Город

От площади Мира до Сенной. Или обратно?

09 апреля

Существующие проекты реконструкции одной из центральных площадей Петербурга вызывают массу споров. Так как же должна выглядеть площадь в идеале? Время на обсуждение ещё есть

На фоне кризиса Смольный решил сократить траты городского бюджета. В том числе власти приняли решение перенести финансирование реконструкции Сенной площади с 2015 года на последующие, но при этом срок окончания работ не изменялся – конец 2016 года. Сенная площадь за свою долгую историю успела несколько раз сменить облик. Но только в советские годы (тогда она называлась площадью Мира) она была настоящей площадью – открытым пространством, обрамлённым зданиями, сейчас она загромождена торговыми павильонами. Какой Сенную видят городские власти и существуют ли альтернативные взгляды, выясняло «НВ».

 

1999 год. На Сенной площади начат демонтаж строительных конструкций «Метростроя», простоявших здесь 8 лет после сооружения нового участка метро



2002 год. Сенная площадь открылась после реконструкции к 300-летию Петербурга. В честь этого события её на один день сделали пешеходной

 

Проект Смольного

Нынешний облик Сенной площади сформировали к 300-летию Петербурга, которое отмечалось в 2003 году. Тогда после строительства второй станции метро – «Садовой» – на площади возвышалась наземная часть метрополитеновской шахты, её по кругу объезжали трамваи, повсюду были разбросаны торговые ларьки и киоски. Грязь, вонь, бродяги, жульё – горожане отправлялись сюда только в случае крайней необходимости.

После реконструкции количество недовольных если и убавилось, то ненамного. Городские власти позволили холдингу «Адамант» поставить по периметру восемь торговых зданий, для отвода глаз названных временными. И всё пространство площади превратилось в перекрёсток с узкими тротуарами.

К новой реконструкции чиновники начали готовиться заранее, ещё в 2009 году. Тогда впервые публике представили проект сноса всех торговых павильонов и «малых архитектурных форм», засорявших ландшафт, чтобы Сенная по-настоящему могла именоваться площадью. Автор тех построек, директор института «Торгпроект» Владимир Ловкачёв, говорит, что ему не жалко своих детищ, тем более что они и так стоят больше десятка лет.

– Вариант с павильонами сделали за несколько минут до 300-летия, – объясняет он.

Первоначальную концепцию разработала мастерская «Росар» Андрея Хруцкого. Помимо сноса павильонов предполагалось решить и другую проблему – устроить подземные переходы. И жители эту идею восприняли на ура: все, кто хоть раз бывал на Сенной, знают, что перед светофорами скапливается огромное количество пешеходов, которые просто не помещаются на тротуарах. Уже тогда был задуман и демонтаж «Башни мира». Но снесли её через год, в 2010-м, потому что её стеклянная поверхность потрескалась на солнце.

Основным проектировщиком реконструкции стал государственный институт «Ленгипроинжпроект». За архитектурную часть отвечала группа «Суарт» Александра Супоницкого. На этом этапе в проект добавилась подземная автостоянка рядом с метро «Сенная площадь». Супоницкий говорил, что «это очень дорогостоящее мероприятие в части перекладки сетей, фантастически дорогостоящее».

«Суарт» предложил разместить на площади немного зелени, скамейки, да и вообще больше половины территории отдать пешеходам, а не машинам. В таком виде проект прошёл все согласования и даже получил положительное заключение экспертизы.

Но недавно выяснилось, что комитет по развитию транспортной инфраструктуры нарушил законодательство об охране памятников: ради создания бессветофорного правого поворота с Садовой улицы на Московский проспект предполагалось демонтировать фонтан «Нептун» – памятник федерального значения работы самого Тома де Томона, автора Биржи на Стрелке Васильевского острова. В комитете заявили, что никакой ценности он не представляет! Только вмешательство журналистов заставило чиновников обратить внимание на ситуацию, и теперь фонтан должны оставить в покое.


Проект градозащитников

Свой взгляд на будущее Сенной площади появился у урбанистов из движения «Красивый Петербург». Основное предложение – организовать транспортный узел в одном месте, перед вестибюлями станций метро «Сенная площадь» и «Спасская». Туда они хотят загнуть трамвайные пути и там же обустроить трамвайно-автобусную остановку.

Помимо этого, градозащитники рекомендовали отказаться от идеи строительства подземных переходов. Координатор движения Стив Каддинс пояснил, что спускаться под землю могут далеко не все. В частности, это довольно тяжёлое испытание для престарелых людей и для женщин с маленькими детьми в колясках, даже если есть пандусы. Также Каддинс обращает внимание, что в подземных переходах собираются бомжи, и из-за этого там вечный смрад.

Урбанисты считают, что лучший переход – наземный, со светофорами. И задача власти – правильно их отрегулировать, чтобы не переполнялись тротуары. Впрочем, в случае с Московским проспектом решить этот вопрос позволит разве что вечный зелёный для пешеходов. Но тут нужно кардинальное решение – ограничение транспорта в центре.

А вот количество зелени в активистской концепции не увеличивается: одна линия из деревьев в лунках предусматривается по периметру площади. И даже если не обращать внимания на тот факт, что в лунках деревья почти не приживаются (это показывает пример с Гостиным Двором), кажется, что ни чиновники, ни любители пофантазировать на тему улучшения городской среды не могут порадовать петербуржцев новыми скверами.

Предлагается и предусмотреть места для размещения… торговых павильонов. Дело в том, что, по мнению авторов, от коммерсантов Сенную площадь избавить всё равно не удастся. И торговля будет процветать, только незаконно и где попало – например, как сейчас на тротуаре Садовой улицы между Сенной и Гороховой улицей. Важно определить, какую территорию займут ларьки, как они будут выглядеть и как вокруг них станет собираться народ, чтобы это не мешало остальным.

Между тем в комитете по развитию транспортной инфраструктуры заметили существенный минус: в концепции «Красивого Петербурга» предполагается, что трамвайные пути будут дважды под острым углом пересекать проезжую часть Садовой улицы, и это приведёт к постоянным ДТП. Сейчас такая организация существует на проспекте Обуховской Обороны возле улицы Крупской и возле переулка Матюшенко – там постоянные ДТП, а асфальт изрисован следами от торможения.


Другие предложения

Сенная площадь должна быть открытым городским пространством, считает координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов. Он уверен, что на ней не должно быть торговых павильонов вообще, а зелень допустима по периметру. У площади обязана быть доминанта, и ею, по мнению Литвинова, вполне может стать воссоздаваемая Успенская церковь, более известная как Спас на Сенной.

– То, как организовано движение пешеходов у метро «Лиговский проспект» на перекрёстке с Транспортным переулком и Разъезжей улицей, меня вполне устраивает. Другое дело, что переходы должны быть привязаны к станциям метро, а такой связи ни с «Сенной площадью», ни со «Спасской», насколько мне известно, не предусматривается.

Сложные транспортные решения, подобные тем, что предлагает «Красивый Петербург», обычно приводят к заторам. Например, водители начинают снижать скорость, чтобы понять, куда ехать. Или останавливаться вообще, запутавшись в схеме. Или, наконец, нарушать правила дорожного движения, разворачиваясь или поворачивая там, где нельзя, поскольку иначе не выбраться из плена дорожных знаков и разметки. Поэтому схема должна быть максимально простой для автомобилистов, отмечает Литвинов.

Руководитель Адмиралтейского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Аля Деконская призналась, что на машине старается не выезжать на Сенную площадь, потому что организация движения там сейчас ужасная. Основная проблема – левый поворот с Садовой улицы на Московский. Из-за этого в часы пик пробка может растянуться чуть ли не от Марсова поля.

По мнению Деконской, важно не только правильно разнести автомобильные и пассажирские потоки, но и обратить внимание на архитектурное оформление. Например, снести торговый центр «Пик». Обязательно необходимо воссоздать церковь.

Деконская обращает внимание, что центру Петербурга очень не хватает зелени. И если проектировщикам удастся воплотить в жизнь её советы и при этом добавить зелени, она будет счастлива.

Бывший главный архитектор Петербурга, а ныне руководитель мастерской «Союз 55» Александр Викторов уверен, что главная проблема Сенной площади – «завершение периметральной застройки, то есть надо исправлять зону метро – «дыру». Там, на углу с улицей Ефимова, уместно аккуратное современное здание.

– Я считаю, что в нынешнем виде Сенная площадь не должна быть. В 2003 году был воплощён её дореволюционный образ по фотографиям конца XIX века, когда там стояли четыре металлических павильона, где торговали сеном. Сделана игра на тему той старой площади. Но после того как она поэксплуатировалась в таком виде, эта идея себя изжила. Я бы оставил чистую площадь с хорошим благоустройством и без этих ларьков, при этом первые этажи домов должны быть отданы сфере услуг, – говорит Александр Викторов.



2015 год. По общему мнению специалистов, транспортные потоки на площади надо правильно организовать, чтобы она не напоминала центральную магистраль, как сейчас



2015 год. Доминантой площади, по мнению экспертов, может стать церковь Спас на Сенной, реконструкция которой сейчас идёт полным ходом

 

 

Владислав Воробьёв. Фото Интерпресс и Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно