Общество

«Штамп в паспорте – это точка отсчёта»

18 декабря

Сегодня в России отмечают свой профессиональный праздник работники загсов – люди, наделённые уникальным правом объединять человеческие судьбы

Свадебному регистратору необходимо быть разным: иногда строгим и торжественным, а иногда весёлым и оригинальным, главное – нравиться молодожёнам

 


И в самые радостные, и в самые трудные дни своей жизни люди приходят именно в загс – место, где регистрируются рождения, браки, разводы и официально признаются смерти. Здесь испытывают восторг, когда хотят пожениться, здесь подводят итоги (порой печальные) совместной жизни, когда намерены развестись. Хотя называются все эти события довольно сухо – «акты гражданского состояния», и всё же за каждым из них стоят настоящие человеческие истории, наполненные всеми оттенками эмоций. Работая с этой конфиденциальной информацией, сотрудники загсов не уполномочены давать интервью. Не стало исключением и «НВ», поэтому в канун праздника мы решили поговорить с регистратором, проводящим выездные церемонии – праздники, которые только начинают превращаться в свадебную традицию.

«Первую церемонию провела в день развода»

– Я развелась полгода назад, – начинает рассказ о своём необычном пути к профессии свадебного регистратора телерадиоведущая Дарина Шарова. – И как ни странно, это послужило толчком. Я ехала подавать заявление на развод, и в этот же день у меня была моя первая регистрация. Сидела в машине и учила текст: «Дорогие молодожёны! Дорогой любви вы пришли к нам, соединив свои судьбы священным союзом. Отныне вы муж и жена…» Твердила про себя эти слова и сама в них не верила.

Девушка признаётся: первое время ей хотелось совершить небольшую революцию и начать говорить молодожёнам, что свадьба – это совсем не значит, что они вместе до конца своих дней. Это значит, что именно сейчас они должны уделять друг другу как можно больше внимания, включиться друг в друга настолько, чтобы счастье продлилось как можно дольше, что этот штамп в паспорте – это не финальная точка, а наоборот – точка отсчёта.

– Потом я стала встречаться с молодожёнами и видеть то чувство, которое росло на моих глазах, – вспоминает Дарина. – Люди, готовящиеся к свадьбе, абсолютно окрылённые и вдохновлённые. У них светятся лица, горят глаза. И когда ты видишь их, ты понимаешь, что всё – тлен. Вот оно – настоящее, ради чего стоит жить.

Мало кто знает, что выездная регистрация не имеет юридической силы, говоря проще – это небольшой спектакль для молодожёнов и гостей, ведь чаще всего официальная регистрация проходит по всем правилам в загсе накануне. Однако Дарина уверена, что незнание только играет в пользу этого красивого представления.

– Поскольку в нашей стране выездная регистрация – это новая тенденция, не все знают, что юридической силы этот процесс не имеет, поэтому большинство людей, присутствуя на ней, абсолютно убеждены, что всё по-настоящему, – рассказывает свадебный регистратор. – Она же делается для того, чтобы создать атмосферу праздника, ведь рождается новая семья. Да, в загсе она рождается официально, но на выездной регистрации молодожёны могут напрямую влиять на всё, что происходит, поэтому тут ещё вопрос – где по-настоящему.

«Сегодня редко встретишь белые свадебные платья»

По словам свадебного регистратора, всё больше церемоний в Петербурге проводят по европейскому образцу, когда молодожёны выходят не вместе, как это принято в загсе, а по отдельности. Жених ждёт у арки, а отец невесты ведёт к нему свою красавицу в свадебном платье и символично передаёт её руку молодому человеку. После молодожёны произносят друг другу клятвы. И на этом необычные ритуалы не заканчиваются, ведь каждой паре хочется сделать свою церемонию особенной.

– Есть древняя гавайская традиция: у жениха и невесты стоят сосуды с песком, – рассказывает Дарина Шарова. – У каждого он своего цвета. Молодожёны по очереди пересыпают песок в общий сосуд в форме сердца. Таким образом создаётся уникальный узор, и как эти песчинки никогда не смогут разъединиться, так никогда не смогут разъединиться судьбы жениха и невесты. В некоторых южных странах этот ритуал даже заменяет обмен кольцами.

Сегодня, как уверяет регистратор, всё меньше девушек хотят выходить замуж в белом платье. Встречаются наряды светлых оттенков – беж, айвори, слоновая кость, крем, – но даже они отходят на второй план. Часто, по словам Дарины, можно встретить невест в розовом, голубом, а иногда даже в более ярких цветах – в красном, например.

– Белый действительно постепенно исчезает, – объясняет девушка. – Видимо, пора уходить от стереотипа, что на свадьбе, кроме невесты, никто не может быть одет в светлое. Сегодня стало больше тематических церемоний: Чикаго, «Великий Гэтсби», мафия, Америка 30-х годов, гангстеры. Они уже предполагают, что образы жениха и невесты далеки от классических.

«Просят пожелать печенек и мимимишек»

Словом, главное преимущество выездной регистрации, как объяснила Дарина, – это свобода выбора. Можно не только заменить хоть и традиционный, но уже порядком поднадоевший марш Мендельсона на музыку, которая действительно нравится молодожёнам, но и внести коррективы в речь регистратора или даже его переодеть.

– Помимо того что молодожёны могут выбрать свадебного регистратора, они могут попросить его выглядеть соответствующим образом, – рассказывает Дарина. – Когда регистратор готов идти на контакт в этом вопросе, готов подобрать одежду под стиль церемонии – это, безусловно, говорит о его профессионализме. Понятно, что церемония остаётся не только в памяти, но и на фото- и видеоплёнке. Конечно, хочется, чтобы всё было красиво.

Дарина в который раз повторяет: свадьба – это день молодожёнов, поэтому хороший регистратор должен быть таким, каким именно они хотят его видеть. Кто-то хочет максимально классический вариант, чтобы церемония проходила очень трогательно, а кому-то ближе нетипичное, оригинальное торжество.

– Меня, например, как-то раз просили пожелать молодожёнам печенек и мимимишек, – вспоминает Дарина. – Умоляли не говорить про лодку любви, ветер надежды и паруса жизни, а вместо этого называть пару на «ты» и без фамилий. К примеру, условно, сегодня женятся Маша и Ваня. Все пары очень разные.

Однажды, как рассказала девушка, жених ошеломил всех гостей и саму Дарину, взяв церемонию в свои руки. Регистрация проходила на природе, арка стояла у пруда, где плавали лебеди. По плану жених должен был спускаться по красивой мраморной лестнице. Всё вокруг было украшено цветами, напротив арки благородно сидели гости и родители.

– И вот я приглашаю выйти жениха… – вспоминает Дарина. – И вдруг начинает играть тяжёлый металл. Выходит жених – в коже, с подведёнными глазами и взъерошенными волосами. Это было эффектно! Он сам договорился с диджеем о музыке, не говоря ничего мне. Невеста же выглядела абсолютной принцессой, поэтому получился большой сюрприз для гостей.

 

между тем…

В Петербурге работает свадебный регистратор-мужчина

Хоть принято считать, что вести свадебную церемонию – дело женское, всё же среди представителей этой необычной профессии встречаются и мужчины. К примеру, актёр Пётр Нарышкин вот уже два года работает в свадебном агентстве «Свадьба-Мания» и устраивает церемонии для молодожёнов Петербурга. Как рассказал мужчина, однажды пара из северной столицы захотела провести выездную регистрацию именно с представителем сильного пола.

– Мне позвонила подруга, которая работает свадебным регистратором, и предложила попробоваться, – вспоминает Пётр. – Я долго думал, но потом согласился. В первый год предложений было мало, позже интерес стал расти, но всё равно сегодня коллеги-девушки проводят на порядок больше церемоний, чем я.

Мужчина устраивал и классические церемонии, и довольно необычные, к примеру в стиле кантри. Однако, по словам Петра, какая бы оригинальная ни была свадьба, всё равно структура работы регистратора примерно одинаковая. Главное, что пытается внести во все свои церемонии Пётр, – это юмор.

– Обычно девушки проводят церемонии в трогательном и торжественном стиле, который нередко доводит гостей до слёз, – объясняет мужчина. – Я же стараюсь внести весёлую нотку. К слову, в Петербурге я больше не встречал мужчин-регистраторов, возможно, я такой и вовсе один.

Полина Огородникова

 

минуточку внимания!

Кто придумал «регистраторш»?

Софья Андреева, редактор отдела городской информации «НВ»

Так случилось, что я выходила замуж дважды. И оба раза – в районных загсах. Правда, в разных. Но это не спасло меня от странных сотрудниц, проводящих церемонию бракосочетания. (Кстати, для этих женщин нет определения в одно слово, ну разве что неблагозвучное – «регистраторша».)

Первую помню смутно – время стёрло впечатления. Зато вторая врезалась в память досконально. Помню, всё в ней меня раздражало. Кремовый костюм. Забранные в безупречный пучок волосы. Подчёркнутая вежливость. Искусственная улыбка. Но главное – её речь.

Говорила «регистраторша» настолько помпезно, что мы с мужем чувствовали себя не обычной парой молодожёнов, а сверхлюдьми, которых отправляют в космос со спасительной миссией. Её речь пестрила фразами вроде: «в это светлый и радостный день», «дорогие брачующиеся», «в великом городе Санкт-Петербурге»… Царапало и обращение по имени-отчеству. Но никогда не смогу забыть другое…

Выслушав пафосную речь про «новый жизненный этап» и тому подобное, мы, наконец, дошли до обмена кольцами. Тот, кто хоть раз женился, меня поймёт. Волновалась я жутко – руки тряслись так, что свадебный букет ходил ходуном. Ладони вспотели, пальцы отекли. Как понимаете, быстро надеть кольцо на палец я не могла. Супругу кое-как нацепила, а вот он мне – никак! С этой процедурой мы замешкались на несколько секунд. Пока я, неловко улыбаясь, пыталась незаметно натянуть кольцо на безымянный палец, сотрудница велела нам повернуться лицом к гостям, взять свидетельство о браке в руки и… всем показать. И так – улыбаясь – стоять несколько минут. Под жидкие аплодисменты гостей. Зачем это было нужно? Ответ на этот вопрос я тщетно ищу до сих пор…

Я понимаю, что в органах записи актов гражданского состояния свято чтят традиции и боятся экспериментировать. И организации эти настолько закрытые, что интервью (как убедился наш корреспондент) они не дают. Но, может, пора что-то менять? Например, на усмотрение жениха и невесты называть их по именам, придумать более душевную речь, выкинуть из неё слова-паразиты (типа «брачующиеся»), быть более естественными, наконец. А то каждый раз, когда попадаешь в загс, кажется, что очутился в кукольном доме, где всё искусственное и ходульное. А ведь волнующимся молодожёнам так хочется хоть капельку человечности и понимания!


справка «нв»

Отмечать День работников отделов записей актов гражданского состояния начали с 18 декабря 1917 года, когда Совнаркомом РСФСР был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Именно этот документ стал началом официального регулирования семейных отношений, ведь до него союзы регистрировала церковь, ведя записи в метрических книгах. Сегодня, почти сто лет спустя, существует целая отрасль – семейное право. Регулируется оно Семейным кодексом Российской Федерации, который был принят Государственной думой чуть меньше 20 лет назад – 8 декабря 1995 года. В функции сотрудников загса входят не только регистрации браков, но и регистрации рождения, усыновления, установления отцовства, расторжения брака, смерти, а также смены имени.

 

Фото Алексея Лощилова и Юлии Репьёвой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь