Общество

Стадион на Крестовском: год за четыре

16 октября

 

 

В нынешнем году на долгожданной петербургской арены сделано больше, чем за всё предыдущее время строительства

Заканчивается восьмой сезон на футбольной стройплощадке Крестовского острова. Строители уже завершили знаковый этап, который длился пять лет: подняли все железобетонные конструкции чаши на проектную высоту 42 метра, залили в сооружение в общей сложности свыше миллиона кубометров бетона. В этом году начался и полным ходом идёт монтаж стационарной части кровли (собрана уже наполовину), инженерных коммуникаций, отделка внутренних помещений. Словом, для общестроительной готовности за 9 месяцев сделано рекордно много. Чего не было в этом году на главной футбольной стройке города – скандалов, которыми она славилась ещё совсем недавно.

Говорят, что деньги любят тишину, оказывается, её любит и большая стройка. В текущем году работа на Крестовском, а там сейчас задействованы три тысячи человек, кипит без излишнего информационного шума. А ведь сколько справедливой, но иногда популистской критики вылито за 6 лет на генподрядчика – столичную корпорацию «Трансстрой»?!

Корпорация сменила первого генподрядчика после грандиозного скандала: созданная специально под футбольный проект управляющая компания «Авант» за два календарных года сумела только разобрать старый стадион имени С.М. Кирова и едва приступила к погружению свай в основание новой арены. При этом «Авант» успел освоить 5 миллиардов рублей при первоначальной стоимости стадиона в 6,7 миллиарда.

Однако негодование общественности и болельщиков досталось именно «Трансстрою»: сроки постоянно переносятся, смета завышена, бюджетные деньги разворовываются в безбожных объёмах. Публично высказались и чиновники от спорта, и Счётная палата, и депутаты всех уровней, включая муниципальных, и даже деятели культуры. Вот только следователи финансовых злоупотреблений со стороны строителей не нашли, констатировав привычную бесхозяйственность. Например, приобретённые три тысячи тонн металла для крыши, который из-за корректировки проекта не пригодился, отправились в металлолом. А заказанные десятки тысяч кресел за 5 лет до их установки к моменту проверки потеряли свой товарный вид.

За постоянный перенос даты и года пуска, а это делалось 7 (!) раз, CМИ неистово критиковали городскую стройку № 1. Особенно злорадствовали москвичи: «Стадион «Спартака» начал строиться на три года позже, а открыт на два года раньше». Столичные коллеги, правда, не акцентировали внимание на том, что вместимость стадиона в Тушино в полтора раза меньше, чем на Крестовском острове. И что типовой, без оригинальных технических и архитектурных решений проект спартаковской «Открытия Арены» маститые проектировщики футбольных стадионов назвали «шайбой».

Меньше всех, кстати, костерили за медлительность строителей петербургской арены их коллеги-профессионалы. Они отмечали, что техническая часть проекта этого стадиона не имеет мировых аналогов. Из-за уникальности десятков элементов и конструкций – раздвижная крыша, выкатное поле, 100-метровые несущие пилоны – проблемы строительства оказались настолько болезненными, что Главгосэкспертиза три раза и три года подряд отправляла технические разделы проекта на доработку. Другими причинами депрессии 2010–2012 годов, когда строители работали на 20–30 процентов своих возможностей, стала не всегда качественная документация института «Моспроект-4» (уже бывшего генпроектировщика) и неоднократная, порой спонтанная корректировка уже утверждённого в Главгосэкспертизе проекта со стороны заказчика – городского комитета по строительству. К слову, низкое качество проектирования дорого обошлось бюджету. На перепроектирование Смольный потратил два миллиарда рублей, что в два раза больше, чем стоит полностью готовый проект такой сложности в Европе.

Два года назад функции главного «чертёжника» арены перешли к генподрядчику – «Трансстрою». Такое совмещение оказалось для стройки полезным: рекламации к качеству рабочей документации быстро закончились, а монтажникам и бетонщикам не пришлось ничего ломать, что нередко случалось ранее. Строитель и проектировщик в одном лице выстроил реалистичные графики выполнения работ вплоть до пускового 2016 года, а в последние два года в них – впервые (!) в истории долгостроя – не пришлось ничего переделывать.

Но скептики всё равно недовольны, они сравнивают темпы строительства стадиона для «Зенита» с рядом зарубежных аналогов. Мол, там и денег потребовалось меньше, и построили быстро – за 3–4 года, а то и быстрее. Эксперты при этом забывают, что «там» было выверенное и взвешенное проектное решение, именно проект, а не авторская концепция Кисё Курокавы, как в Петербурге. В техническую часть первоначального проекта внесено до 75 процентов изменений, так что детищем маститого японского архитектора новый стадион можно назвать только условно. Силуэт «космической тарелки» после встречи с реальностью заметно потяжелел, оброс колоннами, утратил воздушность.

После смены проектировщика городской заказчик не нарадуется темпами работ на Крестовском.

– За последний год на объекте сделано столько, сколько за предыдущие четыре, – говорил Георгий Полтавченко в ходе инспекции в конце 2013 года.

– Я с радостью узнал, что наш стадион не самый дорогой в мире. При этом проблем с финансированием нет. Также приятно отметить, что 90 процентов всех стройматериалов – отечественного производства, – это оценка губернатора уже в октябре 2014-го.

Заказчику удалось сбить полную смету стадиона сразу на девять миллиардов (!) рублей. Напомним, что пару лет назад Главгосэкспертиза утвердила стоимость всех работ в 43,8 миллиарда рублей, но Смольный предупредил столичного генподрядчика, что больше 35 миллиардов не заплатит. После долгих и тяжёлых переговоров Олег Дерипаска, владелец бизнес-империи «Базовый элемент», куда входит «Трансстрой», с доводами заказчика согласился. Представляете, какая эта гуттаперчевая отрасль – строительство, если можно выторговать гигантскую скидку, а главный строитель при этом внакладе не останется? Правда, 34,9 миллиарда за «космическую тарелку» – цена ещё не окончательная. Самые сложные инженерные системы, которые предстоит смонтировать на стадионе, – импортные, а после падения курса рубля за них придётся платить на 20–25 процентов дороже, чем заложено в смете.

Но это не отменяет моральной и материальной победы Смольного над аппетитами строителей. Особенно на фоне роста смет остальных футбольных стадионов к ЧМ-2018, уже построенных или проектируемых. В Ростове, Калининграде, Волгограде, Казани, даже Москве чиновники три года назад утверждали, что их 45-тысячные арены не будут стоить дороже семи, максимум восьми миллиардов рублей. На деле же «Казань Арена» с неважным дренажом и недоделками, которые устраняли полгода после Универсиады-2013, обошлась в 15 миллиардов рублей. Спартаковский стадион – в те же 15 миллиардов, хоть и строился на частные деньги, а владелец московского клуба Леонид Федун лично следил за сметой. При этом оба упомянутых футбольных стадиона по вместимости в полтора раза меньше питерского и, повторюсь, не имеют раздвижной крыши и выкатного поля – а ведь именно эти элементы существенно увеличивают бюджет петербургской стройки.

По сравнению с Европой одно болельщицкое кресло стоит у нас безумно дорого. На «Спартаке» – 330 тысяч рублей, или свыше 6000 евро за место, в Петербурге – 500 тысяч. Радует только то, что два года назад себестоимость места стадиона на Крестовском острове прогнозировалась в три раза выше, чем в столичном Тушино.

 

тем временем

Сканировать будут не только «вираж»

Компания «Трансстрой» утвердила проект обеспечения системы безопасности арены на Крестовском. Для предотвращения террористических угроз разработан целый комплекс мер, в числе которых электронная система, позволяющая искать людей в потоке, проводить бесконтактный досмотр автомобилей, сопоставлять транспорт, его владельцев и водителя. Полсотни видеокамер будет идентифицировать любого из посетителей, независимо от степени открытости его лица. Также на арене установят автоматизированную систему пожаротушения, которая при сигнале тревоги подаст воду в очаг возгорания. При этом очагом возгорания будет считаться в том числе и зажжённый на трибуне файер.

 

хроника долгостроя

23 августа 2006 года. Валентина Матвиенко объявляет в Смольном имя победителя международного конкурса на лучшую архитектурную концепцию нового футбольного стадиона в Петербурге. Побеждает вариант японского архитектора Кисё Курокавы.

Декабрь 2006 года. Закончен снос старого стадиона. Строительный конкурс выигрывает компания «Синтез-СУИ», согласившаяся построить стадион на Крестовском острове за 6,7 миллиарда рублей.

Сентябрь 2007 года. Генподрядчик строительства – управляющая компания «Авант» – сдал в Главную государственную экспертизу полный пакет документов.

Август 2008 года. Главгосэкспертиза утвердила официальную смету футбольного стадиона – 23 миллиарда 713 миллионов рублей

Сентябрь 2008 года. Стоимость госконтракта после обсчёта в Главгосэкспертизе увеличилась почти в 4 раза, заказчик объявляет новый конкурс по выбору генподрядчика. Компания «Авант» в нём не участвует.

Декабрь 2008 года. Новый конкурс по выбору генподрядчика выиграло столичное ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», генподрядчик обещает построить арену в ноябре 2010 года.

Июль 2009 года. Начались разговоры о переносе пуска с 2010 на 2011 год, так как проектирование и строительство идут параллельно.

Февраль 2010 года. После изучения проекта специалистами британской фирмы IMG заказчик объявил конкурс на его перепроектирование в соответствии с самыми современными требованиями ФИФА и УЕФА по комфорту и безопасности. Темпы работ на объекте резко замедлились.

Апрель 2010 года. Новой датой пуска стадиона объявлен конец 2011 года.

Октябрь 2010 года. Пуск переносится на 2012 год, а смета строительства выросла до 33 миллиардов рублей.

Январь – октябрь 2011 года. Проектировщики никак не могут решить проблему раздвижной крыши, из-за чего потерян очередной строительный сезон.

Ноябрь 2011 года. Вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов озвучил новую дату пуска – осень 2013 года.

Декабрь 2011 года. Технические разделы скорректированного проекта поступают в Главгосэкспертизу, а смета выросла почти до 44 миллиардов рублей.

Май 2012 года. Пуск переносится на 2014 год.

1 сентября 2012 года. В ходе инспекции Дмитрий Медведев называет будущий стадион «позорным долгостроем».

Сентябрь 2012 года. После 10-месячной «оптимизации» сводный сметный расчёт отправляется в Главгосэкспертизу со стоимостью 43,8 миллиарда рублей.

Октябрь 2012 года. Смольный продлевает контракт с «Инжтрансстроем» и одновременно делает эту компанию генпроектировщиком стадиона. «Трансстрой» обещает построить арену в 2015 году.

Апрель 2013 года. Пуск стадиона переносится на май 2016 года.


Сергей Тачаев. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь