то есть мы не учитывали общехозяйственные и прочие нужды. Всё-таки мы воспринимаем как главную задачу – чтобы как можно больше инвалидам по зрению такие устройства стали доступны, а также как можно больше объектов в городе было включено в систему.

Смартфон укажет дорогу?

– Есть ещё одно направление совершенствования оборудования. Сегодня существуют программы пешеходной навигации для незрячих, которые устанавливаются на смартфоны, – объясняет Леонид Львович. – Наше оборудование привязано к каким-то точкам, а пешеходная навигация работает по спутникам и позволяет перемещаться в пространстве. Но у неё, с моей точки зрения, есть серьёзный недостаток – это невысокая точность, погрешность может достигать и 20 метров. Я, к примеру, иду по проспекту Обуховской Обороны, а он показывает, что я иду на другой стороне улицы. Представляете, как это опасно для незрячего человека? К тому же она никак не решает вопрос с транспортом или перекрёстками. Однако если ты находишься в пределах 20 метров от нужной тебе аптеки, то оттуда уже с помощью «Говорящего города» можно услышать, где эта аптека. Навигация говорит, что дом где-то тут, а наша система даёт сигнал точно от аптеки.

Планируется, что приставка будет лежать, к примеру, в кармане у инвалида, он даже вынимать её не станет, а просто прослушает через наушники полную информацию о маршруте или нужной аптеке. Кстати, Петербург – далеко не единственный город, где работает «Говорящий город», к примеру, в Тюмени устройствами оборудован 4-этажный офтальмологический центр. Здесь инвалиды всегда знают, где какой врач, как найти туалет, гардероб или лифт.

– В этой разработке заложены замечательные идеи, но сейчас для приборов недостаточно информации, – объясняет Олег Фёдорович. – Такой же «ответчик», как стоит на автобусе, мог бы быть на сберкассе, на аптеке, на поликлинике. Я бы ходил и знал, что она где-то тут – моя родная 35-я поликлиника…


Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно