Планета

Призрак бродит по Европе. Призрак «ИГИЛизма»

12 ноября

Сторонники «Исламского государства» устраивают побоища на улицах городов и успешно вербуют в свои ряды всё новых джихадистов

Призрак бродит. Призрак «ИГИЛизма», подпитываемый социальным нигилизмом европейцев, уставших от безыдейности общества потребления, и безразличием обывателей, не перестающих почивать в футбольно-гламурно-пивной дрёме наяву. Ещё недавно самым большим межэтническим кошмаром простого немца был полуночный сон о том, как сборная Германии играет у себя на родине в футбол со сборной Турции и громит её. Увы, ныне эти пугающие сны сменились реальностью, в которой на мирных улицах немецких городов сторонники джихада и их оппоненты фехтуют на шампурах от шавермы и мачете. Более того, и тем и другим противостоят ультраправые, облачённые в тяжёлые берцы. И всех разгоняет полиция, вооружённая водомётами.

Так, нынешней осенью радикальный исламизм, он же джихадизм, впервые привлёк к себе внимание простых немцев после того, как некий гражданин ФРГ – Ахмет С., более известный в рядах единомышленников под кличкой Аль-Альмани (Немец), взорвал себя у блокпоста в Багдаде, уничтожив 54 человека. Чуть позже в Рейн-Вестфальском Вуппертале появилась самозваная «шариатская полиция», рьяно принявшаяся обращать местную публику в ислам. В пику ей появились «отряды самообороны» – «Городские стражи» и «Новые охотники», объединившие ультраправых и футбольных «ультрас». А с разгаром войны Запада против «ИГИЛ» сражения местных радикальных салафитов (сторонников возвращения к «первоначальному исламу») с оппонентами приобрели такие масштабы, что обеспокоили всю страну.

Когда 7 октября в Гамбурге начался многотысячный мирный митинг курдов, протестовавших против слабой поддержки Германией их собратьев, воюющих с «ИГИЛ» в Сирии и Ираке, никто, кроме умудрённой горьким опытом местной полиции, не ожидал, что шествие перерастёт в уличные бои с летучими отрядами джихадистов, вооружённых ножами, мачете и шампурами для шавермы. Потребовались активные действия полутора тысяч местных полицейских и использование водомётов, чтобы побоище, в результате которого пострадали десятки участников, не приняло общегородской масштаб. Обиженные курды отыгрались на автомобилях, попадавшихся им на пути, совершили несколько актов вандализма в турецких забегаловках и разошлись. Но уже на следующий день группировка «Перспектива Курдистана» захватила в Ганновере офис партии ХДС. Одновременно в Билефельде их единомышленники мирно заняли офис СДПГ, обвинённой курдами в «оппортунистической политике» на ниве борьбы с «Исламским государством». А затем, призывая к солидарности с защитниками города Кобани, ненадолго оккупировали и мюнхенский офис ХСС.

Параллельно с побоищем в Гамбурге спецназу полиции пришлось разгонять аналогичную масштабную драку в нижнесаксонском городке Целле – и станет ясно, насколько жаркой выдалась нынешняя осень в Германии. А ведь помимо этого были ещё массовые сражения сторонников и противников «ИГИЛ» и в других городах – даже в столице страны, где в одном из общежитий схлестнулись беженцы из Сирии и радикальные исламисты. Общежитие тогда блокировала как минимум половина личного состава берлинской полиции.

Эксперты говорят о сложном сценарии нынешних конфликтов, водораздел в которых проходит по линии отношения к «ИГИЛ». С одной стороны – курды. Они, что называется, «за нас», и правоохранительные органы надеются: бомбовых ударов по мечетям салафитов и просто по турецким учреждениям от них не последует. Ибо таким образом курды, желающие привлечь внимание общественности к тому, что пора разрешить запрещённую в ФРГ Рабочую партию Курдистана и активнее поддерживать борьбу против «ИГИЛ», просто скомпрометируют себя. С другой стороны, джихадисты, использующие мирные (пока) демонстрации курдов, чтобы, по образному определению одного местного аналитика, «устроить здесь филиал Кобани». Плюс не столь многочисленные, но спаянные ультраправые аборигены, футбольные хулиганы и другая люмпенизированная публика, которой, судя по всему, нравится сражаться и с курдами, и с джихадистами.

Такой вот взрывоопасный коктейль. При этом правоохранителям, блюдущим покой обычных граждан, не до конца известна численность противоборствующих сторон, превращающих мирную Германию в поле битвы. К примеру, до событий в Гамбурге считалось, что в ФРГ проживают примерно 800 тысяч курдов. Однако ныне в демонстрациях и различных протестных акциях принимают участие более миллиона (!). Казалось бы, как могут противостоять им джихадисты, которых в разы меньше? Но, как отмечают в правоохранительных органах, сторонники «ИГИЛ» в ФРГ чётко организованы в рамках так называемых сетевых структур: едва становится известно о каком-либо событии, в котором надо поучаствовать, как они, используя социальные сети и мобильную связь, за несколько часов создают летучие боевые отряды.

При этом специалисты в области эскалации конфликтов утверждают, что побоища между всеми вышеупомянутыми силами будут нарастать в Германии по мере активизации борьбы с «ИГИЛ» в Сирии и Ираке. И даже предупреждают о «джихадистском блицкриге», поскольку сторонники радикального ислама умеют оперативно создать «бронированный кулак» и нанести им молниеносный удар по численно превосходящим, но менее организованным силам своих оппонентов.

Казалось бы, какую опасность могут представлять для ФРГ 5–6 тысяч салафитов, если общая численность местной мусульманской общины, осуждающей джихадизм, свыше 4 миллионов человек – она считается второй по величине после французской общиной в Европе. Во-первых, немецкие радикальные салафиты – из числа самых отмороженных в Европе. Для них любой приказ «ИГИЛ» – руководство к действию. «Исламское государство», как известно, призвало всех своих сторонников в Европе перенести джихад во все страны Старого Света. Так что, например, попытка четырёх джихадистов, ныне представших пред судом в Дюссельдорфе, взорвать главный вокзал Бонна пока ещё, как говорят в местных силовых структурах, просто разведка боем.

Во-вторых, практически до сих пор Германия довольно снисходительно относилась к своим гражданам, поучаствовавшим в боях на стороне «ИГИЛ» и вернувшимся зализывать раны в родную страну. Из примерно трёх десятков возвратившихся домой с опытом боевых действий до нынешнего лета только трое были арестованы по обвинению в терроризме и убийствах. И только сейчас против боевиков стали возбуждать уголовные дела в массовом масштабе, попутно сделав с 12 сентября уголовно наказуемой любую поддержку «Исламского государства».

В-третьих, в рядах наиболее радикально настроенных джихадистов немало кумиров молодёжи – рэперов и спортсменов. Чего стоит один только Пьер Фогель (он же Абу Хамза), популярный в прошлом боксёр, «прославившийся» тем, что организовал в ФРГ одиозную поминальную службу по Усаме бен Ладену, а ныне вставший во главе неосалафитской организации с характерным названием «Приглашение в рай» (она вербует немецких граждан на войну под знамёнами «ИГИЛ»). При этом местные джихадисты умело проповедуют в местных школах, на самых разных митингах, активны в интернете, раздают на улицах городов Коран и листовки. И если ещё 5 лет назад ежегодно переходили в ислам 1000 немцев, то ныне в 4 раза больше.

Как отмечают в спецслужбах ФРГ, коренные немцы не только успешно ассимилируются в рядах радикально настроенных исламистов, но и нередко возглавляют их группировки. А этническим немцам, вставшим на путь «вооружённой борьбы с неверными», проще обращать в свою веру земляков. Причём не только юношей, интересующихся скорее авантюрами и приключениями, чем религией, но и представительниц слабого пола, разочарованных отсутствием в обществе потребления настоящих мужчин. Например, организация Frauen und Djihad («Женщины и джихад») активно вербует в ряды потенциальных будущих шахидок девушек, родившихся и выросших в Германии.

 

тем временем…

Термин «джихад-детсад» становится нарицательным

На фоне борьбы с «ИГИЛ» и побоищ, которые устраивают на улицах немецких городов сторонники и противники «Исламского халифата», Германию захлёстывает волна беженцев из Сирии, Ирака, Сомали, Эритреи. Только в августе и сентябре страна радушно приютила 30 тысяч таковых – почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же, по прогнозам, к началу 2015-го в ФРГ осядет свыше 350 тысяч беженцев из, мягко говоря, проблемных регионов.

При этом немецкие спецслужбы уверены, что руководство «ИГИЛ» под видом беженцев засылает в Германию боевиков, которые по приказу из центра, находящегося в Сирии или Ираке, в любой момент смогут начать вооружённую борьбу за построение «исламского государства» в ФРГ, а далее – везде в Старом Свете. Уверенность эта основана на опыте: в 1990-х годах Германия дала убежище сотням тысяч жертв войны в Югославии, среди которых оказались… тысячи боевиков. В итоге ФРГ много лет пытается обуздать в стране так называемую балканскую преступность, на совести которой взломы квартир, отмывание денег, поставка в страну контрабанды и наркотиков, угоны машин.

Конечно, об опасности необходимо предупреждать общество, но даже слухи о том, что среди беженцев из мусульманских стран могут быть боевики, способны породить межэтническое недоверие. К тому же в среднем каждый беженец живёт в Германии не менее трёх лет и ежемесячно обходится местному налогоплательщику в тысячу евро. И ответить на вопрос, не вскармливает ли страна тех, кто хочет стать её могильщиком, сегодня никто не способен. Хотя за ответом далеко ходить не надо – в соседней Австрии, 140 граждан которой, включая женщин, присоединились к «ИГИЛ», в ходе рутинной проверки обнаружили подлинный инкубатор, пестующий будущих джихадистов. Как оказалось, в одной только Вене из 150 мусульманских детских садов подавляющее большинство курируется салафитами. Теперь грядёт проверка всех детских дошкольных заведений в стране, а термин «джихад-детсад» уже стал здесь нарицательным.

Помимо реальных джихад-инкубаторов активно работают и виртуальные в интернете. На днях представители киберполиции Австрии и Германии обнаружили в Сети популярное (судя по количеству просмотров) видео: боец «ИГИЛ» на отличном немецком языке призывает всех своих земляков «резать неверных в немусульманских странах как баранов». Но это, так сказать, для тех, кто уже проникся идеями исламских радикалов. А начинается вербовка со вполне на первый взгляд безобидных сайтов, рекламирующих в среде европейской молодёжи… ношение бород и усов и «стильность» холодного и огнестрельного оружия.

Во Франции всё ещё серьёзнее, чем в Австрии и Германии, поскольку страна участвует в активных боевых действиях против «ИГИЛ». Здесь сейчас действует антитеррористический план под названием Vigipirate, в соответствии с которым под усиленную (и скрытую) охрану взяты Лувр, Эйфелева башня с прилегающими окрестностями, железнодорожные вокзалы, метро, аэропорты.

 

между тем…

Богиня Изида попала под запрет

В Швейцарии журналисты, решив выяснить, есть ли в их стране филиалы джихадистского подполья, обратились к телефонному справочнику и обнаружили 60 записей с аббревиатурой ISIS («ИГИЛ»). Пойдя по адресам, журналисты попали в фитнес-студию, магазин, торгующий оккультными артефактами, в оздоровительный салон... Все респонденты гневно отвергли домыслы об их поддержке «ИГИЛ» или желании сделать себе одиозную рекламу на борьбе с «Исламским государством», пояснив, что имели в виду «египетскую богиню Изиду», написание имени которой ничем не отличается от пугающей аббревиатуры. Некоторые опрошенные абоненты телефонного справочника и вовсе просто носили имя «Изида». Тем не менее сейчас в Швейцарии начат сбор подписей под петицией, призывающей местные загсы перестать регистрировать новорождённых под этим именем, а обладателей оного сменить его.

Нечто подобное имело место и в Германии: когда количество родителей, желающих наречь своих отпрысков звучным именем Джихад, перешло границы разумного, здешние роддома отказались регистрировать малышей под такими именами. Дело дошло до судов. В итоге означенное имя окончательно попало в ФРГ под запрет.

Масштаб влияния джихадистов на западные умы непостижим. По сообщению швейцарского информационного агентства Dreuz со ссылкой на данные американского журналиста Митчелла Протеро, сейчас в рядах радикальных исламистов сражается на Ближнем Востоке перебежчик из одной французской спецслужбы. Якобы мистер Протеро доподлинно знает имя этого высококлассного специалиста по взрывчатым веществам, но держит его в секрете, дабы не пострадала семья анонима. Почти сенсация: если верить Dreuz и Протеро, американцы предприняли 9 тайных операций для того, чтобы уничтожить опасного оборотня. Однако вместо него, оставшегося неуловимым, в силки угодил один из самых разыскиваемых Штатами курбаши – Мухсин аль-Фахди (ликвидирован).

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь