Планета

Россия усиливает контроль

25 мартa

На фоне конфронтации с НАТО в высшем руководстве страны обсуждается идея размещения военных баз в различных частях света.

 

Куба и Сингапур, Кипр и Никарагуа, Аргентина и Сейшельские острова... Что объединяет столь непохожие друг на друга государства? Ответ может показаться парадоксальным: каждая из этих стран имеет высокие шансы приютить на своей территории российские военные базы. Политическая фантастика или «голубая мечта интернет-милитариста»? Может быть. Однако этот сценарий уже целый год обсуждают на самом высоком уровне – при непосредственном участии министра обороны Сергея Шойгу и других официальных лиц в России и за её пределами. Вот только зачем нашей стране, переживающей экономические трудности, понадобилось тратиться на иностранные военные базы? Чтобы дать отпор США и прочим «натовским супостатам»? Или, быть может, на это есть более глубокие причины?

Наличие военных баз за рубежом является для любого государства зримым проявлением его военной мощи, политического влияния и международного престижа. Эти азбучные истины мы усвоили ещё с советских времён, когда Советский Союз имел солидное военное присутствие в различных уголках планеты. Сегодня военные базы у России размещены только в сопредельных странах: в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Армении, Абхазии и Южной Осетии. Плюс в нашем распоряжении – пункт материально-технического обеспечения ВМФ в сирийском порте Тартус, откуда при неблагоприятном исходе гражданской войны в Сирии нас могут быстро «попросить».

Казалось бы, пора уже смирить «великодержавную гордыню» – зачем тратить баснословные деньги на зарубежные базы, когда и без того проблем хватает? Однако руководство РФ, похоже, считает иначе. Ровно год назад, в феврале 2014 года, ещё до наступления острой фазы «украинского кризиса», министр обороны Сергей Шойгу сделал заявление, которое, попади оно в блогосферу, выглядело бы полётом чьей-то геополитической фантазии.

– Мы планируем увеличить количество военных баз за рубежом, – отрапортовал Шойгу. – Помимо Вьетнама и Кубы мы планируем расширить их количество за счёт таких стран, как Венесуэла, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур и другие.

Вскоре эту тему подхватили иностранные политики и СМИ. Так, президент Аргентины Кристина де Киршнер высказалась в том духе, что её страна готова разместить у себя российские военные базы. Власти Вьетнама недвусмысленно дали понять, что не прочь реанимировать бывшую советскую базу Камрань, закрытую в 2002 году. «Тонкие намёки на толстые обстоятельства» позволили себе и представители Кубы, Венесуэлы и Никарагуа. И, судя по всему, это – лишь зримая часть айсберга…

Что же побудило Москву задуматься над расширением своего военного присутствия за рубежом? На первый взгляд причина очевидна: всё дело в опасной активности блока НАТО у наших границ, стягивающего нам под бок бронетехнику и воинские контингенты. Только за последние два месяца Североатлантический альянс поставил танки «Абрамс» Латвии и Литве и увеличил в два-три раза численность своих войск в Прибалтике. Кроме того, натовцы провели в начале марта учения в Чёрном море с участием современных боевых кораблей.

На наших глазах разворачивается «холодная война 2.0» со всеми её ретромотивами, – размышляет военный эксперт Константин Сивков, вице-президент Академии геополитических проблем. – Как и во времена противостояния двух систем, Россия пытается уравновесить американскую экспансию в Восточной Европе активными действиями в Латинской Америке. В самом деле – если США размещают базы в Прибалтике и Польше, то почему мы не можем сделать то же самое на Кубе и в Венесуэле?

Вопрос, конечно, резонный. Но если эпопея с базами вызвана исключительно целесообразностью холодной войны с НАТО, то в воздухе повисает целый ряд вопросов. Зачем, например, России потребовалось военное присутствие на Сейшельских островах или в Сингапуре? Как военные базы, расположенные вдали не только от российских, но и от американских границ, помогут нам решить в свою пользу исход противостояния с США? Или, быть может, мы собрались для полноты счастья бороться с Китаем? Может, нашим генералам не хватает средств на новые дачи – вот они и решили «распилить» народные деньги под трескучую великодержавную риторику?

Но не будем спешить с выводами. Действительно, идея с российскими базами по всей планете выглядит, мягко говоря, смелой – если мы смотрим на неё через призму нынешнего миропорядка. Однако если допустить, что мир в ближайшие годы будет меняться кардинальным образом, то этот проект уже не выглядит таким уж утопичным.

– После краха США и долларовой системы именно Россия имеет наибольшие шансы стать следующим «мировым жандармом», – считает политолог Алексей Сидоренко. – И не надо относиться с предубеждением к этому термину – кто-то же должен отвечать за поддержание порядка на планете! К сожалению, американцы с полицейскими функциями не справились, хотя поначалу у них неплохо получалось. Но затем, злоупотребляя своим положением, они превратились из «глобального жандарма» в «глобального бандита», да ещё и подвели человечество к опасной черте в ходе сирийского и украинского кризисов. Теперь же в многополярном мире перед его лидерами будет стоять задача – не допустить ошибок США. Поэтому, скорее всего, страны БРИКС разделят между собой обязанности: Китай останется мировой фабрикой и главным финансовым центром, а Россия возьмёт на себя военное и полицейское руководство.

Но почему нас может ждать именно такое разделение труда? Ответ очевиден: каждый должен заниматься своим делом. Те же китайцы всегда питали склонность к торговле и ремёслам, но в ХХ веке проигрывали войны как могущественной Японии, так и сравнительно небольшому Вьетнаму. Зато жители России во все века славились как превосходные воины, подтвердив свою репутацию в ходе последних конфликтов: в Чечне и Южной Осетии. Нелишне напомнить и любопытную деталь: после Венского конгресса 1815 года Россия почти полвека была «жандармом Европы», и в этот период в Старом Свете не происходило серьёзных военных конфликтов.

Впрочем, далеко не факт, что Россия в ХХI веке так уж мечтает о лаврах «полицейского», – куда больше ей подошла бы роль генератора идей (хотя её ещё и нужно заслужить). Да и каким будет новый миропорядок – остаётся только строить догадки. Пока же размещение российских военных баз за рубежом – из числа тех прожектов, которые существуют лишь в чьих-то мечтах и на бумаге.


расклады

Где могут появиться российские военно-морские базы

Вероятность появления по пятибалльной шкале:

1 – наименее вероятно

5 – наиболее вероятно

 

Вьетнам – 5

Один из лучших в мире глубоководных портов база Камрань, также обладающая аэродромом, была передана Вьетнамом СССР в безвозмездное пользование сроком на 25 лет в 1979 году. Это была крупнейшая советская военная база за рубежом – на общей площади 100 квадратных километров размещались до 10 тысяч военнослужащих вместе с членами их семей. Однако в «лихие девяностые» объект пришёл в негодность, и в 2001-м Владимир Путин эту «лавочку» прикрыл.

Лишь в ноябре 2013 года пошли разговоры о том, что в порту Камрань может снова открыться российская база для обслуживания и ремонта подлодок. При этом наши самолёты-заправщики уже используют Камрань настолько активно, что США устами спикера госдепа Джен Псаки даже потребовали от Вьетнама «прекратить всякое сотрудничество с российскими ВВС». В ответ Ханой сообщил, что будет дружить с кем хочет. В целом Вьетнам – идеальная точка для контроля морских транспортных коммуникаций в Южно-Китайском море, которая является важнейшей транспортной артерией между «азиатскими тиграми» (Китаем и Южной Кореей), странами Запада и Ближнего Востока.

 

Никарагуа – 4

22 декабря 2014-го стартовала «стройка века» – китайская компания HKND Group приступила к строительству Никарагуанского канала, призванного стать важнейшей артерией, соединяющей Тихий и Атлантический океаны. Протянувшись на 278 километров, он станет более широкой и более глубокой альтернативой Панамскому каналу, находящемуся под контролем США. Главная же сенсация состоит в том, что этот проект на пару с Китаем будет реализовывать и Россия, которая раскинет над «стройкой века» свой «военный зонтик».

Согласно договору между Никарагуа и РФ от 2 января этого года российские военные корабли смогут находиться в территориальных водах южноамериканской страны, а самолёты – наблюдать за строительными работами и прибрежными водами с неба. Созданием инфраструктуры, необходимой для целей безопасности, тоже должны заняться россияне. Вы спросите: а при чём здесь военные базы? Отвечаем: с высокой вероятностью они появятся чуть позже – ведь без них «военный зонтик» у южных границ США по-настоящему не раскроешь. Во всяком случае, Сергей Шойгу уже публично озвучивал такие планы.

 

Кипр – 3

Ещё десять лет назад появление российских баз на территории страны – члена ЕС казалось фантастикой. Но, как говорится, всё течёт, всё меняется. Президент Кипра Никос Анастасиадис, известный в Евросоюзе как ярый противник антироссийских санкций, перед своей февральской поездкой в Москву заявил, что «России будут предоставляться некоторые дополнительные военные площадки». Параллельно в кипрской и китайской прессе появились публикации о том, что Россия может получить часть порта Лимассол для дислокации ВМФ, а также площадку для размещения военно-воздушной базы близ города Пафос. В случае реализации этой идеи от стоянки британских ВВС нас будет отделять всего 40 километров…

Чем же так интересен Кипр? Остров имеет стратегическое значение, располагаясь в Восточном Средиземноморье на перекрёстке торговых путей, соединяющих Европу, Россию, Турцию и страны Ближнего Востока. Через него должен пройти новый «Великий шёлковый путь», по которому Китай собирается поставлять свои товары в Старый Свет.

 

Аргентина – 2

По данным британских и аргентинских СМИ, Владимир Путин не зря мило беседовал с привлекательной главой Аргентины Кристиной де Киршнер в ходе своего латиноамериканского турне летом 2014-го. Судя по всему, президенты договорились не только о поставках аргентинского мяса, но и о размещении на территории этой страны нескольких военных баз РФ. Где именно Россия получит военное присутствие – пока неизвестно. Однако в Вашингтоне, как пишет газета «Гардиан», уже явно занервничали. Ещё бы, США никогда не имели достаточных средств ПРО вдоль своих южных границ.

 

Куба – 2

Летом прошлого года Совет Федерации подписал документ о списании Кубе 90 процентов советских долгов. Логично возмутиться: разве сейчас время для прощения долгов, страна-то наша явно не благоденствует! Военные эксперты полагают, что в обмен на этот «аттракцион неслыханной щедрости» Россия может восстановить на Острове свободы свою базу Лурдес – вместе с радиоэлектронным центром, позволяющим «сканировать» значительную часть территории США.

Вообще, Куба позволяет контролировать не только военную ситуацию в Штатах, но и выход из Мексиканского залива. Там есть удобные бухты для захода наших разведывательных и боевых кораблей, имеются и так называемые аэродромы подскока. Уместно напомнить, что в своё время размещение на Кубе в непосредственной близости от США советских баллистических ракет стало причиной начала Карибского кризиса.

 

Венесуэла – 2

Благодаря своему стратегическому положению эта страна позволяет контролировать транспортные и грузовые потоки из Южной в Северную Америку, в первую очередь нефтяные. Неудивительно, что министр обороны РФ Сергей Шойгу обмолвился, что на территории Венесуэлы в будущем тоже «может появиться одна или несколько российских баз». Впрочем, венесуэльские власти, несмотря на симпатии к Москве со времён Уго Чавеса, эту информацию опровергают – размещать на своей территории иностранных военных им запрещает конституция страны.

 

Сингапур – 1

Геополитическое значение этого острова состоит в том, что он фактически «запирает» Малаккский пролив, который не обойти при транспортировке грузов из Азии в Европу, в том числе и нефти. По сути, речь идёт о контроле над снабжением Китая энергоносителями. И хотя Сергей Шойгу не исключил появления российской базы в Сингапуре, сами сингапурские власти эту информацию пока не подтвердили.

 

Сейшельские острова – 1

Это прекрасное, практически идеальное место для контроля над транспортными потоками, идущими из Азии в Европу через Суэцкий канал, а также тех, которые идут в обход Африки. Кто контролирует Сейшельские острова – тот держит в своих руках важнейший узел мировой торговли. Неудивительно, что Сергей Шойгу включил эту точку в число тех, где в ближайшее десятилетие может появиться российское военное присутствие. Впрочем, альтернативные источники его слова пока не подтверждают, но и не опровергают.

 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно