Город

«Петербург создан для метро!»

21 января

Сегодня «Метрострой» отмечает свой 70-й день рождения


Чтобы жители соседних домов не страдали от шума, стройплощадку станции «Адмиралтейская» накрыли надувным колпаком


Только метрополитен способен решить транспортные проблемы северной столицы, в этом убежден глава «Метростроя» Вадим Александров. Но, по его словам, пока в своем развитии Петербургский метрополитен отстает от идеала лет на двадцать, а городу в реальности не хватает 30–40 новых станций. Эти цифры кажутся фантастикой, но руководитель предприятия-юбиляра верит в их реальность. В юбилей родного «Метростроя» Вадим Александров рассказал о том, как будет развиваться и строиться Петербургский метрополитен.

– Петербург создан для метро! Есть такое понятие – пешеходная доступность, – главный метростроитель Петербурга рассказал, каким видит метро в XXI веке. – От каждого дома в городе, где бы он ни стоял, до ближайшей станции должно быть не больше 700–800 метров.

Увы, пока эти представления о метрополитене будущего разбиваются о суровую стену реальности, когда планов много, а проблем еще больше. Одна из главных – отказ федерального бюджета финансировать очень дорогие подземные стройки. Поэтому, чтобы не тормозить строительство метрополитена, петербургская казна обязана тратить собственные миллиарды. На 2011 год их выделено 9 миллиардов.

– Это нонсенс! – прокомментировал ситуацию Вадим Александров. – Куда бы мы ни стучались, никто нас не поддерживает. Везде говорят, что метро – это муниципальный транспорт. Мол, вы его имеете, вы его и развивайте. Хотя федеральная поддержка должна быть! Особенно у таких городов, как Москва и Петербург. В мире мало таких государств, где казна не вкладывалась бы в метро. А у нас сначала было 50 на 50, потом 20 на 80, а теперь – совсем ничего. Все планирует местный бюджет, но средства есть. 

По словам Вадима Александрова, во многом это произошло из-за того, что после 1990-х годов «Метрострой» смог быстро подняться и развернуть активную деятельность, а проектные институты этим похвастаться не могли, они отстали.

– Сейчас принимаются все меры, – пояснил генеральный директор. – Чтобы успевать, мы создали в «Метрострое» свою проектную группу.

Вместе с глобальными задачами «Метрострой» решает и задачи дня сегодняшнего. Первая из них – станция метро «Адмиралтейская», которая по плану должна встретить первых пассажиров в конце декабря этого года.


Не «Адмиралтейская», а цирк шапито!

Вадим Александров пока не назвал точных сроков, когда закончится самый настоящий подземный долгострой. Притом что на глубине 80 процентов работ уже выполнили, город никак не мог решить вопрос с наземной частью «Адмиралтейской». Процесс расселения дома на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка растянулся на несколько десятилетий. Еще одна проблема – вести такое строительство в самом сердце Петербурга. Чтобы не повредить старинные дома, метростроители купили в Германии горнопроходческий щит «Аврора». Впервые его опробовали на строительстве наклонного хода для «Обводного канала», а потом переоборудовали на «Адмиралтейскую». Тоннель для эскалатора там уже строится, но работы идут с опозданием.

– Людям не нравятся работы по ночам, есть шум, – рассказал Вадим Александров. – Чуть что, прибегают, жалуются, мы прекращаем.

Работы остановили в конце ноября, но вскоре строительство возобновится. Для этого всю стройплощадку «Метрострою» пришлось закрыть надувным куполом, очень похожим на цирк шапито.

– Через неделю начнем проходку, – пояснил глава «Метростроя». – Когда сдадим «Адмиралтейскую», я смогу сказать, только когда пройдем наклонный ход. Тогда решится сложнейшая городская задача… Постановлением Анатолия Собчака два ближайших дома тоже должны были расселить, но этого не сделали. Поэтому мы работаем под зданиями, где живут люди. Разве можно торопить?


До Купчино – в 2012-м, в Шушары – в 2015-м

В следующем году «фиолетовая» ветка петербургского метро продлится еще на две станции. В Купчино, где плотность населения велика, а метро практически нет, появятся сразу две станции – «Бухарестская» и «Международная».

– Это совершенно реальные сроки, – рассказал Вадим Александров. – Думаю, в августе, ко Дню строителя, обязательно сдадим. Увы, как бы я ни бился, но мою идею переименовать «Бухарестскую» в «Метростроевскую» не поддержали.

К 2015 году метро должно прийти в Шушары, там появится станция «Южная», но пока эти работы в стадии проектирования.

– Очень долго рассматривался вопрос, как строить: на земле или под землей? Наверху, конечно, дешевле, – пояснил глава «Метростроя». – Но мы никогда не оцениваем землю. Сколько она будет стоить через 10–20 лет? А под землей мы никому не мешаем.


Впереди – два года тишины

После того как откроются «Бухарестская» и «Международная», в городе наступит временное затишье. Вот здесь и скажется отставание проектировщиков от строителей.

– Пока очень плохо обстоят дела с проходкой новых тоннелей, – сообщил главный метростроитель. – Заканчиваются все работы. На этот год нам осталось на «Международной» пройти два тоннеля по 700 метров. И все! Нам придется заниматься Красносельско-Калининской линией. Хотя бы стройплощадки освоить.

Новая ветка должна соединить север города (конечная станция «Ручьи») со Стрельной (конечная станция «Константиновская»). Правда, когда это случится, предсказать невозможно. Пока эта ветка в стадии проекта, метростроители планируют решить другие насущные задачи: построить на «Спасской» свой эскалатор и открыть второй выход со «Спортивной» на Васильевский остров.


Метро футболу не помощник

К 2018 году, когда в России состоится чемпионат мира по футболу, в Петербурге должны решить транспортную проблему на Крестовском острове. Глобально здесь метро не поможет. Это признал даже Вадим Александров, но свои предложения для Смольного уже подготовил.

– На прошлой неделе я был у вице-губернатора Юрия Молчанова, мы обсуждали подъезды к стадиону. От «Старой Деревни» можно сделать второй выход, – поделился планами Вадим Александров. – А на самом Крестовском острове – бесполезно. На время футбола там вообще станцию надо будет закрывать. Рядом со стадионом нельзя строить метро.


Новая схема – новые возможности

В феврале этого года городу покажут новую схему развития метрополитена до 2025 года. Чем именно она будет отличаться от предыдущей, пока неизвестно. Но, как заявил Вадим Александров, жизнь вносит свои правки и долгосрочная схема развития нашему метрополитену просто необходима. Например, в предыдущем плане развития не значилась «Театральная». А теперь она нужна – на площади Труда. Предполагается, что большое внимание проектировщики уделят намывной территории на Васильевском острове.


история

Метро началось совершенно секретно

Вадим Александров, глава «Метростроя»

Из архивов я поднял один документ – приказ народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича «О строительстве метрополитена в городе Ленинграде» от 21 января 1941 года. Он шел под грифом «Совершенно секретно». В приказе сказано: «Приступить немедленно к строительству метрополитена». Немедленно! «Сооружение вести глубоким заложением 30–50 метров», – ошиблись немного, нужно было указать 50–70 метров. «Строительство первой очереди закончить в четвертом квартале 1942 года». За два года! С нуля! «До утверждения проектов и смет вести работы без проектов и смет». Такой решительности на сегодняшний день очень не хватает! «Немедленно приступить к набору рабочих в количестве 25 тысяч человек. В первом квартале – 8 тысяч человек». Вот так закрутилось строительство метро. Трудно поверить, но в тяжелейших условиях, когда даже проектов не было, оно велось. Пока не началась война.

«Метрострой» мобилизовали на защиту города. На фронт не пускали: люди, умевшие держать в руках лопаты, делали окопы, траншеи. Сразу после войны предприятие занималось восстановлением заводов, строили метро, потому что понимали, что без этого вида транспорта нельзя. Главная задача на тот момент – максимально облегчить работу строителей. Ведь труд был адский! Только отбойными молотками! В 1949 году на стапелях Кировского завода изготовили первый механизированный щит, который проходил 1250 погонных метров в месяц, и это не было пределом. До сих пор эти машины у нас работают…

Строили в условиях послевоенной разрухи, но с потрясающим энтузиазмом. И в 1955 году сдали сразу восемь станций. Больше никогда такого не случалось! Это была большая победа!

 

 

 

Материалы подготовили Ирина Тищенко и Никита Рубцов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь