Новый год – новое метро
30 декабря в Петербургском метрополитене откроется самая необычная станция – «Обводный канал»
Наземный вестибюль «Обводного канала» пока еще прячется за синим строительным забором. Торговый комплекс, на первом этаже которого разместился вход в метро, достроят только через несколько месяцев. Но это, по словам официального представителя Петербургского метрополитена Юлии Шавель, на сроки открытия станции никак не повлияет. Внутри вестибюля уже установлены турникеты, рабочие возводят разделительные стекла и снимают со стеклянных дверей защищающий от повреждений полиэтилен. К утру четверга здесь все будет блестеть.
«Обводный канал» можно назвать самой необычной в художественном плане станцией городского метро. Группа архитекторов, оформлявшая ее, решила сделать акцент на историческом облике территории Обводного канала. Мрачновато-серый мрамор оживляют красные металлические балки, идущие вдоль стен, и своеобразные «заклепки», украшающие своды.
– Мы хотели передать дух промышленной архитектуры Обводного канала, – говорит главный архитектор проекта Павел Малмалаев. – К сожалению, северная столица теряет этот стиль, появляются новые здания, которые совсем не похожи на те, что были раньше. Вот мы и решили перенести этот облик в метро.
Подземную часть станции украшают панно общей площадью более 450 квадратных метров. Но это не привычная мозаика, которую можно увидеть на большинстве станций. Из кусочков смальты собраны сотни картин «из жизни района». Мимо дымящих труб катятся повозки, между которыми снуют спешащие по делам рабочие. Такое чувство, что переносишься на сто лет назад и оказываешься в начале XX века.
Художник Александр Гордин, трудившийся над этим панно, сначала вместе с фотографом прошелся по набережным «наземного» Обводного канала, чтобы сделать тысячи снимков. Затем на несколько месяцев засел в городские архивы и принялся выискивать старинные фотографии этих мест. А главным этапом стало создание коллажей – с помощью компьютерной графики художник совместил старые снимки с новыми. Что из этого получилось, можно увидеть в подземном вестибюле вновь открывшейся станции…
В будущем образ промышленного района перекочует на станцию «Обводный канал – 2». По словам Павла Малмалаева, проект ее оформления уже разрабатывается. В планах художников – отказаться от традиционного камня и создать станцию из стекла и бетона, оформив ее картинами, иллюстрирующими ход строительства.
Кстати, с чувством юмора у метростроевцев все в порядке. Картонный каркас, которым пока закрыта стоящая на платформе информационная мультимедийная стойка, кто-то украсил огромной надписью «Осторожно, хрусталь!».
– Хрусталя там, конечно, никакого нет, просто у нас тут народ сильный, любит взять побольше и кинуть подальше, – объясняют рабочие. – Поэтому и написали.
Что же до недостатков, то у «Обводного канала» два минуса. Первый – компактность станции. Чтобы уменьшить затраты на строительство, все три тоннеля (два – для поездов и один – для платформы) решили сделать одного диаметра, по 8,5 метра. Из-за этого платформы достаточно узкие. В будущем это может вырасти в большую проблему – столпотворение пассажиров в часы пик. Второй минус – пластиковая отделка наклонного хода. Когда спускаешься по эскалатору, складывается впечатление, что попадаешь в трубу пылесоса.
«Ответственные работники» обещают: после торжественного открытия «Обводный канал» не закроют на доработку, а все оборудование не выйдет из строя через полтора-два месяца, как это произошло с эскалаторами на «Спасской».
Никита Рубцов, фото Андрея Малашкевича