Планета

Расслоение планеты

08 апреля

Почему в мире и в России стремительно растёт пропасть между богатыми и бедными? Чем опасно социальное неравенство? И каков его приемлемый или даже необходимый уровень?

Любопытное исследование о том, как уровень неравенства менялся в масштабах всего человечества с 1820 по 2000 год, провела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы использовали индекс Джинни, в котором 0 – это идеальное равенство по уровню дохода, а 100 – максимальное неравенство. С начала XIX века вплоть до середины прошлого века уровень неравенства рос стабильно, но незначительно. Затем, во время холодной войны, социальное расслоение стало быстро уменьшаться. Однако в 1980 году индекс вновь пошёл вверх и быстро перегнал уровень 1820 года.

 

Футуристический мегаполис, огороженный высоченной стеной с роботами-автоматчиками. Горстка полулюдей-полубогов, обсуждающая план войны с варварами. Мрачные толпы бедняков в лохмотьях, готовящихся разнести в пух и прах этот оазис олигархов-кровопийц… Таков классический сюжет фильма-антиутопии об обществе будущего, где пропасть между богатой элитой и нищими массами достигает масштабов глобальной катастрофы.

Далеко ли до такой катастрофы и наступит ли она когда-нибудь – неизвестно. Пока же можно констатировать одно: социально-имущественное неравенство в мире растёт. Согласно докладу британской организации Oxfam в следующем году 1 процент землян станет богаче, чем остальные 99 процентов жителей Земли, вместе взятых. То есть на 70 миллионов привилегированных едоков уже в 2016-м придётся более половины мирового экономического пирога, выпекаемого усилиями 7 миллиардов поваров. Причём ещё в 2009 году 1 процент населения Земли контролировал лишь 44 процента мирового благосостояния. Сейчас – почти 50 процентов. В это же время каждый седьмой человек на Земле довольствуется одним долларом в день, а каждый девятый и вовсе голодает.

Но всемирное социальное расслоение проявляется не только в этом. Во-первых, выросла пропасть между состоятельным «золотым миллиардом» и остальными. В 2000 году Штаты были богаче самых неблагополучных стран в 25 раз, сейчас – уже в 30–32… А как же масштабная помощь «голодающим Африки», о которой трубят на каждом саммите «Большой двадцатки»? Неужели её полностью разворовывают «туземные вожди»?

– Коррупция среди местных элит действительно зашкаливает, – признаёт экономист Валентин Катасонов. – Но и благотворителям стоило бы не обольщаться насчёт своей щедрости. Объём помощи странам третьего мира составляет всего 0,34 процента от ВВП стран «золотого миллиарда»…

Ещё один аспект – разрыв между богатыми и бедными в развивающихся странах. Да, некоторые из них, как Китай, в целом преуспевают, но оборотной стороной этих экономических чудес стало углубляющееся социальное расслоение. Сегодня именно в Китае и Индии проживает наибольшее количество бедняков в мире – в общей сложности около 700 миллионов человек. Пока в Пекине сияют бутики, провинция перебивается с хлеба на воду…

Наконец, имущественное неравенство растёт – пусть и не столь быстрыми темпами – и в странах «золотого миллиарда». Например, в Европе богатейшие 10 процентов населения сегодня имеют почти в десять раз больше, чем 10 процентов беднейших. А ещё в 1980-е годы они имели лишь в семь раз больше.

Конечно, неравенство неравенству рознь. Одно дело – мир XIX столетия, когда сотни детей стояли ночью у фабричных станков. Совсем другое дело – реальность XXI столетия с его социальными гарантиями.

Да и приемлемый уровень имущественного равенства и высокий уровень жизни далеко не всегда синонимы. Люди могут быть равны, но прозябать в нищете, как в Венесуэле, а могут, как в США, жить в условиях высочайшего имущественного расслоения, но при этом не испытывать серьёзных проблем и иметь хотя бы призрачные, но шансы выбиться в миллионеры.

– Почему пропасть в доходах между богатыми и бедными всё увеличивается, а мировая революция, о необходимости которой говорили большевики, до сих пор не состоялась? – задаётся вопросом экономист Михаил Хазин. – Потому что глобальная экономика в последние 30 лет росла как на дрожжах за счёт раздувания финансового сектора и увеличения пирамиды долгов. Да, эта система приводила к сказочному обогащению финансовой аристократии, однако общее увеличение объёмов экономического пирога позволило создать тысячи рабочих мест и даже частично победить голод в странах третьего мира. Но что будет, если нынешняя модель прикажет долго жить? При массовом обнищании социальное неравенство будет восприниматься гораздо острее, а это уже способно породить революционную ситуацию – как дедушка Ленин прописал.

Между тем очевидно, что равенство в доходах невозможно. И экономически вредно – оно убивает конкуренцию и лишает общество стимулов к развитию. Но и кричащее неравенство опасно, так как порождает социальную напряжённость. В конце концов, оно идёт во вред и самой экономике – бедное население не может массово покупать товары и обеспечивать спрос на технологии.

Поэтому большинство экспертов полагают, что имущественное расслоение должно существовать, но в разумных пределах. Специалисты ООН подсчитали, что во избежание революционных потрясений 10 процентов самых богатых людей должны иметь максимум в десять раз больше, чем 10 процентов самых бедных. А если ориентироваться на индекс Джинни (см. карту), то он не должен превышать 40 пунктов.

По всей видимости, в условиях нарастающего системного кризиса человечеству предстоит заняться поисками такой экономической модели, которая позволила бы совместить приемлемый уровень неравенства, здоровую конкуренцию и высокие темпы роста. В противном случае фильмы-антиутопии о кастовом обществе будущего с городами-оазисами для сверхбогатой элиты вполне могут стать реальностью.

 

как у нас

В России беднеют и богатые, и бедные

Роскошные иномарки премиум-класса и потрёпанные «девятки», пафосные «рублёвки» и депрессивные деревни, золотая молодёжь, получающая дипломы в Англии, и старшеклассники, чьи родители не могут позволить своим чадам репетиторов… Имущественное неравенство хорошо заметно в России без всякой статистики. Однако статистика вносит в общую картину дополнительные пикантные мазки.

Например, в прошлом году социальное расслоение в РФ побило все постсоветские рекорды. Так, индекс Джинни достиг у нас отметки в 42 пункта. А самые богатые 10 процентов богаче 10 процентов самых бедных в 17 раз. Тогда как ещё в 2002 году было в 14 раз.

Богатые богатеют, а бедные беднеют? Не совсем так. Общий кризис российской экономической модели, усугублённый падением цен на нефть и санкциями, привёл к тому, что беднеть начали и те и другие. Реальные доходы россиян упали в прошлом году на 7–10 процентов, а в этом году, по прогнозу Минэкономразвития, могут упасть ещё на 9 процентов. А уже в прошлом году доходы ниже прожиточного минимума имели 11,2 процента населения – то есть 16 миллионов человек.

Но и число миллиардеров в «золотом списке» журнала Forbes в прошлом году у нас сократилось – со 111 до 88 человек. Суммарно российские богачи потеряли 30 процентов своих капиталов, или 73 миллиарда долларов. В итоге Россия в чемпионате мира по числу толстосумов опустилась на пятое место, пропустив вперёд не только США, Китай и Германию, но и Индию.

Однако эксперты опасаются, что именно сейчас, на фоне кризиса, разрыв между богатыми и бедными начнёт вызывать подлинное социальное напряжение. Пусть даже этот разрыв и не будет увеличиваться. Ведь если в нулевые годы, когда экономика пухла на нефтегазовых доходах, условный средний класс наслаждался поездками в Турцию и шопингом в «Меге», то при общем падении доходов и прогрессирующей инфляции людям уже не компенсировать расслоение гонкой потребления.

– Скоро тема социальной справедливости снова выйдет на первый план, – такой прогноз дал «НВ» экономист Юрий Болдырев. – Когда вы откладываете на еду 50–60 процентов своего дохода, повышение стоимости продуктов даже на 10–15 процентов очень больно бьёт по вашему кошельку. Если же вы тратите на питание лишь полпроцента своего дохода, то, даже если продукты подорожают в пять раз, вы этого не заметите.

При этом социально-имущественное расслоение в нашей стране усугубляется целым рядом факторов.

Во-первых, большинство населения России так и не приняло итоги приватизации 1990-х, когда в первой сотне Forbes оказались не эффективные «капитаны индустрии», создавшие с нуля высокотехнологичные компании и мощные промышленные предприятия, а зачастую субъекты, вовремя подоспевшие к дележу наиболее лакомых кусков госсобственности.

– Всё началось с перестройки и перехода к рыночной экономике, – заявила «НВ» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – С тех пор олигархов у нас становилось всё больше, и они присваивали себе всё большее количество средств и ресурсов. Соответственно, уровень неравенства увеличивался.

Во-вторых, значительная часть миллиардеров у нас фактически не являются российскими предпринимателями. Уводя свои капиталы в офшоры, они тем самым лишают бюджет нашей страны значительной доли налогов и отказывают отечественной экономике в столь необходимых для её развития инвестициях.

В-третьих, к самым богатым гражданам России, наверное, следует отнести не только бизнесменов, но и крупных чиновников, сколотивших состояния за счёт коррупционных схем и всевозможных привилегий. Таким образом, высший слой у нас можно охарактеризовать как номенклатурно-олигархический.

В-четвёртых, прогрессирующее имущественное расслоение в России стало в последние лет десять усугубляться ещё и за счёт неравенства по части здравоохранения и образования. Если одни граждане могут позволить себе обучение за рубежом, лечение в дорогих частных клиниках и оздоровление в SPA-салонах, то другие вынуждены довольствоваться второстепенными вузами и районными поликлиниками. Это приводит к торможению «социальных лифтов» – малоимущим гражданам всё сложнее вырваться из привычной среды.

 

В общем, несмотря на появление среднего класса и повышение уровня жизни в 2000-е годы, российская сырьевая модель продолжает расширять пропасть между богатыми и бедными. Она фактически порождает сословное общество, в котором «избранные» и большая часть населения живут в двух параллельных реальностях. Опасная тенденция? Несомненно. Особенно если иметь в виду, что кризис российской экономики, судя по всему, быстро не пройдёт.

 

цифры и факты

По подсчётам ОЭСР (международная экономическая организация 34 развитых стран), богатейшие 10 процентов населения стран, входящих в организацию, сегодня получают в 9,5 раза больше 10 процентов беднейших. В 1980-е годы было не более чем в 7 раз.

На 80 богатейших людей планеты (ещё в 2010 году – на 388) приходится столько же благосостояния, сколько на беднейшие 3,5 миллиарда человек (50 процентов населения Земли).

Если получать зарплату в 2000 долларов в месяц и целиком её откладывать, то достичь состояния Карлоса Слима удастся через 3 миллиона лет.

150 миллионов китайцев живут на 1 доллар в день. Притом что в стране около 1 миллиона долларовых миллионеров.

По данным Credit Suisse, 10 процентов домохозяйств России контролируют 85 процентов национального благосостояния. В США – 75 процентов, в Китае – 64 процента.

По оценке «ВТБ Капитал», в этом году 50–55 процентов семейного бюджета россиян будет уходить на покупку продуктов.

 

 

Михаил Тюркин, Софья Иваненко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно