Страна и мир

Саммит разочарования

21 май

Сегодня в Риге открывается саммит «Восточного партнёрства», который может стать началом конца проекта интеграции Европы и стран бывшего Союза

В ноябре 2013 года на предыдущем саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Это стоило политической карьеры не только ему, но и президенту Литвы Дале Грибаускайте (в центре)


О том, почему и европейцы, и страны – участницы «Восточного партнёрства» настроены свернуть эту программу, рассказывает депутат Европарламента, член рабочей группы по подготовке саммита «Восточного партнёрства» в Риге, первый вице-председатель делегации Европарламента по сотрудничеству с Белоруссией.

Андрейс Мамыкинс, депутат Европарламента (Латвия)

Рабочий черновик – проект решения памятного всем саммита «Восточного партнёрства», который прошёл в Вильнюсе полтора года назад, – состоял из 30 страниц печатного текста. Нынешний документ умещается на семи. И это вполне объяснимо. Рижский форум негласно называют «саммитом разочарования». Потому что именно с таким чувством в Риге собрались практически все его участники…

Сегодня многие политологи с полной уверенностью в своей правоте заявляют, что-де «Восточное партнёрство» изначально было обречено на провал. То есть эту организацию было бы правильнее всего назвать мёртворождённым ребёнком. Но, на мой взгляд, это слишком сильное определение. Всё-таки в 2009-м, когда ещё только-только продумывалась идея «Восточного партнёрства», проект разрабатывался в первую очередь под Россию. В качестве основной цели этой программы декларировалось «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами». И, читая эту формулировку, все понимали: без России из затеи в любом случае ничего хорошего не выйдет. Так, собственно, и случилось.

Россия вступать в программу отказалась сразу же. В итоге в «Восточном партнёрстве» оказались соединены шесть абсолютно разных по своей сути государств: Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Белоруссия и Армения. Объединяет их только то, что каждое из них когда-то являлось частью Советского Союза. В остальном же – практически ничего общего. Это отчасти объясняет, почему каждая из шести стран-участниц по-своему поняла смысл самого «Восточного партнёрства». И очень скоро начались недопонимания и недовольство друг другом.

 

Первой в европейской программе разочаровалась Армения. Быстро убедившись в том, что в Европе ей показали морковку, но не дали её даже попробовать, Армения вступила в Таможенный союз. Это было воспринято ЕС как колоссальный провал. Причём лишь немногие в ЕС тогда поняли его истинные причины. Никто не хотел признаться в том, что мы, европейцы, больше говорим, чем делаем, и не предлагаем странам-участницам ничего конкретного.

Но, каким бы сокрушительным ни казался провал с Арменией, ещё более серьёзным он стал в отношениях с Белоруссией, с которой программа «Восточного партнёрства» с самого начала работала лучше, чем с какой-либо из других стран. То есть, объективно говоря, в «Восточное партнёрство» Белоруссия вступила лишь после того, как её основательно прижали к стенке. Чтобы не утонуть в цифрах и фактах, не стану ворошить историю. Замечу лишь: вступая в европейскую программу, Белоруссия не взяла на себя ни единого политического обязательства. Ни о полном членстве в ЕС, ни об ассоциативном членстве не было даже речи. Лукашенко – не только мудрый, дальновидный политик, но и вообще хитрый дядька. Поэтому он обещал европейцам лишь выполнить несколько прикладных пунктов программы, таких как охрана общей с ЕС границы. И выполняет их неукоснительно.

Но что взамен? Белоруссию как держали на протяжении пятнадцати лет в чёрном теле, так и продолжают держать. Для Европы Лукашенко – не просто персона нон грата. Он – кровавый тиран, который каждое утро ест маленьких детей… При этом, говоря о нём со своими коллегами, я не раз спрашивал: «А вы вообще-то когда-нибудь живого белоруса видели?» В ответ все эти голландцы, французы и датчане лишь пожимали плечами: «Нет… Только по телевизору, да и то не часто…» Кстати, за последние лет восемь в Белоруссии не было ни одной официальной европейской делегации. Поэтому я очень рад, что такой визит намечен на июнь. Я многого от него ожидаю.

Но, так или иначе, к сожалению, уже можно прямо сказать: Белоруссия для Евросоюза – отрезанный ломоть. Как, собственно, и Азербайджан, который разочаровался в «Восточном партнёрстве» третьим.

Вообще, если говорить об Азербайджане, надо прежде всего понять: это государство никогда не было и, вероятнее всего, никогда не будет ни проевропейским, ни пророссийским. Оно придерживается собственной, так сказать, проазербайджанской политики. И имеет для этого все основания – обладая четырьмя процентами мировых запасов нефти, можно делать всё что хочешь…

Во вторую тройку разочарованных вошли Молдавия, Грузия и Украина, которые завершили прошлый год подписанием договоров об ассоциированном членстве в ЕС. Но что им это дало? Если судить объективно и называть вещи своими именами, нужно честно признаться: получение Молдавией безвизового режима с ЕС вызвано отнюдь не тем, что в Брюсселе сильно выросли в цене политические акции Кишинёва. Если бы не мощное румынское лобби, Молдавия не получила бы ровным счётом ничего. И молдаване это хорошо понимают. Как, собственно, и то, что все их надежды на светлое будущее пока остаются на уровне теоретизирования и вряд ли в ближайшее время из него выйдут.

Примерно то же самое происходит и с грузинами, которых, приходится признать, в «Восточном партнёрстве» банально обманули. О том, что именно безвизовый режим для граждан Грузии станет одной из основных тем на рижском саммите, было заявлено задолго до его начала. При этом грузины не просто очень ждали, но практически не сомневались, что их вопрос будет решён. Разумеется, положительно! Потому что им никто не объяснил, что такого рода политические решения принимаются лишь совместно 28 делегациями ЕС и шестью делегациями стран «Восточного партнёрства». При этом никто не может заранее сказать, каким это решение окажется…

Кстати, во время разговора с европейским комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом я задал ему вопрос о Грузии. И он ответил: «Не исключено, что в конце года мы сможем послать Тбилиси некоторые позитивные сигналы». Звучало это не слишком обнадёживающе. Но даже намёка на более позитивную информацию мне добиться не удалось…

Впрочем, даже если в ходе рижского саммита и прозвучит заявление о том, что Европа готова ввести безвизовый режим с Грузией хоть с завтрашнего дня, ничего подобного не может быть по определению. Для осуществления задекларированного требуется проведение определённых процедур и множества согласований, долгий обмен базами данных, подтверждение гарантий безопасности информации и так далее, и так далее. Понятно, это потребует определённого времени. Что, соответственно, не улучшит настроение обманутых в их надеждах жителей Грузии…

Последними же в своих ожиданиях оказались обмануты украинцы, совсем недавно скандировавшие: «Украина – це Европа!» Сегодня и они уже поняли, что их чаяния безвизового режима так и останутся мечтами. Да и о чём вообще можно говорить, если в стране фактически идёт война? К тому же во взаимоотношениях с Украиной, находящейся сегодня в тяжелейшем положении, европейские институты больше концентрируются на обмене высказываниями, чем на конкретных делах. Но тогда зачем вообще украинцам нужно «Восточное партнёрство»?! Именно поэтому, несмотря на подписание ассоциативного договора, Украина остановила действие этой программы по самым важным экономическим блокам до 2016 года.

Учитывая все эти обстоятельства, можно сделать вывод: программа, так помпезно стартовавшая шесть лет назад, имеет все шансы развалиться окончательно. Вряд ли, конечно, это произойдёт сегодня или завтра в Риге. Но вероятность такого исхода очень высока. Тем более что разочарование испытывают не только страны-участницы, но и сами европейцы.

Даже те, кто ещё вчера являлся искренним сторонником «Восточного партнёрства», сегодня всё чаще заговаривают о том, что программу нужно сворачивать, причём как можно скорее. Миллионы и миллионы евро, которые на неё тратятся, было бы целесообразнее направить в южные страны ЕС. И их отношение к «Восточному партнёрству» совсем не сложно понять: зачем нужно тратиться на тех, кто не является членом Евросоюза, если страны-члены отчаянно нуждаются в деньгах?!

Итак, ситуация складывается настолько аховая, что начавшийся сегодня саммит пройдёт в лучшем случае вяло. Впрочем, дипломатия и придумана в первую очередь для того, чтобы люди встречались и разговаривали. Так что пусть говорят…

 

Фо­то Михаила Маркива / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно