Планета

Ну, «Лада», погоди!

10 октября

 

Германский автопром к конкуренции с «Калинами» готов

Вероятно, вы удивитесь, читатель, но автопромышленность Германии готовится к борьбе не на жизнь, а на смерть за российский авторынок, собираясь при этом соперничать не с японцами или корейцами, а с… отечественными «Ладами Калинами» и «Приорами». «Мерседесы», БМВ, «порше» – против наших «тачек», ежедневно подвергающихся насмешкам российских острословов? А вот немцам – не смешно. Дело в том, что, более-менее насытив сегмент рынка, предлагающий дорогостоящие германские лимузины и спортивные машины «новейшим русским», немцы сейчас всерьез намерены пободаться с нашим автопромом за среднестатистического россиянина.

 

А вот он, как показывают исследования, проведенные по заказу немецких автогигантов, до сих пор предпочитает германским малолитражкам «Лады». Следовательно, с ними и придется воевать, предлагая на нашем рынке конкурентоспособные модели по цене до 10 тысяч евро. И – собирать их в России, чтобы не подпасть под ввозные пошлины. Эта новость должна порадовать соотечественников: конкуренция «германцев» с «Ладами» создаст не только больший выбор машин для «простых русских», но и новые рабочие места в нашей стране.

Перефразируя известную поговорку: то, что хорошо русскому, немцы постараются заменить отличным. В планах генерального наступления немецкого автопрома на Россию – замена «Лад» столь же доступными для населения по цене «фольксвагенами», «опелями» и иже с ними. При этом планы автоэкспансии рассчитываются немцами с поистине тевтонской дотошностью. Например, представители концерна «Фольксваген» подсчитали, что среднестатистический москвич зарабатывает сейчас в год около 15 тысяч евро, что в 2013-м уже свыше 7 миллионов россиян будут получать в год не меньше 50 тысяч евро, что «рубить окно в Россию» им надо с Сибири: там на 1000 жителей приходится лишь 277 машин, из которых 170 исполнилось 7 и больше лет.

Характерно, что исследования российского рынка персональных автомобилей – исследования, проводимые по сотням (!) параметров, – спешно заказывают сейчас практически все ведущие немецкие автоконцерны. Подоплека такого ажиотажа проста и достаточно забавна: притом что российский авторынок уже успел стать крупнейшим авторынком Старого Света, немецкие производители несколько «проспали» этот момент. Нет, разумеется, они верили в нашу страну, верили в годовые отчеты, показывающие прирост продаж немецких автомобилей в РФ на 25–40 процентов в год. Но не ждали, что Россия столь быстро потеснит Германию с первого места в плане спроса людей на машины. Так, всего годом ранее шеф «Фольксвагена», господин Винтеркорн, планировал соответствующее развитие событий «лет через шесть». Да и оценки экспертов, ангажированных «Опелем», оказались лишь немногим более точными: «русский рынок обгонит немецкий ориентировочно в 2014 году».

Любопытно было наблюдать за ажиотажем, царившим среди представителей немецких автофирм на недавнем автосалоне в Москве. Из подслушанного в кулуарах: «Началом покорения русского рынка можно будет счесть момент, когда с конвейеров, ныне выпускающих «Лады», сойдут первые немецкие машины». А почему бы и нет? Так ведь и произошло со «Шкодой Йети», которая теперь сходит с конвейеров прежних «Волг». Между тем примечательно, что фактически каждый немецкий концерн абсолютно уверен, что России нужна именно его продукция и, в меньшей мере, продукция земляков-конкурентов по освоению отечественного автоклондайка.

Так, если «Фольксваген» – крупнейший в РФ производитель иномарок – в лице его шефа Мартина Винтеркорна уверен, что Россию надо завоевывать машинами средней ценовой категории, «пригибая «Калину», то «Опель» с его лимузином «Астра» полагает, что нам не хватает «правильных» машин экстра-класса. Для того чтобы покорить Россию а-ля «Опель» – надо «изгнать французов из ее столицы». Проще говоря, потеснить не «Ладу», а «Рено». Знаковое явление: всемирная премьера «Опель Астры» прошла именно на Московском, а не, скажем, на Берлинском автосалоне.

Впрочем, для нас, патриотов города на Неве, – вне зависимости, хватает ли наших доходов на недорогую модель от «Фольксвагена» или на «Астру», – куда важнее то, что «Опель» расширяет свое производство в Петербурге. Если ныне с питерских конвейеров этой фирмы ежегодно сходят 98 000 автомобилей, то начиная с 2015-го соответствующее число возрастет до 230 тысяч машин. (К слову, «питерские» «кадиллак» и «шевроле» – не американские, как часто и ошибочно полагают, а немецкие, «опелевские» детища, и производят их у нас.)

То, что происходит сейчас на авторынках Европы и России, можно назвать медленным исходом из Старого Света как «машин для среднего класса», так и лимузинов, и спортивных авто повышенной проходимости (т. н. SUV). Как сказал на столичном автосалоне представитель фирмы «Опель» Альфред Рик, «продажи немецких автомобилей в России стабильны и компенсируют упадок спроса в Испании, Италии, Франции». Впрочем, и в Германии – в том числе…

Интересно, что ситуацию со стагнацией авторынков в ЕС можно уподобить… локауту в НХЛ. Впрочем, первая для нашей страны объективно важнее. Ведь если благодаря хоккейному локауту в Россию приезжают «звезды ледовых арен» (за которых платим мы), то в связи с «автозастоем» в Европе к нам переезжают не только прославленные «звезды немецких автострад», но и инвестиции в соответствующую отрасль. Лишь один пример: только «Опель» и только в производство в Калуге вкладывает 250 миллионов евро и 750 миллионов – в расширение фирменных торговых точек, мастерских, выставочных залов, модернизацию цехов. В целом счет немецких капиталовложений в «обрусевшую» автоотрасль уже в ближайшие годы пойдет на многие десятки и сотни миллиардов евро. Эти цифры можно считать подсказкой концернам «Рено» и «Ниссан», главным акционерам АвтоВАЗа, выпускающего столь раздражающие немцев «Приоры» и «Калины». Что ж, романтическое признание шефа «Фольксвагена» Мартина Винтеркорна, согласно которому немецкие автопроизводители хотят «стать частью России», обретает осязаемую финансовую плоть.

Любопытный феномен: в то время как владельцы немецких автогигантов охвачены в России – по определению прессы ФРГ – «настроениями старозаветных золотодобытчиков», простые рабочие, трудящиеся на конвейерах в Германии, задаются вопросом о «феномене немецких машин» в РФ. Ведь действительно «германцы» – одни из лучших в плане надежности, но только – «одни из». Да и дешевыми те модели, которые до сих пор представлены на нашем рынке, трудно назвать. (Не случайно те же «Лады» для немцев – конкурент пока лишь на перспективу.) Между тем у моих местных русскоязычных коллег есть ответ на этот вопрос: «Приобретая «немца», россияне платят не только за автомобиль, но и за статус по имени Германия».

В начале девяностых годов статус легенд немецким «бумерам» и «меринам» создавали так называемые «новые русские», которым завидовал тогдашний безлошадный обыватель. Став состоятельнее, этот обыватель потянулся за мечтой юности, покупая «престиж». Интересно, что немцы эффективно используют такое веяние, ориентируясь на новое поколение россиян. Так, на смену былым «меринам» сейчас пришли Porsche Cayenne и Audi R8, плотность которых в Москве высока, как ни в одном другом уголке мира. Сколько бы и какие модели ни выводили на русский авторынок азиаты, у германской автоэкспансии останутся в РФ традиционные преференции. Такова сила привычки поколений, всегда предпочитавших «Адидас» любой другой спортивной марке, а дешевой «кореянке» – БМВ.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно