Страна и мир

«Референдум стал праздником непослушания»

07 июля

Всенародный референдум в Греции принёс неожиданный для многих экспертов результат. На вопрос, согласны ли греки в угоду кредиторам и дальше затягивать пояса, более 60 процентов жителей страны ответили отрицательно. О том, как восприняли греки итоги референдума, «НВ» узнало у самих участников исторического события. 


После оглашения первых итогов референдума улицы греческих городов наводнили толпы ликующих граждан. Сохранится ли эта эйфория после возобновления переговоров между Афинами и тройкой кредиторов – покажут ближайшие дни

 

Димитриос Василопулос, преподаватель в художественной школе (Афины):

– Наконец-то мнением простых людей хоть кто-то поинтересовался! Я давно уже говорю: «Хватит болтать о демократии и правах человека! Собираетесь принять важное решение? Отлично. Проведите референдум – и сделайте так, как хочет народ!» Этот плебисцит нужно было устраивать три года назад, но хорошо, что эта светлая мысль всё-таки пришла в голову политикам. Лучше поздно, чем никогда. 

 Как и подавляющее большинство моих друзей и коллег, я проголосовал «охи» – теперь уже во всём мире, похоже, знают, что это греческое слово означает «нет». Мы сказали «нет» ЕС, Германии, МВФ и прочим кредиторам, которые хотят закабалить Грецию, высосать из неё все соки и низвести до состояния колонии. Все же знают, что 320 миллиардов евро нам не выплатить, – тогда зачем выламывать руки целому народу? Дали бы возможность для начала поднять экономику – только тогда можно надеяться на возвращение долгов. А так получается, что наши «доброжелатели» не хотят стричь шерсть с овечки, а хотят её заколоть. Уж не в ритуальных ли целях?.. 

  Конечно, ответственность за нынешний кризис несут и греческие власти, особенно предыдущие коррумпированные правительства. Нужно было меньше транжирить, меньше брать кредитов, проводить реформы, развивать промышленность и жить по средствам. Но почему за ошибки политиков должен расплачиваться целый народ? В чём виноваты мы, простые люди?

  Я работаю по восемь часов в сутки, преподаю в школе и, чтобы свести концы с концами, даю по вечерам и в уик-энд частные уроки. В месяц у меня набегает в лучшем случае полторы-две тысячи евро, но нужно ещё заплатить за аренду квартиры, за свет, отопление (зимой) и помочь родителям. И если учесть, что цены растут, а зарплаты урезаются, то разговоры на тему «Эти греки могут только танцевать и пить вино!» теряют былую актуальность. А ведь в таком режиме живу не только я, но и большая часть моих знакомых. 

 Вообще, все разговоры о «ленивых греках и трудолюбивых немцах» – правда только отчасти. Говорю как человек, учившийся три года в Германии. Вся экономика Европы и Америки – в долгах как в шелках. Просто наша маленькая Греция оказалась самым слабым звеном, а когда кризис
всерьёз доберётся до главных стран Запада, вот увидите, в газетах начнут писать о том, что немцы едят слишком много сосисок, а американцы только и делают, что уплетают гамбургеры. Конечно, производительность труда в ФРГ выше, чем в Греции. Но не могут все народы быть, как немцы, – мир держится на разнообразии: таким его создал Господь. 

 Для большинства моих знакомых участие в референдуме стало чем-то вроде «праздника непослушания». Мы шли к избирательным урнам, чтобы показать: мы – один народ,  мы – сила, и нас невозможно поставить на колени! Представители среднего класса и жители бедных кварталов практически все проголосовали «нет». В поддержку же условий кредиторов высказывались в основном те, кто живёт в богатых кварталах типа афинского Колонаки. Эти люди говорят о том, что «Греция – часть Европы», но сами заботятся не о европейских ценностях, а о своих деньгах. Чувство собственного достоинства им неведомо. 

Что теперь будет с нами дальше? Некоторые голосовали на референдуме против условий кредиторов, чтобы Ципрасу было легче вести переговоры с ЕС и МВФ. Весь народ теперь – за него, и он может сказать: «Это не моя прихоть, а воля греков». Но лично я считаю, что Греции пора выходить как из еврозоны, так и из Евросоюза. И дело тут не только в постоянных унижениях, которым нас подвергали в последние пять лет. Греция – страна православная, и её будущее – в союзе с Россией, Сербией и другими православными державами. В перспективе мы могли бы войти в БРИКС и даже в Евразийский союз – уверен, что ваша страна будет разговаривать с нами на равных. Сегодня, когда европейцы ведут себя как Советский Союз и отходят от своих духовных корней, русские и греки должны помнить о своих христианских традициях и быть вместе. Надеюсь, в России это понимают. 


Георгиос Иоанидис,
студент-историк, активист Коммунистической партии Греции (Афины):

– Главное чувство, которое сейчас меня переполняет, – это гордость за свой народ. Скажу честно: поначалу я боялся, что мои соотечественники в последний момент испугаются и ответят на референдуме «да» нашим эксплуататорам. В конце концов, представители туристической индустрии, крупная бюрократия, а также средняя и крупная буржуазия слишком завязаны на нынешнюю капиталистическую систему. Но греки всегда отличались своим независимым характером, смелостью и обострённым чувством справедливости – мы не из тех, кто гнётся при малейшем дуновении ветра. 

Что ж, я рад, что наши лучшие национальные качества проявились и в ходе референдума. Греки смогли сказать «нет» и Муссолини с Гитлером – по своему масштабу сопротивление фашизму у нас уступало только Советскому Союзу и находилось на одном уровне с Югославией. После войны многие греки вообще очень хотели попасть в сферу влияния СССР, но тогда, как мы знаем, не сложилось. Не знаю, сблизятся ли наши страны на этом этапе истории, но ясно одно: наш народ стал одним из первых, кто со всей смелостью высказался против несправедливой и грабительской по своей сути экономики, которую мы называем «финансовое казино». 

Говорите, мы понабрали кредитов? Действительно, предыдущие правительства, включая предателей-социалистов, несут за это ответственность. Но знаете, в чём состоит суть того надувательства, которое уже вошло в историю как «греческий кризис»? Немецкие, французские и австрийские банки давали нашим властям кредиты, прекрасно осознавая, что вернуть их мы никогда не сможем. Параллельно они добивались банкротства греческих предприятий, чтобы на эти кредиты мы покупали товары из Германии и других стран Северной Европы. Отлично придумано, ничего не скажешь!

Приведу пример из жизни. Мой дядя (тоже коммунист) работал инженером на кораблестроительном заводе, когда греческое судостроение было одним из лучших в мире. Но после вхождения в ЕС и кредитной «накачки» наши верфи обанкротились, зато заводы в Гамбурге работают на полную мощность. И не надо говорить, что одни победили, а другие проиграли в честной конкуренции! Просто система так устроена, что её хозяева создают преимущества себе и топят даже потенциальных конкурентов. 

Да, после выхода из еврозоны Греции придётся тяжело. Я не из тех, кто считает, что референдум волшебным образом принесёт нам положительные сдвиги. Но по крайней мере теперь появился шанс, что именно Греция станет первой европейской страной, которая вырвется из этой финансовой кабалы и создаст у себя нечто более жизнеспособное. Во всяком случае, именно за это я и мои товарищи голосовали на воскресном референдуме. 

 

Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь