По шпаргалкам зодчих прошлого
«НВ» продолжает рассматривать в деталях проекты застройки «Набережной Европы». Сегодня знакомимся с концепцией, предложенной «Архитектурной мастерской Максима Атаянца»
«НВ» продолжает знакомить читателей с архитектурными концепциями застройки территории будущей «Набережной Европы» – квартала, ограниченного Малой Невой, проспектом Добролюбова и переулком Талалихина. Напомним, через несколько лет сюда должны переехать Высший арбитражный и Верховный суды Российской Федерации. Кроме того, в этой части Петроградской стороны появится и жилой квартал, а также Дворец танцев Бориса Эйфмана. В конце октября жюри предстоит выбрать один из четырёх проектов, в числе которых есть и концепция «Архитектурной мастерской Максима Атаянца».
Кроме самого Максима Борисовича над проектом активно работали ещё шестеро специалистов его бюро. В результате коллектив предложил вариант, при котором композиция «торжественно раскрывается в сторону водного пространства Невы». Иными словами, Максим Атаянц и его коллеги решили не ломать привычную для окружающего пространства стилистику и обратить современные ансамбли судебного комплекса и соседних зданий в сторону реки. Сами авторы подчёркивают, что это продолжение славных традиций петербургской архитектуры. Таким образом, например, располагали свои творения зодчие с мировыми именами, спроектировавшие и построившие Стрелку Васильевского острова, здания Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Сенатской площади или Дворцовой набережной. «Набережная Европы», уверены современные архитекторы, также является важнейшей частью этого общего пространства, а значит, и формироваться должна по традиционным архитектурным принципам.
Главным приоритетом концепции «Архитектурной мастерской Максима Атаянца» заявлено сохранение невских панорам. Сразу же стоит отметить положительный момент, который служит доказательством того, что авторы действительно очень бережно отнеслись к этому вопросу: высота выходящих на Малую Неву зданий (и жилых, и деловых) различна, комплекс образует как бы ломаную линию, снижающуюся в правую сторону (в том случае, если смотреть на фасады с набережной Макарова).
Кроме того, авторы учли и необходимость сформировать так называемые «видовые коридоры» – визуально они протянутся от Дворцовой набережной через Стрелку Васильевского острова до Князь-Владимирского собора. Этот вид долгое время считался утраченным из-за того, что на месте будущего комплекса «Набережная Европы» высились здания Государственного института прикладной химии (ГИПХ), закрывающие обзор. В проекте Максима Атаянца специально выбрана такая высота и такое месторасположение зданий судов и Судебного департамента, чтобы после завершения строительства видовой коридор остался прежним и обзор не перекрывался.
Из наиболее интересных решений, предложенных Максимом Атаянцем, также стоит отметить проект восстановления исторических зданий Тучкова Буяна и Шофного корпуса, разобранного в 1920-х годах. Любопытно, что примерно то же самое хотел сделать почти 100 лет назад (в 1914 году) русский архитектор Фомин, разработавший проект реконструкции этой территории. Он, впрочем, так и не был реализован.
Дворец танцев Бориса Эйфмана, по задумке авторов концепции, станет архитектурной доминантой комплекса со стороны проспекта Добролюбова. Этому должна поспособствовать его цилиндрическая аркада. Кстати, как раз Дворец танцев разделит жилые улицы, через которые пройдут видовые коридоры.
И наконец, со стороны Биржевого моста зрителю откроются специально заниженные корпуса Судебного департамента, над которыми, по задумке архитекторов, станет выситься основное здание суда. А чтобы новый комплекс гармонично сочетался с водой, авторы предлагают сделать набережную пешеходной и высадить на ней множество деревьев и кустов. К слову, озеленению в концепции Максима Атаянца вообще уделено очень большое значение. Помимо деревьев и кустов он предусмотрел в своём проекте немало цветников и газонов.
компетентно
«Набережная должна быть для людей»
Рафаэль Даянов, член петербургского Совета по сохранению культурного наследия, архитектор:
– Судить представленные на конкурс проекты – это не совсем моё дело. Могу высказать лишь личную точку зрения. На мой взгляд, Максим Атаянц, в отличие от других, обратился к опыту столетней давности. Изучил предложения, выдвигавшиеся мастерами в качестве вариантов застройки этого участка тогда. Это очень хорошо.
Для меня, кстати, странно, что ни тогда, ни после проекта реконструкции, который пыталась реализовать компания «ВТБ-Девелопмент», на этом месте ничего так и не построили. Как будто какой-то рок над ним навис. Просто мистика какая-то! Надеюсь, что в этот раз всё получится.
Самое главное, чтобы новая архитектура не диссонировала со старыми зданиями, с памятниками. Нельзя допустить, чтобы она очень сильно отличалась от сложившегося ансамбля. Плюс обязательно нужно добиться обилия зелёных зон. Набережная должна быть предназначена для людей, её ни в коем случае нельзя закрывать! И она должна быть, повторюсь, зелёной. Между прочим, именно такой вариант неоднократно прорабатывался в прошлом веке. В середине 1970-х, например, градостроительный план предусматривал организацию длинной пешеходно-спортивной зоны.
В общем, в проекте застройки «Набережной Европы» нужно попытаться выдержать определённые петербургские традиции и стиль. И тогда все будут довольны.
Жилая улица, через которую проходит видовой коридор. Впереди – главный фасад Дворца танцев. По правую руку – проспект Добролюбова, слева – набережная
Владимир Афанасьев