Общество

По фасаду встречают

19 сентября

Морской фасад Петербурга должен стать для туристов витриной и визитной карточкой северной столицы, но может обернуться очередной градостроительной ошибкой


Согласно концепции застройки Морского фасада жилые здания выстроятся вдоль береговой линии, а нежилые – вдоль ЗСД

 

В этом году должны утвердить переработанный проект планировки намывной территории Василеостровского острова. С учётом нынешних законодательных норм это единственный документ, который влияет на будущий облик Морского фасада: там отражены высоты, функциональное назначение, более-менее точное расположение домов. Правда, никто не даст гарантии, что в итоге мы не получим очередной пример негармоничной застройки, совсем не украшающей Петербург.

По словам директора бюро «Межевание городских территорий» Петербургского института градостроительного проектирования Павла Никонова, подобные опасения не беспочвенны, ведь архитекторы в последние годы разучились думать о градостроительстве – их интересуют только конкретные дома.

– Мы переживаем общенациональную проблему, связанную с тем, что всё время впадаем в крайности, – делится мнением Павел Никонов. – У нас нет никаких середин. До 1980-х годов все архитекторы упражнялись в градостроительстве, потому что объёмного проектирования практически не было. И как только в начале 1990-х годов открыли возможность архитекторам и застройщикам самовыражаться, они мгновенно забыли вопросы средового проектирования. Выкинули всё из головы и ударились в вопросы одного отдельно взятого объекта.

Такое отношение уже приводило к градостроительным ошибкам. Например, жилой дом «Финансист» на площади Собчака, в целом весьма удачный, своей высотой нарушил панорамы и Стрелки Васильевского острова, и набережной Лейтенанта Шмидта. И если дать застройщикам волю, как это происходит сейчас, они превратят Морской фасад в унылый набор спальных многоэтажек. И даже если каждый застройщик постарается сделать красивые дома, в целом линия прибрежной застройки будет хаотичной.

А ведь достойный вид с Финского залива Петербургу очень нужен. И если уже сейчас об этом не думать, то можно докатиться до состояния земель вдоль железных дорог. Кто сейчас испытывает радость от открывающихся из окна поезда «красот», когда подъезжает к Московскому вокзалу, например?

– В других странах территории, которые прилегают к въездным железнодорожным магистралям, весьма благополучны в архитектурном смысле и приветствуют гостя, а вовсе не поворачиваются к нему грязным, рваным, изношенным нижним бельём. У нас же едешь через какой-то мрак и спрашиваешь себя: «Господи, куда ты приехал?» Морской фасад в этом смысле аналогичен, – считает Павел Никонов.

Весной градостроительный совет Петербурга рассматривал переработанную концепцию застройки Морского фасада. Ранее в северной зоне, отделённой от южной рекой Смоленкой, планировался высотный бизнес-сити. По словам создателя новой концепции Александра Викторова, руководителя студии «Союз 55», изменившиеся времена потребовали отказаться от обилия офисов.

– Мы хотели создать гуманную, спокойную, традиционную петербургскую среду с квартальной застройкой, – так оценил свою работу господин Викторов.

По новому проекту жилья будет вдвое больше, чем нежилых домов. При этом жилые здания сосредоточатся на береговой линии, а нежилые – вдоль Западного скоростного диаметра. Решено ограничить и высоту. Всего на территории разрешат построить шесть высотных доминант до 80 метров. А прочая застройка станет ярусной: высота зданий будет уменьшаться по мере близости к заливу. Это сделано из экономических соображений – так получится больше видовых квартир.

Но беда в том, что представленная концепция на деле лишь красивые планировочные рисунки. Подобные ограничения никак не заставляют архитекторов думать о фасадах. А потому они могут получиться не только разноцветными, но и, например, полностью стеклянными. Да и, если дать волю фантазии, никто не может запретить застройщикам возвести панельные дома в соответствии с заложенными высотными ограничениями – и каким тогда будет Морской фасад?

Между тем бывший главный архитектор Петербурга и экс-председатель градсовета Юрий Митюрев говорит, что опасаться не стоит.

– Вся эта набережная, каждое из зданий, будет рассматриваться в комплексе с соседними, – утешает Юрий Митюрев. – И не должно получиться так, что один дом будет красным, а соседний – жёлтым. Во всяком случае, я надеюсь.

Оптимистично настроенный Митюрев обратил внимание и на то, что все три дома, которые сейчас уже строят, не будут выходить на набережную – они сосредоточены вдоль Западного скоростного диаметра. Что же касается лицевых зданий, обращённых на залив, то в градостроительных планах участков, по мнению эксперта, всё же будут отражены важные параметры: и объёмы, и высоты, и функции.

Концепция от «Союза 55» зафиксировала и ещё один важный момент, которого ждут от морского фасада. По мнению разных экспертов, здесь должно быть место для прогулок горожан, которые смогут любоваться морскими далями и закатами.

И приморскому городу, как Петербург, очень странно не иметь такую набережную. Хотя в том же Севастополе есть Приморский бульвар, в приволжских городах – Волжские набережные. Эту мысль активно поддерживает бывший главный художник Петербурга Иван Уралов, ныне заведующий кафедрой изобразительного искусства факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. По его словам, у Петербурга нет Морского фасада.

– Что увидит гость, прибывающий в Петербург по морю? Огни жилых домов? Это заставляет гостя сразу ехать в центр. Но это неправильно! Нужно прибрежье, на котором можно было бы отдохнуть, которое бы не на словах, а на деле создало окно в Европу. Словом, нужна общественная, живая зона, – считает Уралов.

Однако официально создание пешеходного променада в районе Морского фасада не предполагается.

– По имеющейся информации, до настоящего времени концепция эспланады вдоль Финского залива (Морского фасада) не разрабатывалась и не утверждалась, – заявил зампредседателя комитета по градостроительству и архитектуре Александр Тетерин.

Хотя чиновники не хотят распространяться о набережной раньше времени, руководитель студии «Союз 55» Александр Викторов всё же поделился с «НВ», что пешеходная зона запланирована, причём как на южной части намыва, так и на северной. Это будет широкая мощёная территория вдоль берега с гранитными парапетами, лавочками и другими малыми архитектурными формами. На первых этажах домов, выходящих на Финский залив, предусмотрено размещение объектов обслуживания и кафе. Однако, чтобы в них попасть, гуляющим придётся переходить проезжую часть. Но, по прогнозам Викторова, там большого потока машин не ожидается.

Архитектор также подчеркнул, что эта набережная создаётся для горожан, а не для гостей. Поэтому он не согласен с тезисами Ивана Уралова.

– Те туристы, которые прибывают в Петербург на паромах, хотят посмотреть на историческую часть города, сходить в музеи. Они не будут тратить время, чтобы погулять по этой набережной, – отметил собеседник.

Таким образом, облик будущей набережной залива станет во многом зависеть как от чиновников с их негласным воздействием на застройщиков, так и от самих застройщиков. Последние должны в каком-то смысле наступить себе на хвост и понять, что они строят не конкретный проект, а создают важнейший архитектурный ансамбль XXI века в Петербурге. И если все причастные не договорятся и начнут действовать только лишь «в соответствии с законами», то последствия их огромнейшей градостроительной ошибки будут возмущать целые поколения петербуржцев.

 

между тем…

Всё началось с «Капитана Немо»

Намывать новые территории Васильевского острова и острова Декабристов начали в 2006 году. До тех пор граница города проходила по Морской набережной (собственно, отсюда и название) и прилегающему побережью, на котором, несмотря на отсутствие песка, местные жители устраивали импровизированный пляж.

Первым новым зданием на намыве стал Пассажирский порт Санкт-Петербург (в конце Мичманской улицы). Сейчас он стоит окружённый гектарами свежеподнятого со дна песка. Строить первый жилой дом на намывной земле начали в 2012 году. Им стал «Капитан Немо» от «Лидер-групп». Правда, застройщики, видимо, были большими романтиками. Ведь ни дорог, ни инженерных сетей, ни уж тем более магазинов и детских садов там нет и в обозримом будущем не планируется. Но обещания «всё сделать» заставило наивных дольщиков нести в строительную контору свои сбережения. И вот результат: сейчас, когда одинокий дом среди пустыни готов на 100 процентов, нельзя получить разрешение на ввод его в эксплуатацию – внутри нет ни воды, ни газа, ни канализации. Строительство же инженерных коммуникаций, возможно, завершится только в 2016 году.

Надо заметить, что «Капитан Немо», как и ещё два жилых дома на намыве, к созданию которых уже приступили, не объединены единой концепцией. Они даже не похожи друг на друга.

 

«Балтийская жемчужина» подаёт пример градостроителям

В Петербурге есть и положительный пример комплексной застройки микрорайона разными застройщиками с учётом единой концепции. Речь о «Балтийской жемчужине». Поначалу планировалось, что единым девелопером станет Шанхайская инвестиционно-строительная компания, но по ходу реализации китайцы приняли решение раздать участки питерским застройщикам. В итоге там трудятся три разные компании.

– По отношению к первому проекту концепция изменилась, – говорит Юрий Митюрёв. – Тем не менее каждый участок рассматривался очень внимательно, подвергался анализу на его соответствие всей застройке. И, как мне кажется, там серьёзных ошибок пока не произошло.

По его словам, «Балтийская жемчужина» стала своего рода репетицией на тему того, как можно с учётом нынешних законов, которые не позволяют диктовать строителям архитектуру, выполнить единую застройку.

 

Морскому фасаду Петербурга быть. Но каким?

Владислав Воробьёв. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2