Танцуем вокруг Дворца танцев
«НВ» начинает детально рассматривать каждый из четырёх отобранных жюри проектов «набережной Европы». Первый из них – архитектурная концепция, предложенная мастерской «Евгений Герасимов и партнёры»
Напомним, на месте бывшего Государственного института прикладной химии (ГИПХ) на Петроградской стороне планируется построить комплекс зданий для Верховного и Высшего арбитражного судов, а также Дворец танцев Бориса Эйфмана. В конце сентября четыре проекта-победителя, отобранных жюри, выложили в открытый доступ. Оценить их можно в течение месяца на сайте Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина или в одном из залов Санкт-Петербургского дома архитекторов (Большая Морская улица, 52) – здесь они представлены в виде макетов.
Архитекторы мастерской «Евгений Герасимов и партнёры» предложили сразу два варианта своего видения будущего «набережной Европы». Объединяет их главная, по мысли архитекторов, доминанта нового комплекса – Дворец танцев.
В первом варианте Евгений Герасимов предлагает создать вокруг него новую площадь, которую будет окружать «ожерелье из административных и жилых зданий». Эту идею мастер почерпнул из традиционного для многих европейских культурных центров принципа формирования кварталов. Речь, например, идёт о театре «Опера Гарнье» в Париже, миланском «Ла Скала» или Большом театре в Москве. К слову, за примерами далеко ходить не нужно и в Петербурге – Александринский и Мариинский театры у нас тоже стали центрами площадей. Дворец танцев архитектор хочет визуально сориентировать на шпиль Петропавловского собора и таким образом продлить традицию «театр-площадь».
В оформлении фасадов зданий судов Евгений Герасимов решил не отходить от другой петербургской традиции – предельной строгости домов, лицевая сторона которых выходит на набережные. Это, по его мнению, позволит завершить формирование главного парадного пространства Петербурга – центральной части акватории Невы между Стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной. При этом для жилых зданий предлагается использовать принцип различной высоты, чтобы обеспечить плавный переход от Тучкова Буяна к новостройкам.
Визуально на проекте это действительно выглядит весьма интересно. Но немного удивляет неопределённость стиля – похоже, что дома, построенные по мотивам архитектуры XVIII и XIX веков, будут перемежаться с массивными зданиями, по виду напоминающими сталинские.
Второй вариант концепции Евгения Герасимова предусматривает создание вокруг Дворца танцев большого зелёного общественного пространства. Парк должен разделить административную и жилую зоны, а также связать в одно целое проспект Добролюбова и набережную (опять же через здание Дворца танцев, который станет соединительным звеном). Здесь смогут отдыхать и проводить досуг и простые горожане, и работники судебного департамента.
Кстати, в этом варианте судам отведена хоть какая-то серьёзная роль (в первой части концепции архитекторы про них, кажется, забыли). Так, например, речь идёт о том, что фасады зданий судов должны быть выполнены в классическом стиле, чтобы подчеркнуть «государственное значение комплекса». Жилую зону авторы концепции решили оставить в том же варианте, что и в первом случае.
Особенно стоит отметить, что в данном варианте комплекс даже визуально оказывается разделён на две части, каждая из которых смотрится отдельным блоком, а между ними высится Дворец танцев. С учётом того, что большая часть участка должна предназначаться для судебных инстанций (ради этого, собственно, и задумывался весь проект) и простым гражданам делать там особо нечего, второй вариант концепции мастерской «Евгений Герасимов и партнёры» выглядит более интересным, чем первый.
компетентно
«Реализация такого проекта стала бы ошибкой»
Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):
– Мне трудно оценивать шансы на победу предложенного Евгением Герасимовым проекта, но лично я не считаю, что члены жюри должны проголосовать именно за него. По большому счёту, в архитектурном плане он предложил несколько весьма интересных решений. Но в градостроительном плане (а это в данном случае гораздо важнее) мне его концепция не нравится.
Главное, за что критикуют проект Евгения Герасимова, – отсутствие необходимых видовых коридоров, обеспечивающих возможность видеть издалека расположенные в окрестностях достопримечательности города. Вообще, единственный, кто предусмотрел это в своей работе, – Максим Атаянц. В его проекте высота зданий возрастает только к краям квартала, а видовые коридоры находятся именно там, где они должны быть.
Мне показалось, что Евгений Герасимов попытался пойти навстречу заказчику и, если можно так сказать, сразу же понравиться ему. Потому что его нынешняя концепция в корне отличается от того, что он предлагал построить на месте ГИПХа несколько лет назад. Тогда, напомню, именно проект Герасимова выбрал предыдущий инвестор, компания «ВТБ-Девелопмент». Архитектор так долго пытался всех убедить в том, что он предложил единственное возможное и подходящее для этой части Петербурга решение, что даже странно воспринимать его нынешнюю работу, где он предлагает использовать в архитектуре неоклассические решения.
Вообще-то когда Евгений Герасимов начинает работать с неоклассикой, у него это очень хорошо получается. Другое дело, что использует он этот приём нечасто. Но даже такое архитектурное решение не может изменить моего мнения о том, что с градостроительной точки зрения реализация такого проекта стала бы ошибкой. В нынешнем виде концепция Герасимова мне не нравится.
Владимир Афанасьев