Город

«Русский народ велик. Я люблю его»

29 апреля

«НВ» побывало на местах боевой славы интернационального отряда партизан, в котором плечом к плечу сражались русские и испанцы.


Как только генеральный консул Испании в Петербурге Хуан Антонио Мартинес­Каттанео узнал о существовании мемориала, он сразу же отправился отдать дань памяти павшим соотечественникам


 

О том, что с сентября 1942-го по март 1943-го в лесах Ленобласти доблестно сражался интернациональный партизанский отряд под командованием уроженца Мадрида Франциско Гульона, знают немногие. Не подозревал об этом и другой мадридец – Хуан Антонио Мартинес-Каттанео, ныне генеральный консул Испании в Петербурге. Об этом ему рассказали журналисты ТАСС Северо-Запад, которые совместно с правительством Ленинградской области занимаются увековечиванием боевого пути того самого отряда. На днях генконсул посетил мемориал на берегу Красногорского озера, где покоятся останки 17 испанских партизан, и пообещал помочь найти их потомков.

– Впервые об этом я узнал в минувшую пятницу, – сказал господин консул у мемориала. – Мы постараемся найти родственников этих героев. Это может быть сложно, ведь прошло столько лет. Но мы сделаем всё, что от нас зависит, чтобы найти информацию. Для нас, испанцев, слово «партизан» имеет несколько другой оттенок, чем для россиян. В любом случае – это часть нашей общей истории, и её нужно сохранить любой ценой.

26-й километр дороги на Осьмино – место в общем-то ничем не примечательное. Разве что в солнечный день облака живописно бегут по ладони озера. Однако именно здесь 45 лет назад – 5 июля 1970-го – появился мемориал русским и испанским патриотам-партизанам. Местная жительница Лидия Васильевна этот день помнит не очень хорошо – возраст. Зато она и её невестка исправно приводят памятник в порядок накануне каждого Дня Победы – собирают мусор, жгут прошлогоднюю траву и листья. В этом году, говорит, не успели – приезжали областные чиновники и сами всё убрали.

Впрочем, убирать тут не шибко много – мемориал невелик. Белая стела с кровавыми пятнами гвоздик, рядом – гранитная плита, на ней надпись на испанском и русском: «Бойцам национального партизанского отряда». И ниже – «Путь длиною в 160 дней проделал по Лужской земле отряд под командованием Эрнесто Франциско Гульона».

Автор этой надписи Вера Константиновна Попова, вдова Марка Гаазе, одного из создателей памятника. Сама она утверждает, что по-испански говорит «поко-поко» – то есть немножко. И тут же цитирует Федерико Гарсиа Лорку. В середине 60-х вместе с оставшимися в живых испанцами-бойцами (их было двое) она искала останки погибших.

А вот Франциско Гульон, по свидетельствам, по-русски говорил свободно. Более того – писал. «Ко мне приходила женщина. Она принесла мне фрукты. За что? Она меня даже не знает. Знает только, что я – советский офицер, награждённый орденом Ленина. Этого достаточно. Я один, совершенно один. И всё же чувствую любовь со стороны незнакомых людей, озабоченных тем, чтобы мне было хорошо, чтобы я выздоровел. Русский народ велик. Я люблю его», – строчки из его личного дневника, написанные в госпитале в Хвойной весной 1943-го, после перехода отрядом линии фронта. К тому моменту в живых оставались только пятеро…

Франциско Гульон – бывший капитан испанской республиканской армии. В 16 лет ему пришлось оставить учебу в Мадридском университете и взять в руки винтовку. Он сражался на фронте с первого и до последнего дня гражданской войны на Пиренеях.

В 1939-м оказался в СССР – на Челябинском тракторном заводе, где трудился штамповщиком. Потом были три года учебы в Харьковском институте иностранных языков. В октябре 1941-го, встретившись со старым знакомым Ильёй Стариновым, начал работать в составе партизанской группы, которая минировала Харьков. 14 сентября 1942-го главнокомандующий партизанским движением Климент Ворошилов подписал приказ № 0038 – о создании интернационального партизанского отряда под командованием Франциско Гульона. Зона действия – треугольник Луга – Сиверская – Батецкая. Правда, в результате неграмотного десантирования группа Гульона высадилась совсем не там, где предполагалось, – пришлось пройти пешком порядка ста километров. Но это не помешало успешной диверсионной деятельности – всего за время существования отряда 

Гульон с товарищами пустил под откос 11 немецких эшелонов, десять машин, врукопашную уничтожили сотню гитлеровцев. Последняя база отряда находилась на островке посреди болота Базач – в 15 километрах от деревни Красные Горы.

Одному из её жителей, Вячеславу Савельеву, тогда было всего пять лет. Но о подвигах партизан в окрестных лесах мальчик знал не понаслышке. В дневниках отца, выцветших школьных тетрадках в клеточку, до сих пор читаемы (хоть и карандашом написано) хроники тех страшных дней: «29 сентября 1942-го. Понедельник. На работу никто не ходил, в лес совершенно запрещено. Под вечер был слышен за Заозерьем сильный взрыв и виден большой дым. Оказалось, что в заозерском ручью немцы вытаскали 38 мин, а потом рядом взорвалась одна и от детонации взорвались все остальные. Всего убито 12 человек и ранено не меньше».

Вячеслав Васильевич всю жизнь собирает разрозненные и скудные сведения об отряде Франциско Гульона.

А жизнь самого Франциско Гульона оборвалась и вовсе обидно – 22-летний герой, награждённый орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда», скончался 3 ноября 1944 года от последствий тяжёлого воспаления лёгких. Гроб с телом Франциско под звуки похоронного марша пронесли на плечах его фронтовые товарищи через площадь Дзержинского и мимо здания НКВД, которому подчинялись партизаны. За гробом шли испанцы и советские друзья. Очевидцы говорят, что в тот день на площади яблоку негде было упасть.

 

 


Девочки в камуфляже – бойцы поискового отряда Толмачевской средней школы, что неподалёку от мемориала. Там собираются открыть музей памяти отряда Гульона



Церковь в Красных Горах пережила войну вместе с деревней – в стене до сих пор заметна пробоина от осколка снаряда



Житель деревни Красные Горы Вячеслав Савельев всю жизнь собирает сведения о деятельности отряда Франциско Гульона. Теперь он не одинок – обещал помочь генконсул Испании



В Лужском районе 45 лет назад появился мемориал русским и испанским патриотам­партизанам. На гранитной плите на испанском написано: «Бойцам национального партизанского отряда»


 

Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно