Поезд заменит мосты
Между «Адмиралтейской» и «Спортивной» запускают челнок, воспользоваться которым можно с 1 до 3 часов ночи
Петербургский метрополитен продлевает работу на два часа. Правда, касается это только одного небольшого участка между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» и только с 30 апреля по 5 мая и с 8 по 12 мая. Ночной поезд станет курсировать между станциями с 1 до 3 часов.
Запуск челнока превратился для городских чиновников в настоящую «идею фикс». Ранее, напомним, метрополитену уже предлагалось связать таким поездом «Невский проспект» и «Горьковскую». Но первое же исследование (чтобы высчитать возможный пассажиропоток, эксперты изучили данные о количестве пассажиров, курсирующих параллельно веткам подземки в ночное время по выходным автобусов) показало: желающих пользоваться им слишком мало, а затраты, наоборот, окажутся гигантскими. Плюс ко всему на участке между «Горьковской» и «Невским проспектом» отсутствует даже техническая возможность для ночного движения. Для нового проекта технического обоснования отказа пока не поступало. Но ясно, что он тоже вряд ли станет очень популярным у горожан и туристов и также потребует немалых денег.
О том, что между «Адмиралтейской» и «Спортивной» по ночам пойдут составы, первым сообщил начальник управления информации Смольного Андрей Кибитов в своём «Твиттере». Там же он рассказал о том, что жёсткое требование к руководству метрополитена и комитета по транспорту изыскать возможность запуска челнока исходило лично от Георгия Полтавченко. Выбранный участок имеет перспективы – с открытием второго выхода «Спортивной» он соединит с центром ещё и жителей Васильевского острова.
Идея переправлять пассажиров в период навигации с одного берега Невы на другой под землёй имеет один большой плюс. С помощью ночного поезда загулявшие и опоздавшие на мосты петербуржцы могут добраться из центральной части на Петроградскую сторону. В принципе, польза от такого переезда очевидна лишь для тех, кто живёт в непосредственной близости от станций «Спортивная», «Чкаловская» или «Горьковская». В пешеходной доступности также и окрестности «Петроградской». Остальным жителям правобережной части Петербурга предстоит нелёгкий выбор – идти пешком (и оказаться дома к утру и уставшим), либо вызывать такси или ловить попутку-частника. В этом случае поездка обойдётся в кругленькую сумму – добраться в 3 часа ночи от «Спортивной», например, до северо-приморской части города или Весёлого посёлка стоит около 800–1000 рублей. Но это в любом случае лучше, чем до утра дожидаться открытия всех станций метро.
Впрочем, на этом плюсы заканчиваются. А минусов, к сожалению, гораздо больше. Во-первых, на одном из участков фиолетовой ветки значительно сокращается по времени окно, в которое специальные службы метрополитена проводят необходимые работы по осмотру путей, ремонту оборудования и так далее. При этом в такую зону попадает не только отрезок «Спортивная» – «Адмиралтейская». Придётся перекрывать для технических работников подземки один из путей от «Садовой» до «Чкаловской». Потребуется привлечь большее количество путевых рабочих, а это значит и увеличить расходы. Не говоря уж о дополнительных средствах, которые нужно выделить на оплату электричества, работы бригад машинистов, эскалаторных служб и так далее. К слову, по трудовому законодательству по ночам их услуги оплачиваются по специальному двойному тарифу. Похоже, чиновники даже не задумались о том, откуда городской бюджет (и так дефицитный) возьмёт деньги на компенсацию расходов метрополитена.
– Пока сложно говорить о том, какую часть расходов подземка покроет за счёт ночных перевозок, – сообщил официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – Первые данные появятся после 12 мая.
По словам Дмитрия Игнатьева, тестовый период должен не только дать ответ на вопрос о востребованности челнока, но и определить, сколько денег в бюджете нужно заложить на компенсационные перечисления в бюджет метро.
– Выгода от запуска такого поезда очень сомнительна, – считает аналитик рынка транспортных услуг Сергей Ерофеев. – Но дело даже не в деньгах. В конце концов, общественный транспорт в большинстве стран убыточен, это социальный проект. Главная проблема в том, что из-за движения ночного поезда может полностью нарушиться снабжение материалами станций, расположенных на участке от «Садовой» до «Международной», ведь подавляющее большинство оборудования подвозится на платформы и в тоннели исключительно мотовозами по рельсам. Без их использования, по сути, можно ремонтировать только эскалаторы.
По словам эксперта, если между «Адмиралтейской» и «Спортивной» пойдёт челнок, вывозить мусор, поставлять оборудование и стройматериалы, мыть тоннель специальной моечной машиной можно будет только по второму пути. Итогом почти со стопроцентной вероятностью может стать либо срыв работ во втором тоннеле, либо срыв логистических операций в угоду ремонту в нём. Объединить их в метрополитене вряд ли решатся из-за требований безопасности.
– Если проводить все эти работы одновременно, рано или поздно кто-то из рабочих не услышит приближения мотовоза или выйдет из сбойки прямо на пути, – отметил Сергей Ерофеев. – Последствия могут быть самыми страшными, вплоть до летального исхода. Если у города есть лишние деньги на метро, лучше пустить их на развитие линий или закупку нового подвижного состава. К сожалению, чиновники не стали слушать доводы специалистов, призывавших отказаться от этой затеи.
Окончательно судьба ночных челноков решится в середине мая, когда подведут первые итоги тестового периода движения. В случае если поезд признают востребованным, с июня и до конца навигации он станет курсировать между «Адмиралтейской» и «Спортивной» ежедневно.
Владимир Афанасьев. Фото Александра Гальперина