Страна и мир

Проблема США – в дефиците доверия в обществе

26 ноября

В американском Фергюсоне вновь вспыхнули беспорядки – на улицах этого городка в штате Миссури возобновились митинги, поджоги и стрельба после того, как присяжные оправдали Даррена Уилсона – белого полицейского, застрелившего в августе чернокожего 18-летнего юношу Майкла Брауна.

В СМИ уже появились сравнения ситуации в Фергюсоне с киевским Майданом. Но мне кажется, такое сравнение сильно хромает. В США имеют место локальные социальные и этнические возмущения, не более того. Речь идёт о визуализации противоречий в штате Миссури, где воспоминания о расовой дискриминации цветного населения всё ещё довольно свежи. И этот случай вызвал волнение прежде всего среди той части населения, которое либо этнически, либо социально близка к чернокожим.

Да, мы слышим заявления полиции Фергюсона, что «это была самая тяжёлая ночь за всё прошедшее время, мы зарегистрировали около 150 выстрелов». Но что такое 150 выстрелов по сравнению с многотысячным противостоянием на Майдане? Конечно, многие американцы сегодня недовольны политикой Барака Обамы. Люди в Фергюсоне и других маленьких американских городках не стали жить лучше. Но широкого социального протеста, который охватывал бы все круги американского общества, мы не наблюдаем.

Существуют ведь и другие, системные способы выражения протеста, прежде всего – результаты выборов в конгресс США. Страна увидела, что партия Обамы – демократы – потеряла большинство голосов, и теперь конгресс полностью контролируется республиканцами. Все понимают, что республиканцы, которые жёстко критикуют Обаму, в том числе и за его внутреннюю политику, предлагают альтернативные варианты внутреннего развития. Существуют институциональные способы решения проб­лем, и элита США сознаёт, что в их рамках сможет решать свои задачи.

Что же касается украинской ситуации, то стало очевидно, что в рамках госменеджмента Виктора Януковича национальные институты не работают. Более того – украинские элиты поняли, что вопрос можно решить только силой. Плюс к тому на Майдане были ещё и внешние силы в лице «западных игроков» – Виктории Нулланд с её «печеньками», Джо Байдена, Джона Маккейна. В самих Штатах, в Канаде работала серьёзная пробандеровская иммиграция, желавшая, чтобы Майдан превратился в институциональный инструмент смены власти. Всего этого в Фергюсоне не видно.

Тем не менее Америка должна сделать из этой истории несколько выводов. Во-первых, необходим гражданский контроль за действиями полиции. Во-вторых, для экономически депрессивных территорий, где существует противостояние между этническими общинами, должны быть разработаны «технологии быстрого реагирования» по наведению порядка.

В-третьих, «миграционная амнистия» Барака Обамы, позволившая легализовать миллионы мигрантов, вызвала неоднозначную оценку в американском обществе. Это показало, что в данной сфере напряжённость в США всё ещё есть. И это – сигнал: играть нужно по правилам. Ведь если президент страны нарушает законы, получается, что и другим тоже можно?

Можно посмотреть и на проблему в целом. «Оранжевые революции» или гибридные войны во многом спроектированы и придуманы специалистами, говорящими по-английски или живущими в Штатах. Но зачастую они становятся не только инструментом в руках сильных – тех, кто заказывает музыку. В частности, «Исламское государство», созданное по сетевой технологии, похожей на технологию «цветных революций» или Майдана, вдруг оказалось соразмерно крупным мировым державам. Это значит, что технологии гибридных войн вовсе не дают своим создателям гарантий, что они не будут направлены против них самих.

 

Как только государственные институты дают сбой, как только теряется доверие к ним, на поверхность сразу же выходят разные «игроки сетевой мобилизации». Такие риски есть не только в США, но и в России. Риторика Владимира Путина говорит о том, что эта опасность у нас по крайней мере осознаётся властью. Но только предупредительными мерами эту болезнь не излечить. Должно быть доверие между разными частями общества. А главная проблема в США сегодня – как раз дефицит такого доверия.

 

Дмитрий Гавра, политолог. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Ясно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь