Общество

Ораниенбаум преображается

04 августа

 

Вступая в должность генерального директора ГМЗ «Петергоф» два с половиной года назад, Елена Кальницкая была готова к ударам финансового кризиса, который уже подрывал изначальные планы реставрационных работ, но и тогда рассказывала журналистам о перспективах дворцово-парковых ансамблей, о проблемах воссоздания объектов, чудесах Ораниенбаума и своих розовых мечтах. А вот что она рассказывает сейчас.

– Елена Яковлевна, в сентябре Ораниенбаум отметит 300-летний юбилей, в связи с этим в музее-заповеднике ведутся масштабные реставрационные, ремонтные работы. Для посетителей откроются Большой Меншиковский дворец и залы Китайского дворца. В чем была главная сложность в реставрации дворцов? В чем особенности восстановления именно этих помещений?

– Реставрация памятников Ораниенбаума весьма специфична. Дворцы строились на прибрежных территориях, где сложно решаются вопросы гидроизоляции зданий и coздания дренажа. Особенно сложные проблемы всегда возникали с Китайским дворцом – сегодня понятно, что под ним, скорее всего, проходит природный водоток, который обуславливал постоянную сырость в подвалах здания, построенного без цоколя, прямо на земле. В настоящее время разработана методика противокапиллярной защиты от сырости, принято решение протапливания здания до 5–6 градусов в зимнее время, что позволит сохранить уникальную отделку интерьеров на долгие годы. Особенность реставрации проявляется прежде всего в том, что внутреннее убранство Китайского дворца полностью сохранилось с XVIII века. Поэтому специалисты в полной мере занимаются консервацией, сохраняя все аутентичные элементы отделки неприкосновенными.

– Какие экспозиции будут открыты в отреставрированных дворцах? Как проходит процесс их подготовки?

– В Большом дворце, первым владельцем которого был Александр Меншиков, после реставрации впервые будут открыты 10 залов. Музея как такового здесь никогда не было – наши предшественники делали выставки в неотреставрированных помещениях. Сегодняшняя экспозиция включает в себя помещения второго этажа, сохранившие отделку второй половины XIX столетия – периода жизни во дворце Мекленбург-Стрелицких. Это Белая столовая, Малиновая гостиная, Серый кабинет и другие. Здесь будет максимально воссоздано интерьерное убранство этого периода. На первом этаже посетителей ждут современные экспозиционные решения. Государственный музей-заповедник «Петергоф» получил в прошлом году грант Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» и создал интерактивную экспозицию об истории Петергофской дороги за 300 лет ее существования. В Китайском дворце будут показаны зрителям 4 отреставрированных зала, среди которых уникальный Стеклярусный кабинет. Остальные помещения гости музея увидят до начала реставрационных работ и будут иметь возможность потом сравнить. Активные реставрационные работы проходят в зонах, прилегающих к Большому дворцу. Восстанавливаются Нижний сад и Южный двор, на выходе из которого будет установлен памятный знак Меншикову в виде бронзового померанцевого деревца. Остальные территории будут приведены в порядок: их реставрация пройдет уже после юбилея.

– Какой вы видите жизнь музея-заповедника в Ораниенбауме после юбилея?

– Надеюсь, что юбилей привлечет в Ораниенбаум многих любителей и ценителей старины. Реставрационные работы будут продолжены, они продлятся не один год. Музеи Ораниенбаума традиционно летние, поэтому они будут работать в привычном режиме. Впереди в 2012 году – прокладка сетей по всей территории, завершение реставрации интерьеров павильона Катальной горки, фасады которой уже выполнены, реставрация дворца Петра III, работы в парке. Опасность, что после юбилея финансирование не будет бесперебойным, увы, имеется – так бывает. Однако средства на будущий год уже выделены, и мы надеемся на лучшее будущее для этого уникального места.

– Восстановительные и реставрационные работы ведутся не только в Ораниенбауме. В последние годы открылись Церковный корпус, Телеграфная станция, Фермерский дворец. Какие новые экспозиции в ближайших планах?

– Такого бурного года, как этот, думаю, пока не предвидится. Сейчас музей видит свою главную задачу в реставрации памятников, многие из которых в аварийном состоянии. Нужна масштабная замена зеленого массива – многие деревья больные и старые. Требуется ремонты фонтанов и каскадов – например, знаменитая «Шахматная гора» ждет не дождется своей очереди. В тяжелом состоянии Марлинский пруд, Марлинский вал и многое другое. Будем продолжать замену кровли Большого дворца, впереди реставрация его фасадов. Мечтаем о продолжении музеефикации парка «Александрия». Впереди – второй этаж Фермерского дворца, экспозиция в Фельдъегерском домике, посвященная развитию фельдъегерской службы в России. Государственный музей-заповедник «Петергоф», куда входит и Ораниенбаум, это, по сути, музейная империя, работы полно всегда.

– За жизнью парков Петергофа уже можно наблюдать в интернете. Предполагаете ли и дальше внедрять и использовать современные, инновационные музейные технологии в Петергофе и Ораниенбауме? Можно ли ожидать, что в ближайшее время музейные экспозиции будут представлять собой не только собрание предметов и документов, но и видеоинсталляции, интерактивные программы?

– Мне современные подходы к музейному делу очень нравятся. Мы все время развиваем направление мультимедийных программ в экспозиции. Например, во входной зоне Китайского дворца можно будет увидеть компьютерную программу «Шинуазри в России». Она предвосхитит знакомство зрителей с интерьерами дворца. Во дворце Петра III можно будет увидеть мультимедийный фильм о судьбе несчастного императора. Еще одна любопытная новинка – экспозиция «Ожившая археология», которая откроется в Меншиковском дворце и позволит включить найденные археологические элементы в контекст виртуально воссозданных памятников.

– Недавно вы сообщали о намерениях компании Google сотрудничать с Петергофом и сделать видеокарту музея. Продвигается ли этот проект?

– Проект с Google нам очень интересен, мы участвуем в нем одними из первых в музейном сообществе. Соглашение уже подписано, и мы начнем работать, как только в Санкт-Петербург прибудет необходимое для съемок оборудование.

– Действительно ли осушается система водоснабжения фонтанов в Петергофе, из-за чего падает напор воды? Угрожает ли это каким-то образом работе фонтанной системы?

– Проблема нехватки воды для фонтанов возникала периодически с момента создания водоподводящей системы. Еще в середине XVIII века было замечено, что в засушливые годы при ежедневном действии фонтанов наблюдается недостаток воды. Опасаясь перебоев работы фонтанов, Канцелярия от строений летом 1750 года провела заседание с участием фонтанного дела мастера Брунати, на котором было решено устроить на Старо-Петергофском канале накопительный водоем с плотиной, получивший название Шинкарский. Однако устройство Шинкарского водоема не улучшило водоснабжения фонтанов и Гранильной фабрики, которая в то время потребляла около трети всей поступающей воды. В одном из рапортов в Министерство императорского двора управляющий петергофскими фонтанами Вистенгаузен сообщал, что летом 1826 года все ключи у деревни Большое Забродье совершенно иссякли, что действие фонтанов и Гранильной фабрики наполовину сократилось. Подобные ситуации повторялись с периодичностью раз в 40–50 лет. В последний раз это было в 1972–1973 годах – тогда фонтаны работали по 2–3 часа в день. Конечно, активное строительство в зоне водосбора представляет огромную угрозу водоподводящей системе фонтанов, и мы делаем все возможное для обеспечения ее экологической безопасности.

– Руководители многих петербургских музеев иногда сетуют на неподобающий внешний вид посетителей, туристов, особенно тема «музейного дресс-кода» становится актуальной таким жарким летом, как сейчас. Как вы считаете, целесообразно ли рекомендовать посетителям музеев, особенно музеев-храмов или торжественных дворцово-парковых ансамблей, какими являются Петергоф и Ораниенбаум, воздержаться от слишком открытых нарядов или спортивной, рабочей одежды?

– Я считаю, что это необходимо. В Петергоф приезжают как на пляж, половина мужчин в это жаркое лето ходят с обнаженным торсом – и среди них есть как «аполлоны», так и не очень… Я воспринимаю это и как непонимание уникального статуса этого места, и как неуважение к нашей работе, и просто как проявление бескультурья. Но уверена я, увы, и в том, что если человек позволил себе раздеться в императорской резиденции, где все дышит историей его отечества, убеждать его в неправоте бесполезно. Он не захочет понять этого все равно. Боюсь, что тут возможны только непопулярные меры – штрафы или выдворение с территории. Пока мы к этому не готовы, но это время обязательно наступит. Кстати, ни единого раза я не видела у нас в гостях раздетого иностранца…

 

Беседовала Анастасия Монакова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
+1
23 ноября
суббота
-1
24 ноября
воскресенье
+1