Сносить нельзя восстановить - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сносить нельзя восстановить

«НВ» продолжает серию публикаций в рамках проекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?». Сегодня речь пойдёт о пяти дореволюционных зданиях, приспособленных под культурные объекты

В полемике вокруг домов дореволюционной постройки не раз высказывался аргумент: дескать, лучше забрать здание у нерадивого застройщика, который стремится сломать старину и построить высотку, и отдать его под музей или другое культурное учреждение. «НВ» решило посмотреть, лучше ли становится постройкам, когда их передают под социальные проекты.

 

Казарма Жандармского дивизиона на Звенигородской

Территория между Звенигородской улицей и Московским проспектом ранее была отдана военным. Центральным объектом был Семёновский плац, вокруг которого стояли казармы. До наших дней не все из них сохранились. Так, одну из них снесли для строительства ТРК «Планета Нептун».

Та же судьба должна была постигнуть и двухэтажную казарму Жандармского дивизиона на Звенигородской улице, 7. Но проект затянулся, поменялось законодательство, а власти отдали постройку под Малый драматический театр.

Проект преобразования казармы разработала мастерская Михаила Мамошина. Он предложил основной корпус театра разместить во дворе – с выходом в Багратионовский сквер, а парадный организовать через казарму. Для этого решения в центральной части разбираются все внутренности за пятью окнами, где от здания останется только фасадная стена. При этом остальные части казармы отремонтируют и отдадут под служебные помещения МДТ.

Дворовый корпус будет существенно выше лицевого, но Мамошин уверяет, что так и должно быть. И с этой точкой зрения согласился совет по сохранению культурного наследия.


Крюковские казармы на площади Труда

Морские казармы занимают треугольный квартал между набережной Крюкова канала, улицей Труда и Большой Морской улицей (она же набережная Мойки). Они были построены в середине XIX века и сегодня являются федеральным памятником архитектуры.

В Морских казармах, также называемых Крюковскими, долгое время сидели арендаторы, пока власти Петербурга не решили перевести сюда Центральный военно-морской музей. Он раньше располагался в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова, а сотрудники жаловались, что места очень мало для богатой экспозиции.

– Отреставрированные казармы – это идеальный вариант. В этом случае музей останется в центре города. Кроме того, его новая площадь будет в три раза больше старой, а рядом ещё и Новая Голландия, – объясняла тогда замысел глава комитета по охране памятников Вера Дементьева.

В ходе многолетней реконструкции казармы довольно щадящим образом приспособили под нужды музея. Внешне новообразования видны с одной точки: с улицы Труда проглядывает подросшая кровля, что связано с обустройством атриума.

 

Военные склады на Обводном канале

Исторически так сложилось, что Обводный канал практически безлюден. И сейчас толпы можно увидеть разве что рядом с двумя станциями метро – «Балтийской» и «Обводным каналом». В этих двух ареалах за последние годы прошли большие работы не только по благоустройству, но и по реконструкции и строительству крупных объектов.

Исключение – бывшие военные склады на углу с Лермонтовским проспектом (по нему они числятся под номером 55–57). Они были построены ещё в первой половине XIX века в одном комплексе с Измайловскими провиантскими магазинами, расположенными на другой стороне проспекта. Но в отличие от магазинов склады не признаны памятником архитектуры.

Градозащитники не раз обращали внимание Смольного на недопустимое состояние интересного объекта. В нём постоянно происходили пожары, поскольку попасть внутрь не составляло проблем. И чиновники услышали горожан: в прошлом году комплекс из трёх зданий передали Государственному литературному музею «XX век» (основная его экспозиция размещается в квартире Михаила Зощенко на Малой Конюшенной улице).

Комитет по культуре обещает, что там разместятся «новая экспозиция, выставочные залы и фондохранилище, информационный центр и открытая площадка для проведения мероприятий». Однако даже примерных сроков преобразований не называется. «Учитывая огромный объём работ», которые предстоит провести для ремонта военных складов, открытие музея на Лермонтовском возможно не раньше 2018 года. То есть всё это время здания продолжат разрушаться.

 

Дом Пастухова на улице Михайлова

Дом купца Пастухова расположен рядом с Арсенальной набережной Невы, на улице Михайлова, 2. Он был построен в 1829 году архитектором Мартыном Ливеном. Первый этаж каменный, второй – деревянный. До сего дня в интерьерах сохранились керамические печи, лепнина, росписи плафонов.

Здание, используемое под Калининский районный суд, приходило в упадок. Власти решили, что судьям тут не место. И в 2011 году начался капитальный ремонт под Музей хлеба. Его как раз в те годы выселили из бизнес-центра на Лиговском проспекте, 73, в котором он существует много лет. А тут вдобавок пообещали существенное расширение площадей.

Ремонт дома Пастухова оказался на редкость качественным и доброжелательным по отношению к старым стенам. Так, деревянный второй этаж сохранили, никаких надстроек и пристроек не сделали. А фасадам вернули исторический зелёный цвет (ранее здание стояло коричневым).

В комитете по культуре говорят, что уже в 2015 году хлебный музей сюда переедет. Вот только точную дату не называют.

 

Дом Петрова в Сосновом Бору

В 2015 году, как ожидается, начнётся строительство нового здания музея Соснового Бора. Под него выбрали единственное в городе ядерщиков место с дореволюционной историей – дом Петрова на центральной Ленинградской улице. Вот только останется от него немного.

Прежде одноэтажный дом с деревянным мезонином относился к деревне Устье. Последним владельцем был Георгий Петров. В ходе раскулачивания постройка перешла государству, тут открыли устьинскую школу, а через несколько десятилетий – больницу. Когда в 1960–1970-х годах на месте Устья и окрестных селений построили город Сосновый Бор, от старины в нём оставили только дом Петрова. Он попал в список памятников архитектуры. Тем не менее его не ремонтировали, и сегодня здание представляет собой руины. А в 2006 году двухэтажку сняли с охраны как не имеющую ценности.

Сосновоборские краеведы просили власти, чтобы те не дали исчезнуть уникальной для города постройке. Но чиновники пошли дальше: они заказали проект крупного музейного здания, в состав которого хотят вмонтировать одноэтажный фасад. Проект разработала местная архитектурная мастерская «Канон».

По сути, предложенный вариант равносилен полной утрате, поскольку, говорят краеведы, масштаб и безликость будущей постройки подавят своей массой старые кирпичи. Однако муниципалы настроены решительно и убеждают областных коллег, что это единственная возможность сохранить дом Петрова.



 

// Владислав Воробьёв. Фото Алексея Лощилова и Дмитрия Ратникова
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте