Пешком как по Невскому?
В Петербурге всё отчётливее звучит идея отдать исторический центр пешеходам
Тонны железа загромоздили самые «топовые» места Петербурга, вроде этого участка Большой Морской
Инициативу движения «Красивый Петербург», активисты которого предложили сделать участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба пешеходной зоной, поддержали и в администрации Центрального района, и в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Весь этот участок – какая-то сотня метров. Но решение отдать эти метры пешеходам, если оно будет принято (теперь слово за ГИБДД и Дирекцией по организации дорожного движения), может положить начало масштабной перестройке, которая до неузнаваемости изменит облик исторического центра Петербурга, превратив его в настоящий архитектурно-эстетический рай.
Центр нашего города – и сейчас одно из самых красивейших мест на земле. После долгих лет обветшания здесь наведён достойный макияж, появился европейский лоск. Но пришла другая напасть – автомобили. Машины в северной столице размножаются почкованием, и строительство новых дорог и развязок не помогает. Сегодня даже во дворах – пробки: хоть регулировщиков ставь. А гулять по центру при всём его великолепии становится всё неприятнее: машины забили всё.
Тот же самый пятачок у арки Главного штаба – натуральная парковка. И это в самом сердце Петербурга.
«Упомянутый участок Большой Морской улицы не используется для целей удовлетворения спроса на передвижение с использованием автомобильного транспорта, – признаёт в своём официальном заключении глава КРТИ Дмитрий Буренин. – Нерационально использовать данный участок улично-дорожной сети центральной части города в качестве парковки, так как по Большой Морской улице пролегают основные маршруты следования пешеходов по культурно-бытовым целям, участок активно используется в туристических целях. Наличие на нём стихийной парковки вредит имиджу рассматриваемой части городского центра, притягивающей пешеходные потоки высокой интенсивности».
Простим чиновнику бюрократический стиль изложения. Главное – суть. А суть такова, что как для рядовых горожан, так и для руководителей Смольного становится всё очевиднее: автомобили уродуют исторический центр. И ведь «основные маршруты следования пешеходов по культурно-бытовым целям пролегают» вовсе не только по этим метрам Большой Морской. Они пролегают по Итальянской и Михайловской, по всем Большим и Малым, по всем улочкам, впадающим в легендарный питерский проспект. И мы даже не заметили, как все эти «притоки», а вместе с ними и сам Невский оккупировали миллионы дымящих и гремящих жестяных коробок. Они теперь здесь хозяева. И вся эта золотая земля служит им.
«Создание пешеходной зоны на участке Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба не вызовет негативных последствий для движения по улично-дорожной сети в зоне тяготения данного объекта», – уточняет глава КРТИ.
Что ж, на то он и транспортный чиновник, чтобы заботиться о движении по улично-дорожной сети. Впрочем, даже самим автомобилистам уже не в радость перемещаться по оккупированной территории.
– От улиц, окружающих Невский, давно уже никакого толку, – отмечает заведующий фотослужбой «НВ» автомобилист Андрей Чепакин. – Здесь попросту не проехать. По сути, центр города сегодня – это одна сплошная стихийная парковка.
Так что если на время забыть о сомнительных транспортных (читай – автомобильных) интересах и пофантазировать? Немного решительности – и можно себе представить, в какой упоительный оазис можно превратить Невский и его окрестности.
За примерами далеко ходить не надо. В Петербурге уже есть Малая Садовая, Малая Конюшенная, 7-я линия Васильевского острова… Конечно, едва ли стоит делать пешеходным половину города. Но пешеходная зона не единственный вариант. Взять, к примеру, Большую Конюшенную или Конногвардейский бульвар. Бульвар – вот главенствующий дорожный тип в таких городах, как, например, Барселона, которая по праву считается транспортным эталоном Европы.
Если быть чуть смелее, то пусть не пешеходной зоной, но хотя бы бульваром можно сделать даже Невский проспект. Выглядит это так: узенькие тротуары по берегам, по полторы полосы движения в каждую сторону, а на фарватере – деревья и карнавальная зона для пешеходов. Утопия? Ничего подобного. Именно так выглядит «барселонский Невский» – бульвар Рамбла, который никак не шире нашего Невского. И никаких пробок – просто потому, что машины сюда предпочитают не соваться.
из первых уст
«Готовы предложить ещё несколько пешеходных зон»
Красимир Врански, один из руководителей движения «Красивый Петербург»
Обращаясь к властям по поводу участка Большой Морской, мы не особенно-то рассчитывали, что нас поддержат. Но оказалось, что идея убрать парковку от арки Главного штаба чиновникам очень понравилась. А положительная оценка нашей идеи со стороны руководителя одного из ключевых комитетов Смольного (который к тому же курирует вопросы развития транспортной составляющей) – это уже фактически зелёный свет для новой пешеходной зоны.
Перед тем как рассылать письма со своим предложением, волонтёры «Красивого Петербурга» провели специальное исследование. В течение двух майских дней (для чистоты эксперимента был выбран один рабочий день и один выходной) мы работали на этом участке Большой Морской. Результаты исследования: по Большой Морской у арки Главного штаба проходят по 40–45 тысяч человек в день. При этом на той же самой территории за сутки паркуется лишь около сотни машин, причём 20–25 из них – не по правилам.
Теперь осталось дождаться официального решения о запрете парковки на этом участке. Но останавливаться на достигнутом мы не намерены и готовы предложить городским властям ещё несколько участков в центре, где можно было бы оборудовать пешеходные зоны. Как раз в эти дни мы заканчиваем большое исследование, главная цель которого – выяснить, какие улицы в исторической части города наиболее востребованы у пешеходов. В наше поле зрения попала часть Невского проспекта – от Адмиралтейства до площади Восстания, а также все прилегающие к нему магистрали. Ряд конкретных предложений мы готовы озвучить уже сейчас. Так, у Казанского собора есть небольшой пятачок, где регулярно паркуются автомобили. И в этом же месте постоянно возникает столпотворение: пешеходов много, но им не хватает места. Думаю, логичнее было бы отдать этот участок им, убрав оттуда машины.
Практика показывает, что обустройство пешеходных зон – это не так уж и проблематично. Ещё лет пятнадцать назад никто и подумать не мог, что в самом сердце Петербурга появятся участки, проезд по которым запрещён. А сейчас город сложно даже представить без Малой Садовой и Малой Конюшенной, наших самых известных пешеходных улиц.
…Кстати, «Красивый Петербург» – это не какое-то официально зарегистрированное движение. Мы просто общаемся и обсуждаем проблемы на общей площадке в интернете. Так что побороться за сохранение красоты города может любой. Например, письма по Большой Морской я направлял в администрацию Центрального района вовсе не от общественной организации, а от себя лично как от физического лица. То же самое может сделать каждый неравнодушный петербуржец.
Такого Петербурга может и должно быть больше
ракурс
«От Европы отстаём»
Владислав Шумейко, аналитик крупной туристической компании
Пешеходные зоны – это то, что привлекает туриста и где он оставляет свои деньги. В любом туристическом центре Европы в таких местах всегда царит оживление, ведётся бойкая торговля. Петербург же в этом плане пока ещё сильно отстаёт.
Но и злоупотреблять пешеходными зонами тоже не стоит. Если большую часть исторического центра отдать под пешее движение, то мы получим транспортные проблемы, гигантские пробки на тех участках, которые открыты для проезда. К тому же если пешеходных зон появится слишком много, то они просто не будут востребованы у отдыхающих в полном объеме. Идеальным вариантом я вижу появление еще четырех-пяти зон. Причём желательно, чтобы они находились в непосредственной близости от станций метро. И надо обязательно пристально следить за тем, чтобы автомобилисты не нарушали правила, и тех, кто въедет в пешеходную зону, нещадно штрафовать. Иначе получится как на Малой Конюшенной улице – вроде она пешеходная, а заставлена вдоль и поперёк автомобилями.
проект
Пешеходная зона от Миллионной до Галерной?
Идею организации масштабной пешеходной зоны в Петербурге предложил руководитель архитектурной «Студии 44» Никита Явейн, чей проект эксперты признали наиболее отвечающим требованиям программы реновации двух исторических кварталов города («Конюшенной» и «Северной Коломны – Новой Голландии»). Архитектор предложил выделить из общего пространства так называемые золотую и серебряную пешеходные «версты».
По задумке Никиты Явейна, пешеходная зона соединит Миллионную и Галерную улицы, пройдя через Александровский сад. На всём протяжении автор проекта предлагает расположить многочисленные кафе, ресторанчики, бутики, пекарни, магазины. А окрестные дворы, по мнению руководителя «Студии 44», оживят творческие мастерские и картинные галереи.
резюме
На любую идею, направленную на улучшение городского, нашего жизненного пространства – будь то расширение пешеходных зон или «антиавтомобильные» меры, – найдётся немало возражений. И это естественно. Но всё-таки городу придётся сделать стратегический выбор: быть или мегаполисом в самом дурном значении этого слова, или столичным, но комфортным европейским городом. Во втором случае автомобилям неизбежно придётся потесниться.
Владимир Афанасьев, Павел Шевченко. Фото Евгения Лучинского, Алексея Лощилова, «Интерпресс»