Город

Под топор?

05 февраля

Горожан уверяют, что деревьям ничего не грозит. Но зачем тогда понадобилось менять список зелёных зон? Об этом – в расследовании «НВ»


Сегодня, согласно данным официального сайта Законодательного собрания, в петербургском парламенте должно состояться заседание комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. В повестке – обсуждение проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения и изменения в закон Санкт-Петербурга «О зелёных насаждениях общего пользования». Есть все основания полагать, что за этой формулировкой скрывается внесение очередных изменений в «охранный список» – в реестр зелёных насаждений общего пользования (ЗНОП). А это значит, что зелёные зоны, которым грозит исключение из этого списка, могут просто-напросто застроить.

Речь идёт о более чем двух десятках участков, указанных на нашей схеме, общей площадью около 12 гектаров. Перечень этих участков распространили активисты из общественного движения «Красивый Петербург». Они рассказали, что в конце декабря на сайте смольнинского комитета по земельным ресурсам появился проект обновлённого реестра ЗНОП. Общественникам потребовалось немало времени, чтобы сопоставить новый список с ныне утверждённым – и обнаружить те самые зоны, которые из «охранного» реестра могут исчезнуть, если проект будет принят.

– Никакого списка скверов, выводимых из-под охраны, не было. Никто не хочет афишировать эту информацию, – рассказал вчера «НВ» координатор «Красивого Петербурга» Красимир Врански. – Но понятно, что, если участок убирают из списка, значит, с этим участком планируется что-то сделать: построить жильё, торговый центр…

Однако конкретная информация о том, почему та или иная зона должна быть выведена из списка ЗНОП, отсутствует. И это настораживает ещё больше.

– На участке, выведенном из-под охраны, чиновники могут разрешить построить что угодно, – отмечает Красимир Врански. – Поэтому мы призываем людей, жителей указанных в списке адресов, посылать запросы муниципальным депутатам, в районную администрацию, чтобы выяснить судьбу каждого конкретного участка. А вообще, возмущает уже то, что власть никак не обсуждает свои планы, касаемые зелёных насаждений, с гражданами.

«НВ» обратилось за разъяснениями в парламент Петербурга – ведь именно здесь сегодня должно состояться заседание той самой профильной комиссии по этому вопросу.

В парламенте нас ошарашили: мол, никакого заседания не планируется и вообще нечего раньше времени поднимать волну. Хотя повторим: заседание ещё вчера вечером значилось в планах Законодательного собрания.

Заместитель председателя комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Борис Вишневский, в частности, заявил «НВ»:

– В июле-августе наша рабочая группа действительно оценивала итоги дополнительной инвентаризации зелёных насаждений. Часть скверов предлагали убрать из списка, что-то наоборот – внести. Я не со всеми пунктами согласен. Но окончательного текста, созданного на основании этой работы, я пока не видел. Он вывешен на сайте только как проект, его ещё не рассматривали, и окончательной версии нет. Вот когда правительство будет обсуждать конкретный документ, тогда будем разбираться конкретно с каждым адресом.

При всём уважении к депутату, заметим: сейчас, быть может, бить в набат и рано, но, как показывает практика подобных случаев, потом бывает поздно...

Другой депутат, Алексей Ковалёв, который тоже занимается этим вопросом, был более конкретен. Он отвечает, в частности, за территорию Васильевского острова, где располагаются сразу несколько зон, оказавшихся под угрозой.

– На моей территории есть несколько зелёных участков, которые муниципалы просят перевести во внутриквартальное ведение, потому что город не занимается их благоустройством. Эти участки будут переданы муниципалитетам при условии, что те станут следить за ними сами. То есть зелень в этих местах сохранится. Просто участки перейдут под контроль других людей.

Предложение выглядит логичным – на первый взгляд: город за сквериками не ухаживает, муниципалы же, дескать, приведут их в идеальный порядок. Но если городской комитет по благоустройству действительно забросил эти скверы, то разумнее было бы спросить за это с чиновников комитета, а не затевать возню по изменению статуса земель? Так что в эту версию верится с трудом.

Впрочем, и у депутата Ковалёва есть сомнения по одному из скверов списка.

– У нас есть большие сомнения по поводу сквера на пересечении Бугского переулка и 5-й линии В.О., – заявил «НВ» депутат. – Его исключают якобы для передачи детскому саду, находящемуся напротив. И аргументируют это тем, что по санитарным нормам у всех детских садиков должна быть территория для прогулок. Но возникает несколько вопросов. Во-первых, будет ли этот сквер свободен для посещения? Скорее всего – нет, ведь территория детсадов огораживается. Во-вторых, в этом сквере находится трансформаторная подстанция, а по тем же санитарным нормам детям гулять рядом с ней запрещено. В общем, что-то здесь нечисто, с этим сквером мы ещё будем разбираться на комиссии. Но других подозрительных случаев у меня на Васильевском нет.

Но вот что интересно: откуда вообще «растут ноги»? Кто именно затеял все эти изменения, которые планируется внести в реестр ЗНОП?

Как мы выяснили, из ЗНОП участки могут быть исключены следующим образом. В начале каждого года чиновники комитета по земельным ресурсам начинают готовить документы, где указываются определённые территории, которые они хотели бы вывести из перечня или, наоборот, внести в него. По нашим данным, за это в комитете отвечает первый заместитель председателя Людмила Бобкова. Вчера связаться с ней не удалось – телефон в приёмной упорно не отвечал.

Далее подготовленный чиновниками комитета список отправляют на обсуждение специальной городской комиссии. В неё входят представители Смольного, депутаты ЗС, градозащитники, общественные деятели. Как рассказал тот же депутат Ковалёв, во время заседаний этой комиссии противникам исключения скверов из ЗНОП удаётся отбить наиболее спорные участки. Но при этом парламентарий посетовал, что из-за чиновничьего большинства в комиссии сохранить их статус получается далеко не всегда.

– Если в тексте документа значатся те участки, которые обсуждались на заседаниях комиссии, то обычно всё в порядке, – уточняет Алексей Ковалёв. – Но чиновники могут попытаться под шумок внести в список и другие объекты. И тогда нужно держать ухо востро.

…А в заключение – самый простой вопрос: зачем вообще трогать закреплённый законом Санкт-Петербурга список зелёных зон? Что это за закон, который каждый год переписывается, выворачивается наизнанку как чулок?

 

И совсем уж напоследок дадим на этот простой вопрос такой же простой ответ: закон о ЗНОП, под каким бы соусом это ни подавалось, переписывается в угоду коммерческим структурам. Земля в обжитых районах города – как тот же Васильевский остров – стоит около 10 миллионов долларов за гектар. Площадь выводимых из списка скверов и зелёных зон, как мы посчитали, – около 12 гектаров. То есть цена вопроса – 120 миллионов долларов. Есть ещё вопросы?..

 

Софья Андреева, Софья Иваненко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно