Спецпроект

Саид, а ты как здесь?

17 октября

 

В рамках проекта «Национальный ответ» корреспонденты «НВ» узнали, как живется в северной столице представителям разных национальностей и стран

 

Далеко не все следуют народной мудрости: «Где родился, там и пригодился». Большинство людей меняют место жительства в поисках чего-то нового или следуя жизненным обстоятельствам. Часто человек уезжает из родной страны, потому что именно в другом месте он может «пригодиться». Ведь в отличие от родины место для жизни мы выбираем сознательно. Многие иностранцы приезжают в Петербург и находят себя в северной столице – обзаводятся семьей, строят карьеру. Но насколько комфортно им в северной столице? Об этом мы спросили у людей, которые родились в разных государствах.


«Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда»

 

Африканец Саид Эль-хадж успешно выучился в Медицинском университете имени И.П. Павлова на стоматолога и проходит обучение в ординатуре по специальности «хирургия». Любопытно, что родился Саид в Москве. А когда ему исполнился годик, родители, получившие дипломы инженеров, вернулись к себе на родину – в Судан.

– Высшее образование в России получили многие мои родственники, – рассказал Саид, – вот и я решил поступить в петербургский 1-й медицинский, потому что считал, что в культурной столице я не столкнусь с притеснением арабов.

В 2004 году Саид поступил вуз и сразу столкнулся с проблемами… со здоровьем.

– В Петербурге совершенно другой климат, у нас в Судане не бывает минус 30 градусов, помню, сначала страшно мерз, постоянно болел, а потом решил, что не бывает плохой погоды, а бывает плохая одежда...

Саид имеет студенческую визу, поэтому пока не может работать. Но за время прохождения практики в разных клиниках он понял: стоматология – нужная и интересная специальность.

– Петербург – один из самых красивых городов, он для меня стал родным, – признался Саид. – Я бывал в Москве, Воронеже, Ростове, но в Петербурге, на мой взгляд, более культурные и доброжелательные люди.

Хотя на памяти Саида есть один страшный случай, связанный со скинхедами.

– Это случилось 22 февраля 2005 года, как сейчас помню этот день, – вспоминает Саид, – на нас напало 15 человек, я и мой товарищ успели убежать, а нашего третьего друга избили до сотрясения мозга, нанесли увечья. Хотя в последние годы стало как-то спокойнее.

И все же Саид планирует со временем вернуться на родину. По его словам, горожане с опаской относятся к врачам-иностранцам.

– Почти все пациенты боятся зубных врачей, а стоматологов-арабов опасаются еще больше, я сам это почувствовал, – признался Саид. – За время моей студенческой практики были случаи, когда пациенты отказывались от того, чтобы я был ассистентом врача.

 

«Родственники и взрослые – это святое»

 

 

Индиец Сумит Сетх вместе с супругой Екатериной и четырьмя детьми живут в просторной квартире, ездят в семиместном автомобиле и могут причислить себя к среднему классу. Но при всем благополучии семейной жизни семья Сетхов чувствует порой себя неуютно в пространстве северной столицы.

…Сумит приехал из жаркой Калькутты в Петербург учиться на врача в Институте имени Мечникова в начале 1990-х годов. Познакомился с Катей на дискотеке в ДК имени Ленсовета и вскоре скрепил свои отношения с ней, несмотря на ярый протест родителей невесты. «Темнокожий иностранец» представлялся опасным будущим теще и тестю. И все же со временем родных Кати расположили к Сумиту его совершенное дружелюбие, незлобивость, отзывчивость. А тещину настороженность развеяли его уважение к старшим, готовность выполнить ее просьбы и интеллект.

По словам Сумита, у индусов есть четкая установка: родственники и взрослые – это святое. К женщине у него отношение почтительное, дети – самые любимые. Кстати, о святом: Сумит еще до свадьбы отказался от индуизма и принял православие – в крещении был наречен Александром.

Единственное, чем сегодня обделена семья Сетхов, так это городскими праздниками. Сумит, которому всегда жилось в Петербурге непросто, многого опасается (например, ни за что не хотел въезжать в дом без охраняемой территории) и не пойдет ни на один массовый городской праздник. Так что в День Победы и в День города семья Сетхов остается исключительно дома. Сумит признается, что боится выпадов экстремистов, которые назовут его «черным», заденут, крикнут, чтобы «проваливал в свою страну», а он не сможет им ответить и будет выглядеть еще и слабаком перед детьми. Нет, он человек не трусливый, но всегда помнит, что живет в чужой стране, в которой ему небезопасно.

К слову, недоверие к себе Сумит испытал и на профессиональном поприще. Когда он потерял место в фармацевтической компании, то полтора года не мог найти работу. Подходили квалификация, диплом, опыт, стаж, и все равно ему отказывали. Нет, прямо ему ничего не говорили, но было совершенно ясно, что причина – национальность. Удалось устроиться только в итальянскую фирму – там с принадлежностью к другой национальности вопросов не возникло. А со временем Сумит обзавелся и собственным бизнесом в сфере клинических исследований медицинских препаратов.

 

«Оказываю помощь петербургским мусульманам»

 

 

Ринат Валиев сегодня уважаемый человек в исламском сообществе Петербурга. Он с успехом совмещает две должности: председателя религиозной организации мусульман Петербурга «Мекка» и президента общества «Татарстан».

…В Петербург 21-летний Ринат приехал в 1983 году с мечтой поступить учиться на художника-реставратора.

– Был молодой, захотелось уехать из надоевшего Татарстана, построить карьеру, хотя до этого я уже успел побывать в разных городах и странах, – рассказал Ринат.

После школы Ринат уехал на Урал и поступил в Морскую школу, по окончании которой полгода служил в Волгоградской области, а затем полтора года трудился водолазом-разведчиком в Германии.

– Когда после службы вернулся в Татарстан, то решил наконец воплотить в жизнь свою мечту и приехать в северную столицу, которая всегда привлекала красотой, – признался Ринат. – Однако поступить в вуз на художника-реставратора у меня не получилось – не хватило знаний, тогда я отправился трудиться на разные предприятия, хватался за любую работу.

Так продолжалось до тех пор, пока Ринат не приехал повидаться с родственниками и не попал на семейный конгресс татар в Казани. Там ему земляки и посоветовали открыть в Петербурге магазин столь популярной в России татарской литературы. Но мужчина, решив, что для своего бизнеса еще не время, взялся за недвижимость – работал в агентстве по найму жилья в Самаре, Татарстане, Петербурге.

Первую мусульманскую религиозную организацию в Петербурге Ринат открыл в 2007 году. Тогда же появились и две мини-школы по изучению языка и Корана и маленькая книжная лавка. Сегодня Ринат – хозяин крупного магазина мусульманских товаров, которые привозят из Ирана, Индонезии, Сирии, Турции. Организации, которые он возглавляет, поддерживают неимущих мусульман, многодетные семьи, оказывают правовую помощь петербургским татарам.

– К сожалению, чувствуется притеснение со стороны русских – то избивают, то обворовывают, а потом полиция отказывается принимать заявления о грабеже, – поделился Ринат. – Очень остро плохое отношение чувствуется в последние 10 лет.

«Моя вторая родина – здесь»

Валенс Манирагена приехал в Россию в 1984 году 20-летним студентом – за успехи в учебе его по обмену отправили в Ленинград.

– Сложнее всего было привыкнуть, конечно, к зиме, – вспоминает он.

Молодой человек собирался получить специальность и вернуться домой. Так и вышло – окончив Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), Валенс отправился применять полученные знания в родную Руанду. Отправился не один – вместе с ним поехала его возлюбленная Ирина и маленький сын Алеша. Однако прожить в Африке удалось всего пару лет – в Руанде началась война, пришлось спасаться бегством. Дочурка Анна родилась в пути – в госпитале на границе с Заиром. Оттуда самолет МЧС доставил семью в Россию. В 1994-м Валенс снова оказался в Петербурге. Жить было негде: Валенс скитался по знакомым, жене с детьми пришлось вернуться к родителям на Украину. Вскоре удалось получить место в общежитии от университета, но ютиться всем в крохотной комнате не хотелось. Валенс купил дом в Псковской области, в городке Новосокольники. Перевез туда семью, в которой вскоре случилось очередное пополнение – родился сын Андрей. Сам глава семьи остался в Петербурге – работать ассистентом на родной кафедре в ЛЭТИ. 

Жизнь постепенно наладилась – Валенс оформил российское гражданство, основал вместе с другими выходцами из Руанды благотворительное общество для беженцев «Ичумби». Вот уже шесть лет он является его руководителем, помогая таким же, как он, – людям, которым пришлось покинуть родину и приехать в чужую незнакомую страну. Параллельно преподает в ЛЭТИ и на восточном факультете СПбГУ – обучает студентов своему родному языку киньяруанда. Говорит, что, хоть и было тяжело, Петербург стал для него вторым домом, – как-никак он прожил здесь полжизни.

– Конечно, приходится периодически сталкиваться с предвзятым отношением, – вздыхает Валенс. – Когда предъявляю паспорт, иногда следует ироничное: «Вы русский?» Хотелось бы, чтобы на моих соотечественников перестали смотреть как на нелюдей. Ведь если не чинить им препятствия, а дать возможность раскрыться, спокойно жить и работать, они могут принести пользу. Многие, к сожалению, не понимают, что «понаехали» эти люди просто для того, чтобы выжить.


«Мне некогда воспитывать детей»

Амин Сафай занимается частным извозом вот уже почти десять лет. Работать приходится много, иногда круглыми сутками – надо кормить большую семью: жену и четверых детей, трое из которых – от первого брака.

Когда Амин приехал из Кабула в 1988 году, он, конечно, не помышлял о том, что станет таксистом. Поступил в Высшее училище военной связи в Ульяновске, отучился на связиста. Однако по специальности не работал, стал предпринимателем. Потом судьба ударила в прямом и переносном смысле – за драку Амина несправедливо осудили. Он решил покинуть враждебный город и отправился в Петербург. Чтобы как-то прокормиться, торговал на рынке. Потом взял у друга машину, стал работать таксистом. Постепенно накопил на свою. Однажды в его авто села пассажирка Светлана. С тех пор в другие машины она не садится – вместе супруги уже 10 лет, маленькой Аделине исполнись два годика.

Из Ульяновска перебрались и старшие дети: дочка учится в университете на геолога, сын – в 9-м классе, занимается футболом и пинг-понгом, получает призы на соревнованиях. Недавно Амин впервые отвез сына в Афганистан, мальчик пришел в восторг от папиной родной страны.

О жизни в Петербурге Амин говорит: мол, жить можно. Правда, с агрессией и недоверием приходится сталкиваться постоянно – многие, увидев водителя, даже отказываются ехать.

– Обидно только, что всех иностранцев гребут под одну гребенку. 


«Моя вторая родина – здесь»

Валенс Манирагена приехал в Россию в 1984 году 20-летним студентом – за успехи в учебе его по обмену отправили в Ленинград.

– Сложнее всего было привыкнуть, конечно, к зиме, – вспоминает он.

Молодой человек собирался получить специальность и вернуться домой. Так и вышло – окончив Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), Валенс отправился применять полученные знания в родную Руанду. Отправился не один – вместе с ним поехала его возлюбленная Ирина и маленький сын Алеша. Однако прожить в Африке удалось всего пару лет – в Руанде началась война, пришлось спасаться бегством. Дочурка Анна родилась в пути – в госпитале на границе с Заиром. Оттуда самолет МЧС доставил семью в Россию. В 1994-м Валенс снова оказался в Петербурге. Жить было негде: Валенс скитался по знакомым, жене с детьми пришлось вернуться к родителям на Украину. Вскоре удалось получить место в общежитии от университета, но ютиться всем в крохотной комнате не хотелось. Валенс купил дом в Псковской области, в городке Новосокольники. Перевез туда семью, в которой вскоре случилось очередное пополнение – родился сын Андрей. Сам глава семьи остался в Петербурге – работать ассистентом на родной кафедре в ЛЭТИ. 

Жизнь постепенно наладилась – Валенс оформил российское гражданство, основал вместе с другими выходцами из Руанды благотворительное общество для беженцев «Ичумби». Вот уже шесть лет он является его руководителем, помогая таким же, как он, – людям, которым пришлось покинуть родину и приехать в чужую незнакомую страну. Параллельно преподает в ЛЭТИ и на восточном факультете СПбГУ – обучает студентов своему родному языку киньяруанда. Говорит, что, хоть и было тяжело, Петербург стал для него вторым домом, – как-никак он прожил здесь полжизни.

– Конечно, приходится периодически сталкиваться с предвзятым отношением, – вздыхает Валенс. – Когда предъявляю паспорт, иногда следует ироничное: «Вы русский?» Хотелось бы, чтобы на моих соотечественников перестали смотреть как на нелюдей. Ведь если не чинить им препятствия, а дать возможность раскрыться, спокойно жить и работать, они могут принести пользу. Многие, к сожалению, не понимают, что «понаехали» эти люди просто для того, чтобы выжить.


прямая речь

Евгения Шестакова, психолог, бизнес-консультант:

– Иностранцам в России нелегко. С психологической точки зрения основными сдерживающими факторами переезда являются: узкий круг знакомых, незнание или недостаточное знание языка, ограничение в перемещениях. Люди не просто уезжают из своей страны – они полностью меняют жизнь. Для многих мечта так и остается мечтой, а кто-то, найдя в себе силы переломить обстоятельства, становится успешным. Здесь, как и во многих сферах нашей жизни, работает правило Парето: 90/20. Лишь некоторые в силу особенностей воспитания и мировоззрения умеют аффирмировать основные сдерживающие постулаты: 1. Я не знаю язык – прекрасная возможность выучить! 

2. Меня там никто не ждет – у меня появятся новые друзья. 3. У меня нет денег на переезд – сначала съезжу на разведку. 4. Я не знаю, с чего начать, – нужно учиться планировать: составлю бюджет и начну учить язык. 5. Я боюсь не найти работу – все зависит от меня, никто не найдет за меня работу. Так получаются люди, которым удается воплотить свою мечту, вынужденно или намеренно. Это доказывает, что человек независимо от вероисповедания, цвета кожи и происхождения, правильно ставя себе цель в жизни, может ее реализовать, и это делает мир вокруг нас добрее и успешнее.

 

 

 

 

 

Софья Прокошева, Анастасия Ложко. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно