Планета

Русский – национальность не евростандартная

10 апреля

Вчера в Литве запретили ретрансляцию телеканала «РТР-Планета». «НВ» оценивает, как это скажется на настроениях русскоязычных жителей стран Балтии

После встречи мэра Риги с патриархом Кириллом латвийские СМИ развернули кампанию, называя его «агентом Кремля». Однако пророссийским политиком Нил Ушаков не является. Он – прагматик, хорошо понимающий, что принесёт пользу Риге

 

 


Вчера Литовская комиссия по радио и телевещанию впервые в ЕС остановила ретрансляцию программ российского канала «РТР-Планета». Официальная причина – «телекомпания нарушила закон об информировании общества». Комментируя это решение, премьер-министр Альгирдас Буткявичюс заявил: «Я не считаю, что это – слишком. Уже некоторое время об этом говорилось, и я думаю, что и жители страны, которые смотрели этот канал, могли заметить, что очень много лживой информации было представлено о Литве». С главой правительства не согласился глава литовского МИДа Линас Линкявичюс, который выразил свою точку зрения: «Запреты не разрешают ситуацию». И подчеркнул: «Это решение принято без политического влияния…» 

Так уж сложилось, что в представлении россиянина три страны Балтии сливаются в одно целое, привычно определяемое словом «Прибалтика». А между тем население Латвии живёт совсем не так, как жители Эстонии или Литвы. И в особенности это заметно по положению в этих государствах тех, кого принято называть русскоязычными. 

При этом граждан (и неграждан), считающих своим родным языком именно русский, в странах Балтии сегодня проживает около полутора миллионов человек. По официальным данным, в Латвии они составляют 27,3 процента населения, в Эстонии – 25,6 процента, а в Литве только 5,8. Раньше их насчитывалось там значительно больше, но после восстановления Латвией, Литвой и Эстонией независимости численность и доля русских в этих странах резко упали. Причин несколько, и в первую очередь, по мнению прибалтийских социологов, нужно говорить о естественной убыли, превышающей таковую среди титульного населения. Вопрос о том, из-за чего русских умирает больше, чем эстонцев или латышей, безусловно, очень интересен. Но ещё более интересно разобраться в другом: почему одни из проживающих в странах Балтии русскоязычных полностью интегрированы в местное общество, а другие считают себя притеснёнными по национальному признаку? Действительно ли основным критерием в оценке лояльности прибалтийских русских является их отношение к России? И кстати, кому в Эстонии, Литве и Латвии живётся труднее – тем, кого принято считать «простыми людьми», или русским, сумевшим достичь высокого социального статуса?

К слову, на днях департамент госбезопасности Литвы (ДГБ) обнародовал официальную справку, в которой говорится, что работающие в странах Балтии русскоязычные СМИ стремятся «к эскалации мнимых проблем национальных меньшинств, пропаганде благоприятной для Кремля версии истории новейшего времени и пытаются сделать акцент на мнимых нарушениях прав человека». 

Не берусь спорить с сотрудниками ДГБ – если они пришли к таким заключениям, значит, имели на то веские основания. И вообще не стану пытаться делать выводы. Расскажу лишь о том, что видела, слышала и читала во время своих поездок в Литву, Эстонию и Латвию…

О популярности в Латвии Нила Ушакова лучше всего говорят данные проведённого на прошлой неделе соцопроса. Участвовавшим в исследовании гражданам страны было предложено назвать политика, который достоин быть главой государства, хотя и отказался участвовать в предстоящей этой весной президентской гонке. Большинство респондентов сочли таковым столичного мэра.

Более того. Когда пару дней назад в латвийских СМИ появилась информация о том, что Рижский окружной суд принял решение наказать столичного градоначальника штрафом, латвийский интернет буквально взорвался. В социальных сетях даже появились сообщества под общим названием «Нил, мы с тобой!».

Откровенно говоря, сумму, которую должен уплатить мэр Риги, рассматривать всерьёз не стал бы даже малообеспеченный житель Латвии – 50 евро не делают погоды в чьём-либо семейном бюджете. Вопрос в данном случае рассматривается как сугубо принципиальный.

Для тех, кто не следит за прибалтийскими новостями, объясним: перед прошедшими в Латвии парламентскими выборами мэр Риги неоднократно оставлял в «Твиттере» и «Фейсбуке» посты, восхваляющие его партию «Согласие». Делал он это и в «день тишины». Поэтому суд решил, что подобные записи в социальных сетях являются грубым нарушением правил агитации, а значит, мэр обязан заплатить штраф...

Ознакомившись с вердиктом, Ушаков заявил, что, считая себя законопослушным гражданином, штраф уплатит обязательно. Но потом немедленно обратился в Европейский суд по правам человека, так как считает происходящее откровенным нарушением свободы слова. И добавил:

– Никогда не думал, что буду обращаться в ЕСПЧ и бороться за право свободы слова в социальных сетях. Но оказалось, что придётся…

Вообще-то даже у самых далёких от юриспруденции людей возник вопрос: почему суд постановил взыскать с рижского мэра именно эту сумму? Штраф за подобное правонарушение, совершённое физическим лицом, действительно не должен превышать 70 евро. Но, как указывается в латвийском кодексе административных нарушений, юридическое лицо обязано в случае совершения подобного деяния внести в казну 1200 евро. Так значит, суд рассматривал рижского мэра не как лидера партии «Согласие», а как обычного гражданина? Но за что в таком случае он вообще наказан?!

Ответ на этот вопрос дал сам Нил Ушаков:

– Это судебное решение является грубым ограничением свободы слова. Оно напрямую касается тысяч пользователей социальных сетей, которые последние годы в своих профилях активно призывали голосовать за самые разные партии. Каждый из вас теперь является нарушителем. По логике следующий шаг – штраф за то, что ты, например, выложил в «Фейсбуке» свою фотографию с шашлыками и пивом. Ведь твой пост мог увидеть несовершеннолетний. Получается – реклама алкоголя детям? Но судя по всему, доказать, что это не так, возможно только в Европейском суде по правам человека. К сожалению…

О том, какое решение примет ЕСПЧ, мы узнаем после того, как там будет рассмотрено дело рижского мэра. То есть не скоро. Пока же посетители латвийских форумов продолжают активно обсуждать, за какие такие грехи наказан Ушаков.

Может быть, за то, что, давая интервью одному из латвийских телеканалов, он сказал:

– Санкции – это не тот инструмент! Давайте искать другие пути решения наболевших проблем, которые сейчас складываются между Европой и Россией. Причём факторы этих проблем определяются исключительно внутриполитической конъюнктурой в конкретном государстве. А это значит, что мы в Европе должны использовать каждую возможность, каждый уровень для выстраивания отношений с восточным соседом.

Кстати, самого мэра латвийской столицы пророссийским политиком не назовёшь. Сначала он высказывался против введения в стране второго – русского – государственного языка. Потом принялся говорить об Украине, за что и лишился поддержки значительной части русскоязычного электората. В общем, в «подчинении воле Кремля» мэра уж точно не заподозришь. Ушаков выступает как прагматик, объясняя тем, кому непонятны элементарные вещи:

– Риге нужно иметь отношения с Россией, потому что это даёт возможность экспортировать туда наши товары. Важны и российские туристы. Почему же я должен в этой ситуации поощрять разные глупости?

И не просто сказал. В декабре, на пике обострения отношений ЕС и РФ, отправился в Москву, чтобы подписать с Сергеем Собяниным программу сотрудничества столиц в 2015–2017 годах. А в феврале вновь ездил в Россию, где встречался с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и получил из рук патриарха Кирилла премию Международного общественного фонда единства православных народов.

Обе поездки дали политическим противникам Ушакова повод порассуждать об «угрозе национальной безопасности и бесконтрольном растранжиривании средств налогоплательщиков», которые вызывают подобного рода контакты. Причём февральская антиушаковская кампания оказалась настолько бурной, что Рижская дума, дабы прекратить поток голословных заявлений, даже опубликовала в СМИ официальную информацию, в которой указывалось: «Авиабилеты, гостиничный номер на две ночи, страховка и прочие расходы обошлись бюджету латвийской столицы в 983 евро».

Сам же мэр что-либо говорить о потраченных деньгах не стал. Как, впрочем, и о том, что награду в размере 10 тысяч долларов, вручённую ему Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, он направил на восстановление рижской Николаевской часовни. Мэр сказал о другом:

– Политикам проще рассуждать об угрозе Москвы, чем о социальных делах. Они повторяют это как мантру. А в результате становятся заложниками того, что наговорили перед своими избирателями, и им становится всё труднее и труднее корректировать свой курс.

Придётся ли в дальнейшем корректировать свой курс самому Нилу Ушакову? Не исключено. Однако пока он это делать не намерен. И даже заявил журналистам, что считает «огромным комплиментом в свой адрес» обвинения в том, что Рижская дума слишком много внимания уделяет решению социальных вопросов. Хотя и подчеркнул: «Любой латвиец имеет право на свою точку зрения...»


взгляд со стороны

«В Литве нет русскоязычных без гражданства»

Не так давно во Франции вышла книга «Литовцы». Написала её Мариэль Витуро – корреспондент Radio France Internationale. В Вильнюс мадам Витуро приезжает часто и, как правило, надолго. Причём, судя по её книге, любит этот город по-настоящему. Однако перебираться в Литву не намерена. Почему? Всё, как выяснилось, просто. Она, даже отлично выучив язык и обзаведясь множеством знакомых, не может ощутить себя литовкой. Потому что в этой стране литовцами называют лишь тех, кто имеет этнические корни. А это француженке кажется странным. 

– Меня всегда шокирует, когда литовские поляки называют себя поляками, а не гражданами Литвы. Кроме того, и сами литовцы, когда говорят, что они литовцы, на мой взгляд, имеют в виду этническую, а не гражданскую принадлежность. Я бы хотела пожелать Литве, чтобы этническая составляющая не была так важна…

Трудно сказать, почему такое мнение сложилось у европейской журналистки. По крайней мере, русскоязычные литовцы такие темы обсуждают, в общем, не часто. Немалое значение в этом имеет то обстоятельство, что русских в Литве совсем мало и существенной роли в политике они не играют. Но важнее другое. То, о чём заявляет представительница Союза русских Литвы Лариса Дмитриева:

– Мы с самого начала избрали возможность стать гражданами Литвы, и с этого началась вся наша история. У нас, несомненно, есть проблемы и в просвещении, и в социальной жизни. Но, восстановив независимость, Литва предоставила гражданство всем жителям, независимо от их этнической принадлежности. Поэтому в стране, в отличие от Латвии и Эстонии, нет русскоязычных без гражданства. Если же говорить о нарушении прав русскоязычных, могу сказать одно: у бедности нет национальности…

И всё-таки не стану утверждать, будто в Литве тишь да гладь да Божья благодать. В СМИ нет-нет да появляются интервью с людьми, которых всё русское доводит до белого каления. И ладно бы если русофобские высказывания позволяли себе политики, играющие на свою часть электората. Недавно на ведущем новостном портале была опубликована статья известного в Литве врача, который, нимало не стесняясь своего признания в нарушении клятвы Гиппократа, написал: «Эти люди не только не могут говорить по-литовски, но и вынуждают, чтобы с ними говорили по-русски! Когда человек, заходя в мой кабинет, здоровается на русском языке, я ему сразу отвечаю: «А не поехать ли вам в свою Россию?»

Такое, к сожалению, в Литве тоже встречается. Но чесать всех под одну гребёнку всё-таки не следует. К примеру, совсем недавно служба контроля за соблюдением равных возможностей рассматривала жалобу заключённых исправительной колонии, которые высказывали недовольство по поводу того, что администрация учреждения лишает их возможности смотреть ТВ-программы на русском языке. Правда, после детального расследования сотрудники службы заключили, что, поскольку у заключённых есть возможность слушать русское радио и читать русские газеты, российские ТВ-каналы для них не являются жизненно необходимыми.

Вероятнее всего, жалобщиков очень огорчило такое решение. Но литовские СМИ очень быстро дали им понять, что огорчаться не из-за чего. Потому что в интернете в самое ближайшее время появится платформа, «где будет на русском языке представлена информация о лжи и манипуляциях российской телепропаганды»…

 

Как только заработает этот интернет-ресурс, «НВ» о нём обязательно расскажет. И учитывая, что он по задумке разработчиков будет также «предлагать продукцию действующим российским СМИ», не исключено, что какие-то статьи даже и перепечатает. А почему бы, собственно, и нет?..

 

тем временем

В Эстонии

В начале года в Эстонии был проведён масштабный социологический анализ настроения русскоязычной молодёжи. Чтобы выяснить, о чём думают, на что надеются и чего боятся молодые, был объявлен конкурс эссе «XXI век. Что напишут о русских Эстонии историки будущего?». О результатах исследования «НВ» рассказала Валерия ЯКОБСОН, докторант социологического факультета и куратор русскоязычных студентов факультета журналистики Тартуского университета:

– Материалом для настоящего исследования стали 85 присланных на конкурс работ. И ознакомившись с ними, мы поняли: авторам особенно тяжело дался вопрос «Кто мы?». Судя по всему, молодёжи непонятно, как вообще определяется принадлежность к национальности – по рождению, родителям, языку или по отношению к Эстонии и России? А уж обозначить себя парой слов, например написать: «Я – эстонский русский», и вовсе удалось совсем немногим.

При этом, хотя Эстония большинству из этих молодых людей явно ближе и понятнее, чем Россия, они писали: «Русская община в Эстонии не сохранится». Писали примерно так: «В будущем я не вижу в Эстонии русских. Они либо уедут, отчаявшись, либо полностью посчитают себя эстонцами, забыв свой родной язык. И это приведёт к тому, что через сотню лет русских в Эстонии не останется».

В то же время конкурсанты дружно отмечали, что хотели бы жить в Эстонии, однако вынуждены будут уехать, как и основная часть их сверстников. В качестве наиболее вероятных причин будущего отъезда упоминались различные сложности жизни в Эстонии, например языковая дискриминация и «стеклянный потолок» в карьере для людей с неэстонскими фамилиями, то есть ограниченность профессионального роста. Многие также написали, что они хотели бы здесь жить, однако не видят для себя перспектив.

Куда именно уехать? Как показали эссе, связи молодёжи с исторической родиной постепенно слабеют. В качестве иллюстрации можно привести отрывок из эссе 11-классника из Нарвы: «Мне кажется, что моё поколение абсолютно не волнует Россия и всё с ней связанное. Мы приходим в большую жизнь с законченным эстонским университетом, с языком. Мы родились в Эстонии, и если государство подхватит поколение, то это поколение успешно адаптируется в эстонском обществе. Тогда интеграция и произойдёт».

Сложно сказать, насколько самостоятельны и независимы суждения русскоязычных школьников, писавших эссе для конкурса. Понятно, что на них влияют установки в семье и настроения окружающих. Но так или иначе, по мнению большинства авторов, для того, чтобы русскоязычная молодёжь проявляла свою любовь к Эстонии, необходимо предоставление ей возможностей для гражданской и политической активности. А один молодой человек даже предложил в 2060 году назначить президентом страны человека, чьим родным языком был бы русский…

 

 

Светлана Белоусова, эксперт по странам Балтии. Фо­то Артёма Геодакяна / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно