Планета

«Пора нажать на тормоза»

29 май

Чтобы узнать точку зрения западных политтехнологов на украинский кризис, мы побеседовали с «режиссёром» многих «оранжевых» революций литовцем Аудрюсом Буткявичюсом. В конце интервью он заявил: «Не понимаю, как одна из ведущих российских газет сможет напечатать этот наш разговор…»

В послужном списке одного из самых высокооплачиваемых политтехнологов в мире Аудрюса Буткявичюса разработка таких эпохальных событий, как восстановление независимости Литвы, украинская «оранжевая» революция, события в Грузии и Киргизии… И это далеко не полный список. Практик «цветных» революций, один из лучших учеников знаменитого теоретика психологической войны Джина Шарпа приложил свой мощный аналитический интеллект ко многим и многим мировым катаклизмам. Сейчас он работает (кто бы мог сомневаться!) на Украине, и журналистов, особенно российских, мягко говоря, сторонится. Когда мы позвонили ему с просьбой дать комментарий по поводу украинских событий, он предупредил: «Мои позиции вряд ли будут для вас приемлемы…» И всё-таки, хорошо зная наше издание, на интервью согласился. Правда, с оговоркой: «Давайте условимся. Вы либо напечатаете мои слова, не искажая смысла, либо не будете печатать вообще». Мы согласились. Потому что сочли: россиянам необходимо знать, чем аргументирует свои взгляды человек, играющий на противоположной стороне политического поля…

– Господин Буткявичюс, сегодня некоторые политологи говорят о том, что украинская ситуация практически зашла в тупик. Вы с этим согласны или выход из существующего положения всё же возможен?

– Сейчас (после выборов украинского президента. – Прим. ред.) Кремлю есть с кем говорить в Киеве. Остаётся только переговорный процесс. Если, конечно, урегулирование конфликта мирным путём является целью обеих сторон.

– Простите, что сразу перебиваю, однако давайте всё же уточним – вы сказали: «обеих сторон». Имеется в виду Россия и Украина?

– Действия России заставили западные страны тоже занять свои позиции в конфликте. Сейчас переговоры будут вестись не столько с Украиной, сколько с ЕС, НАТО, США, Германией. То есть с Западом. Украина – только капкан, в который Россия полезла.

– Я только что вернулась из Брюсселя, где встречалась с несколькими еврокомиссарами. И у меня сложилось впечатление, что все они в некоторой растерянности по поводу развития украинских событий…

– Все испугались! Угроза нависла над всеми. Вернулась риторика времён холодной войны, и западные политики поняли, что безобидной и лёгкой жизни пришёл конец… Даже те, которые были рекрутированы действовать пророссийски, включили задний ход. Слишком резкие движения были сделаны вами, слишком! Теперь Россия должна искать очень конструктивную позицию в ситуации, называемой «украинским конфликтом».

– А какую именно конструктивную позицию?

– Прежде всего надо изменить лексику. Когда один из собеседников официально использует слова типа «фашист» и «бандеровец», он сам себе закрывает путь переговоров. Во-вторых, отказаться от политики угрозы использования вооружённой силы. В-третьих, не разрешать своим гражданам участвовать в конфликте с оружием в руках. Все эти никем не управляемые вооружённые силы – это обоюдоострый кинжал…

– Но ведь, наверное, слова типа «бандеровцы» появились не на пустом месте?

– Это не важно. Морализация ведёт только к эскалации. Когда мы будем иметь не «фашистов» и «бандеровцев» с одной стороны и «русских шовинистов» и «холуёв» с другой – тогда появится пространство для разговора. И как только Россия перестанет посылать сигналы поддержки так называемым сепаратистам, вопрос будет исчерпан. Уверяю.

– И всё-таки позвольте с вами не согласиться. Судя по тому, что происходит в этом регионе, несложно прийти к выводу: на Украине появились многочисленные банды, каждая из которых рвётся к власти.

– Сегодня Украина имеет президента, избранного в первом туре. Если до Крыма украинцы только играли в политику государственности, то сейчас для них созданы реальные предпосылки стать государством и получить адекватную помощь держав Запада. В том числе и в области безопасности и обороны.

– А как вы относитесь к тому, что население стран Балтии, где тоже много русскоязычных, сейчас фактически готовят к войне с Россией? В Латвию собираются ввести войска американцы, эстонцы получили бэтээры, литовцам прислали дополнительные истребители. Зачем нужно распространение конфликта за пределы Украины?

– У нас думают, что кто-то в России просто сошёл с ума или почувствовал себя живущим в девятнадцатом веке. Всё, что делается у нас, – это от страха. Вы всех здорово напугали, и сейчас оборонным нуждам будет уделяться намного больше внимания. Зачем, например, надо было в одностороннем порядке прекращать договор с Литвой о проверках военного транзита в Калининград? Вы даёте карты в руки своим противникам, и если не собираетесь нападать завтра (а вы ведь не собираетесь!), то такие действия просто непростительная глупость.

– И у обывателя от всего этого складывается впечатление, что мы стоим на пороге третьей мировой…

– Идёт передел мира. Россия за последние полтора десятка лет почувствовала себя достаточно сильной и намерена воздействовать на мировую политику. Другие силы мира воспринимают это как посягательство на их интересы. Одной из возможных причин действий России в ситуации с Украиной считается заинтересованность во владении военно-промышленным комплексом Украины, который на случай большой войны будет жизненно важен для России. Так что вы навели страху. Но насчёт войны мировой… Думаю, до этого даже товарищ Дугин не додумался.

– Но сколько у нас – я имею в виду не только Россию, но и Запад – есть времени для того, чтобы выйти из ситуации мирным путём?

– Прежде всего это не календарный срок. Это срок политический. И он напрямую зависит от событий, которые произойдут. Кровь человеческая уже проливается. И, если люди будут гибнуть и дальше, скорость развития конфликта увеличится. Пора нажать на тормоза. Это всё ещё можно сделать.

– Допустим, после выборов ситуация на Украине стабилизируется, она заключит договоры с Евросоюзом. И что дальше? Европа будет тянуть на своём горбу огромную, экономически отсталую страну?

– Если вы проанализируете экономическую ситуацию на Украине, то увидите: её долги ничтожны по сравнению с долгами многих европейских стран. Не настолько уж это разваленная страна, чтобы было допустимо говорить о катастрофе. Западу не придётся тащить на горбу Украину. Эта страна имеет богатый внутренний рынок и экономику, которая может быть запущена и начнёт нормально функционировать. Знаю страны Евросоюза, где ситуация хуже.

– А как же ситуация с газовыми долгами? Она ведь не может не повлиять на украинскую экономику!

– Несомненно, повлияет. Но Россия не одна в этом мире. К тому же имеется немало рычагов, которые будут в таком случае использоваться против Москвы.

– В этом можно не сомневаться. Помимо всего прочего у многих уже сегодня появилось ощущение, что вокруг нас вновь появляется железный занавес…

– Даже не обсуждая, с чьей стороны строится стена, могу сказать: да, она растёт. Старые взгляды на Россию как на наследника Советского Союза вновь оживают на Западе. Причём оживают так быстро, что я даже не мог себе такого представить. Это символ. А всё в нашем мире строится на символах… Вот так я вижу ситуацию. И, между прочим, абсолютно не понимаю, как одна из ведущих российских газет сможет напечатать этот наш разговор…

Беседовала Светлана Белоусова


кстати

Тем временем в Литве…

• Некоторые литовские СМИ, не объясняя, правда, откуда они получили такую информацию, позавчера рассказали своей аудитории о том, что мирных украинских граждан на Востоке Украины бомбят и обстреливают… российские военные. А другие привели фрагменты выступления спикера антитеррористической операции Владислава Селезнёва, который заявил, что украинские силовики не воюют с гражданским населением, и опроверг информацию о смертях гражданских лиц в Донецке от оружия украинских силовиков.

• Зачем в Литву за последние пару месяцев дополнительно переброшены британские и американские истребители, местному населению объяснил министр национальной обороны Литвы Юозас Олекас. По его словам, обычно миссию воздушной полиции осуществляли четыре истребителя, но в связи с последними событиями на Украине, а также в связи с активизацией военной деятельности россиян в Калининградской области миссию, мол, укрепили.

И вот с мая воздушное пространство Балтийских стран патрулируют 12 истребителей союзников. Но этого литовским военным показалось недостаточно, страна продолжила процесс вооружения. На днях министр донёс до населения ещё одну весть: Польша предложила Литве приобрести переносной зенитный ракетный комплекс Grom. Договор, правда, ещё не подписан, и какую часть госбюджета придётся потратить на это приобретение, налогоплательщикам не сообщили.

• Литовцы – народ крайне аполитичный. Во всяком случае, в том, что не касается их страны напрямую. Поэтому все последние недели население интересовали лишь собственные президентские выборы. Избрали, конечно, вновь Далю Грибаускайте – больше было практически некого. Как ни ругали её за невыполнение данных народу обещаний, остальные претенденты на кресло главы государства казались электорату уж вовсе безликими и ненадёжными. А от неё по крайней мере известно, чего можно ожидать.

 

И всё-таки госпожа президент в одном из первых же своих выступлений показала, что перемены будут. По крайней мере в отношении «восточного соседа». Выразив надежду на то, что отношения с Россией будут более доброжелательными, она пожелала России стать демократичнее и справиться с приближающимися экономическими вызовами. В чём Литва готова ей помочь: «Было бы очень хорошо, если бы эта страна была не только развитой, но и чтобы люди не голодали и не были злыми. Чаще всего последствием экономических проблем является то, что сосед становится голодным и злым». Без комментариев…

 

наш комментарий

Россия не укладывается в «еврошаблоны»

С умным, образованным и культурным оппонентом, каким является Аудрюс Буткявичюс, и спорить приятно, и соглашаться в каких-то вопросах не грех. Например, мне, как человеку, неплохо знающему историю стран Балтии, вполне понятны страхи и опасения, о которых говорит наш собеседник: «Всё, что у нас делается, – это от страха. Вы всех здорово напугали».

Это, увы, чистая правда. У нас, жителей России, тоже немало различных комплексов, но чего никогда не было, так это чувства незащищённости от внешних угроз, опасений, что какая-то крупная держава ради геополитических разменов (или просто – чтобы не докучали) мимоходом нас оккупирует. Не тот у нас масштаб и статус. А крохотные прибалты, у которых под боком огромная и во многом непонятная им Россия, вынуждены жить с чувством беззащитности каждый день из года в год. Отсюда их нервозность, политическая гиперактивность и постоянные напоминания соседям о солидарности. Это просто их плата за возможность жить в своих маленьких уютных странах.

Однако есть в ответах нашего собеседника моменты, которые географическими и историческими особенностями объяснить всё-таки нельзя.

Судите сами: один из самых «дорогих» политтехнологов, играющий против России, по умолчанию должен отлично разбираться во внутрироссийской политике. Тем не менее он искренне не понимает, как интервью с ним может быть напечатано в серьёзной и вовсе не оппозиционной российской газете. Он, видимо, полагает, что главного редактора после этого сошлют в Сибирь убирать снег. И то, что в наших СМИ, в частности в «Невском времени», можно обсуждать любые темы, печатать любых авторов, – это, видимо, не укладывается в европейский шаблон представлений о диктаторской России и является культурным шоком.

Господин Буткявичюс описывает и другие «еврошаблоны», которые многое объясняют в наших с Европой проблемах. Взять, например, тезис, что Россия тянет руки к могучему военно-промышленному комплексу Украины. Мир уже второе десятилетие живёт в XXI веке, тем не менее многие европейские эксперты (и вовсе не только наш собеседник, но и различные комиссары, спецпредставители и советники ЕС) мыслят категориями начала и середины прошлого века.

Да, ещё лет 70 назад, не говоря уже о более ранних временах, войны действительно велись ради захвата чужих заводов, пашен, шахт, просто территорий. В нынешнем же столетии эти завоевания потеряли всякий смысл. Ситуация с чужими заводами сейчас примерно как с автомобилями: «бэушные» или стоят очень дёшево, или вовсе никому не нужны. А украинский ВПК – это очень подержанное «б/у».

Аналогично с пашнями – в результате «зелёной революции» у самой России две трети сельхозугодий пустуют за ненадобностью, притом что экспорт зерна растёт. Лишние территории тем более не нужны – свои бы обустроить.

Очевидные, казалось бы, вещи. Однако западная политика в украинском вопросе строится на уверенности, что Россия заинтересована именно в захвате заводов, колхозов и шахт соседней страны – как будто у неё самой этого добра мало.

…И наконец, самый важный для ЕС шаблон – что Россия проиграла холодную войну и потому Европа имеет право диктовать ей свою волю. «Слишком резкие движения были вами сделаны!» – говорит господин Буткявичюс.

Впрочем, разумеется, Запад имеет право считать Россию проигравшей стороной. Дело за малым – заставить саму Россию признать себя проигравшей…

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь