«Северный морской путь станет международной трассой» - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Северный морской путь станет международной трассой»

Профессор Генрих Алексеев считает, что климат благоприятствует возрождению не только Севморпути, но и северных портов


Возможно, благодаря изменению климата в Арктике Северный морской путь (СМП) со временем станет такой же значимой трансокеанской трассой, как Суэцкий канал. Позволит ли природа осуществить план развития этой транспортной артерии? Достаточно ли данных у российской науки, чтобы давать прогнозы ситуации в Арктике для Севморпути? Профессор Генрих АЛЕКСЕЕВ, руководитель отдела взаимодействия океана и атмосферы в ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», отвечает на эти вопросы утвердительно.

– Генрих Васильевич, на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути – кратчайшей трассы между европейской частью России и Дальним Востоком. Как следует из комментария, реализация проекта начнётся, в частности, «в связи с климатическими изменениями». Насколько серьёзны эти изменения климата в Арктике?

– Глобальное потепление климата наиболее заметно в Арктике, там происходит быстрое повышение температуры воздуха и сокращение летней площади морского льда. Это проявления так называемого арктического усиления потепления. Безусловно, такие изменения благоприятствуют судоходству по СМП. Не менее важная причина внимания к развитию трассы – экономическая потребность в интенсивном освоении ресурсов Арктики, в частности шельфовых, прибрежных месторождений углеводородов, и их транспортировке. Сейчас активно осваиваются месторождения в Баренцевом и Карском морях, на полуострове Ямал, и надо будет вывозить добываемые нефть и газ, в том числе по Северному морскому пути.

Развитие СМП обусловлено также желанием извлечь пользу из наших уникальных морских и природных ресурсов, сделать морские перевозки статьёй дохода, установив тарифы и размер ледового сбора за ледокольное сопровождение судов. Для этого потребуется развивать инфраструктуру СМП – порты и связанное с ними навигационное и гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательные службы.

– В какой степени климат благоприятствует реализации этих планов?

– Повышение летней температуры воздуха и увеличение периода таяния льдов ведут к сокращению протяжённости и толщины ледяного покрова океана в летнее время. Пространство чистой воды, по которому беспрепятственно осуществляется судоходство, становится всё больше. Продолжительность периода навигации увеличилась. Если раньше это были только август и сентябрь, то сейчас навигационный период включает июль и октябрь. При оптимальных условиях навигация начинается с середины июля и длится до конца ноября, как это было в 2012 году. Площадь морского льда тогда сократилась фактически в два раза по сравнению с 1980-ми годами.

Но это не означает, что вся трасса от Мурманска до Берингова пролива будет свободна ото льда. Северные ветры могут пригонять лёд из более высоких широт в южные районы, как это было в 2007 году. Тогда в сентябре мы наблюдали минимум ледяного покрова в Арктике, но пролив Вилькицкого, самая высокоширотная часть морского пути, не был свободен ото льда.

В перспективе полное очищение трасс СМП возможно в конце тёплого периода года. Этим летом, например, мы наблюдаем значительное сокращение ледяных площадей в Карском море уже в июне. Сохранение подобных темпов таяния льда в будущем может привести к полному его исчезновению в конце лета уже в 2030-е годы. Однако в зимний период лёд будет по-прежнему восстанавливаться на акваториях, через которые проходит трасса. Он станет сезонным.

– Означает ли это, что возможна круглогодичная навигация?

– Продолжение потепления климата, сокращения площади льдов и расширения временных рамок навигационного периода сделает более доступными для плавания высокоширотные трассы СМП. Все эти факторы будут способствовать круглогодичной навигации в случае её востребованности.

Но превращение СМП в круглогодично действующую транспортную систему при сохранении морских льдов на трассах большую часть года потребует развития российского ледокольного флота. Сегодня Россия обладает самым большим ледокольным флотом. Наши атомные ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» способны добраться до любой точки Северного Ледовитого океана, они регулярно возят туристов к Северному полюсу. Но для круглогодичной навигации потребуется строительство атомных суперледоколов нового поколения.

– Российские учёные, включая вас и ваших коллег, будут заниматься гидрометеорологическим обеспечением для СМП? Вероятно, научные наработки для этого уже существуют?

– Ещё в 1970-е годы советские учёные исследовали большую часть Арктического океана. С началом потепления, в начале 1990-х, состоянием Арктического океана и морей заинтересовались учёные всего мира. В 2007–2008 годах здесь проводились обширные международные исследования в рамках Международного полярного года.

Наши учёные имеют большой опыт изучения ледовых процессов ещё с советского времени, когда судоходный период на СМП был коротким, а трасса использовалась очень интенсивно. Они умеют составлять прогнозы развития ледовых процессов и определять начало периода навигации в предстоящем сезоне. Сейчас для этой работы используются спутниковые данные, поэтому следить за положением кромки льда и развитием ледовых процессов стало легче.

Учёные учитывают и отрицательные последствия изменения климата, которые важны для судоходства по СМП. Увеличивается вероятность роста высот ветровых волн, возможно увеличение числа и интенсивности ледовых штормов, когда сильное ветровое волнение развивается в зоне разрежённых льдов, состоящих из крупных обломков однолетнего льда. Примером может служить Печорское море – там эти факторы могут сочетаться. Усиливается разрушение берегов, сложенных рыхлыми и ледяными породами.

Наши учёные, проводившие исследования в районе Новой Земли, установили, что ледники на арктических островах разрушаются. А это ведёт к появлению в арктических водах айсбергов и обломков льда, которые опасны для судов. В качестве обеспечения безопасности судоходства по СМП планируется создать Ледовую службу для ледового мониторинга и защиты от айсбергов.

– В правительстве планируют увеличить грузоперевозки по Севморпути в 20 раз по сравнению с нынешними объёмами и даже превысить достижения советских времён. Насколько это реально?

– При советской власти объём грузоперевозок по Северному морскому пути был огромным. Это было связано с тем, что на побережье существовало множество населённых пунктов, снабжение которых осуществлялось в период навигации морскими судами. Позднее большинство посёлков пришло в упадок. Но сейчас, в связи с необходимостью обслуживания судов, которые будут перевозить полезные ископаемые, добываемые в этом регионе, возрождение Игарки, Дудинки, Тикси, Певека и других портов становится неизбежным. Так что объём перевозок сильно возрастёт.

Кроме того, СМП планируется использовать для международного судоходства, поскольку через Арктику проходит кратчайший путь из Европы в Японию, Китай, США, Канаду. Этот план основан на мнении, что перево-зить грузы из одной части света в другую более выгодно по Северному морскому пути, чем по южному через Суэцкий канал. СМП позволяет в среднем в два раза сократить дорогу из Гамбурга и Тромсё в Шанхай и Йокогаму.

Наша трасса действительно короче, но из-за ограниченного периода навигации и необходимости ледокольной поддержки судов она пока не является для европейских перевозчиков более выгодной, чем южный путь. Использование СМП выгодно европейским странам, перевозящим грузы в Японию, но, если суда идут в Индию или Южный Китай, преимущество в расстоянии теряется.

Для международных перевозок более выгоден морской проход по высоким широтам. Идеально было бы проводить суда через Северный полюс, но, скорее всего, это будет возможно только во второй половине XXI века. Хотя уже сегодня, в августе и сентябре, морские суда усиленного ледового класса могут доходить до Северного полюса.

– Развитие Северного морского пути даст новый импульс к изучению Арктики?

– Прежде всего научные изыскания сейчас будут более востребованы. На какой-то период в 1990-е годы океанографические исследования в Арктике были прерваны, но в 2000-е годы
возобновились. Теперь, в связи с необходимостью навигационного и гидрометеорологического обеспечения СМП, их значение возрастает.

Специалистам, изучающим изменения климата, необходимы новые данные о процессах, происходящих в океане и атмосфере Арктики. Более лёгкие условия плавания и увеличение периода судоходства дадут учёным возможность проводить более интенсивные экспедиционные исследования природных процессов в высоких широтах. В результате мы сможем лучше понять природу изменений, которые сейчас происходят в Арктике.


1616–1620 годы: царь Михаил Фёдорович запретил торговым людям добираться морским путём из Архангельска в Мангазею (на севере Западной Сибири), дабы английские и голландские моряки не проникли в этот регион.

1648 год: Семён Дежнёв открыл пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.

1729 год: Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой.

Вторая четверть XVIII века: ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири – к берегам Северной Америки и Японии.

1874 год: английский капитан Джозеф Виггинс совершил плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива.

1875 год: китобойная шхуна «Превен» под командой шведа Адольфа Норденшёльда прошла от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива.

1877 год: пароход «Луиза» иркутского купца А.К. Трапезникова прошёл из Лондона в Тобольск через Карское море.

1878–1879 годы: экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега» впервые преодолела весь маршрут Севморпути.

1914–1915 годы: гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» совершила первое сквозное плавание с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр. Это было первое сквозное прохождение Севморпути российской экспедицией.

1932 год: экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые преодолела СМП за одну навигацию.

1935 год: лесовозы «Ванцетти» и «Искра» с 8 июля по 9 октября совершили сквозное грузовое плавание из Ленинграда во Владивосток; это была первая транспортная операция на Севморпути.

 

 

// Беседовала Наталья Григорьева. Фо­то Виталия Иванова / ТАСС
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте