Потоп отменяется
Комплекс защитных сооружений спас Петербург от наводнения, которое могло войти в пятерку самых сильных и разрушительных
Два урагана – «Патрик» и «Квирин», – бушевавшие в Петербурге один за другим, могли превратить новогодние каникулы в сплошную ликвидацию последствий наводнения. Но дамба, достроенная и открытая в этом году, со своей задачей справилась и выдержала удар стихии. Вода в реках и каналах Петербурга поднялась, но до наводнения дело не дошло. Вчера об этом говорили и вице-премьер Дмитрий Козак, и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Не будь у Петербурга дамбы, счет убытков сейчас шел бы на десятки миллиардов рублей.
– В понедельник мы прогнозировали подъем воды до отметки 2 метра 81 сантиметр, – рассказал корреспонденту «НВ» заместитель генерального директора КЗС Олег Панчук. – По подсчетам экспертов, если бы не дамба, под воду ушла бы пятая часть города, а ущерб в этом случае составил бы около 25 миллиардов рублей. Вторничное наводнение оказалось не таким серьезным, вода по прогнозам могла подняться до 2 метров 33 сантиметров. Это примерно тот же уровень, что и во время наводнения, случившегося 28 ноября. Тогда, напомню, затопление затворов на КЗС спасло город от полуторамиллиардного ущерба. В течение одного месяца у нас могли произойти целых три крупных потопа! Но дамба оправдала свое предназначение.
По словам Олега Панчука, эксперты даже составили карту-прогноз, на которой хорошо видно, какие территории могли уйти под воду, не закрой специалисты вовремя затворы на КЗС. В первую очередь в зону стихийного бедствия попали бы районы, непосредственно прилегающие к крупным водным артериям. Васильевский остров, например, оказался бы затопленным почти на 90 процентов. Смоленское кладбище скрылось бы под водой полностью, а жильцы элитных новостроек на Морской набережной при желании могли бы заняться экстремальной рыбалкой прямо из окон своих квартир.
Вода плескалась бы на территории «Адмиралтейских верфей» и Кировского завода. Подтопление грозило Южной станции аэрации (в этом случае огромное количество воды неминуемо хлынуло бы в канализационную систему города), нескольким предприятиям топливно-энергетического комплекса (также преимущественно в южной части Петербурга). Под воду полностью ушла бы Университетская набережная.
– По оценкам экспертов, затопило бы подвалы Эрмитажа, Русского музея, Меншиковского дворца, зданий Двенадцати коллегий, Константиновского дворца, – продолжает Олег Панчук. – Всего при таком раскладе в зону подтопления попало бы около сотни исторических зданий, архитектурных памятников XVIII–XIX веков. Не говорю уже о жилых зданиях, общественных и социальных учреждениях, прилегающих к ним. В общей сложности от наводнения могли пострадать, по нашим оценкам, около 1,5 миллиона человек!
Стихия чуть не сорвала долгожданное открытие станции «Адмиралтейская». Этот транспортный узел также оказался бы в зоне подтопления вместе с «Чкаловской», «Приморской», «Василеостров-ской», «Черной речкой» и «Спортивной». При самом неблагоприятном развитии событий к ним бы присоединились «Крестовский остров», «Новочеркасская», «Горьковская» и «Площадь Александра Невского».
Нынешнее наводнение имело все шансы войти в пятерку самых мощных за всю историю Петербурга, считает ректор Гидрометеорологического университета Лев Карлин.
– В понедельник уровень воды за пределами дамбы достиг отметки в 2,20 метра, – рассказал синоптик. – В случае если бы волна пошла на город, по пути прибавилось бы еще около 60 сантиметров. Таким образом, высота воды у Горного института составила бы 2,80. Конечно, случались у нас в городе наводнения и пострашнее, но ущерба было бы не избежать. Даже при сведенных затворах ветер все равно воздействует, создавая штормовой нагон. Вода скапливается в Невской губе, за счет чего уровень Невы повышается примерно на четыре сантиметра в час. То есть если дамбу закрыть, скажем, на пять часов, соответственно вода поднимется на 20 сантиметров.
Опасность наводнения, грозившего затопить Петербург в начале недели, отметил Лев Карлин, миновала. Бушевавшие на территории региона атлантические циклоны, ставшие причиной ураганного ветра, отступили. По словам метеоролога, чтобы спровоцировать такую непогоду, циклоны должны идти из Атлантики по определенной траектории: строго по оси Финского залива, причем с большой скоростью ветра. А такое случается не так уж часто, обычно 2–3 раза в год. Поэтому сам факт, что «Патрик» и «Квирин» накрыли город один за другим, уже примечателен. Сейчас на Петербург движется еще один циклон, но на этот раз по другой траектории, а к субботе он уступит место антициклону. Синоптик заверил: повторения урагана можно не опасаться.
тем временем…
Руководство компании St. Peter Line, осуществляющей паромное сообщение между Петербургом, Хельсинки, Таллином и Стокгольмом, обратилось в прокуратуру с просьбой оценить правомочность закрытия затворов дамбы в ночь на понедельник. Напомним, паром «Принцесса Анастасия» не успел войти в порт и простоял на рейде около 20 часов, в результате чего перевозчик понес большие убытки. Ожидается, что компания получит иски от пострадавших пассажиров на несколько сотен тысяч евро. В таком случае руководство St. Peter Line обратится в суд. Олег Панчук отметил, что затворы КЗС закрыли, основываясь на временном регламенте, устанавливающем порядок закрытия дамбы. По нему судопропускные сооружения затапливаются только после распоряжения представителей МЧС.
Владимир Афанасьев, Анастасия Ложко