Планета

«Теперь все наши надежды – на Россию»

25 декабря

На фоне размывания традиционных ценностей и агрессивного наступления «новой морали» жители Европы всё отчётливее видят в нашей стране носительницу альтернативного исторического проекта.


Усиление роли православия – ответ российского общества на «перекосы» европейской морали


 

Итак, Россия начинает выходить из состояния идеологического безвременья, оформив серьёзную заявку на роль одного из моральных лидеров ХХI столетия. Какую же идею мы пытаемся предложить себе и окружающему миру? Каково наше главное послание в диалоге цивилизаций?

Пожалуй, вкратце его смысл лучше всего передаёт девиз врачей, известный со времён Гиппократа: «Не навреди!» На фоне карнавального блеска философии постмодерна, провозглашающего относительность морали, и наступления неолиберализма, стремящегося – и не без насилия – привести мир к единому «прогрессивному» образцу, Россия во весь голос заявляет о себе как об оплоте христианской, а если шире – традиционной морали, государственного суверенитета, культурного многообразия и консервативных ценностей: семьи, религии, нравственности, патриотизма.

А ведь ещё лет 30–40 назад всё было с точностью до наоборот. Наша страна в обличье СССР старалась идти в авангарде революционной борьбы с традиционализмом, железной рукой строить новый мир и вести человечество в «светлое будущее». Запад же отсиживался в идеологической обороне, провозглашая себя защитником либеральной умеренности, демократического многообразия и христианских традиций. Но сегодня именно Европа и Америка стараются посеять революционную бурю, что грозит миру потрясением основ и сползанием в хаос. В чём же это проявляется?

.В области политики налицо стремление объявить государственный суверенитет «пережитком прошлого» и «мрачным наследием ХIХ века». Ради «защиты прав человека» теперь не возбраняется развязывание агрессивных войн и организация «оранжевых» переворотов. В сфере культуры идёт наступление на остатки классических традиций, в результате чего национальное своеобразие начинает тонуть в безликом космополитичном «компоте». А в общественной сфере мы видим решительную борьбу с религиозным мировоззрением, традиционными ценностями и классическими представлениями о роли человека и семьи – под знаменем толерантности и защиты прав всевозможных меньшинств.

Возможно, новый этап культурной революции и приведёт мир в новое, более идеальное состояние. Но что если эта ветвь развития окажется тупиковой и поставит человечество на грань цивилизационной катастрофы?

Предчувствуя усиление кризисной бури, Россия стремится построить что-то вроде Ноева ковчега, чтобы сберечь накопленный разными народами положительный опыт настолько, насколько это возможно в нынешних условиях. И когда на историческом горизонте замаячат очертания посткризисного мира, от сбережения можно будет перейти к подлинному созиданию, опираясь на сохранённые ценности и традиции.

Одинока ли Россия в своём консерватизме? Как её позицию воспринимают в разных странах мира? Поразительно, но факт: по мере выхода из идеологической неопределённости на Россию всё чаще смотрят на Западе и Востоке с симпатией и надеждой, видя в ней альтернативу «западному проекту». И если в советские времена нашими союзниками преимущественно были революционеры всех мастей, лидеры национально-освободительных движений, «красные» интеллектуалы и рабочие партии, то теперь это главным образом консерваторы, христиане и традиционалисты. Такая вот удивительная метаморфоза!

Впрочем, чтобы побеждать в идейных баталиях, необходимо не только произносить правильные речи, но и соответствовать провозглашаемым идеалам. А вот с «соответствием» дела, увы, обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Ведь если страна претендует на роль защитницы христианства, то её церковная верхушка должна быть, как говорится, святее папы римского. Если Россия видит себя оплотом нравственности и справедливости, то без обуздания коррупции, устранения дикого социального расслоения и криминализированных элит эти заявки будут выглядеть неубедительно. Да и разговоры о духовности, семейных ценностях и патриотизме так и останутся пустыми, если предпринимательская и чиновничья верхушка России не станет задавать остальному обществу соответствующие модели поведения.

Но как бы то ни было, история предоставила нашей стране уникальный шанс – стать не сверхдержавой, а моральным лидером человечества, оплотом традиций. В подтверждение роста пророссийских настроений на Западе обозреватель «НВ» решил опубликовать «избранные места из переписки с друзьями». Предлагаем вашему вниманию фрагменты из писем рядовых европейцев о России, полученных в последние несколько месяцев.

 

«Вы отстаиваете семейные ценности, которые мы радостно топчем»

Анри Борейи, 27 лет, инженер (Франция):

«Мы с моей подругой Элен в следующем году хотим сыграть свадьбу и в перспективе родить двух-трёх детей. И знаешь, что будет написано в свидетельстве о рождении? «Родитель А» и «родитель Б»! Графы «папа» и «мама» упразднили в угоду сексуальным меньшинствам, которым теперь позволено жениться и усыновлять детей. Я всё могу понять: дискриминация – вещь недостойная. Но зачем доходить совсем уж до абсурда? Зачем ради людей, которые сами-то не очень спешат жениться и заводить детей, менять Кодекс Наполеона? Как человек может вырасти духовно здоровым, если у него нет папы и мамы?

И хорошо ещё, что я могу честно поделиться своими мыслями с русскими друзьями. Попробуй только заикнись на тему геев во Франции! От тебя мокрого места не оставят поборники ложно понятой толерантности – самыми мягкими словами, которыми тебя обзовут, будут «кретин», «идиот» и «реакционер». Вот такие у наших «терпимых» граждан милые нравы. Гей-лобби в Европе, наверное, самое сплочённое – его представителей много в политике, деловых кругах, гражданском обществе, не говоря уже о шоу-бизнесе. И они так организовали «медийное поле», что гомосексуалисты ныне модные персонажи, а любая, даже самая умеренная критика в их адрес выкорчёвывается, как сорняк.

Нет, я ни в коем случае не считаю себя гомофобом: пусть геи живут своей жизнью, добиваются карьерных высот, встречаются друг с другом и оформляют гражданские союзы. И я сам никому не позволю их оскорблять! Но признание прав гомосексуалистов не означает, что мы ради их душевного спокойствия должны пересматривать традиционные понятия о браке и семье.

Европейская цивилизация выросла на почве христианства. Но что происходит сегодня? Мы отказываемся от остатков христианской морали, вставая на очень скользкий путь. И гей-свадьбы – это только начало: не удивлюсь, если завтра узаконят педофилию, послезавтра – инцест, а затем позволят заключать браки неограниченному кругу лиц. Стоит только вытащить один кирпичик, как повалится весь дом.

Я уже думал, что во Франции моих единомышленников совсем не осталось, но на демонстрации против «закона Олланда» вышли тысячи людей, в основном католики. И знаешь, какой лозунг можно было часто увидеть на плакатах? «Россия, помоги!» Сегодня ваша страна в одиночку пытается оградить граждан от наступления «религии прав человека» и не боится идти наперекор господствующему на Западе течению. И эта смелость достойна восхищения. Никогда не думал, что стану завзятым русофилом, но сегодня только русские отстаивают ценности, которые мы на Западе радостно топчем. Все надежды и симпатии французских католиков и консерваторов теперь только на Россию».

 

«Россия переживает религиозный ренессанс»

 

Вольфганг Линднер, 65 лет, лютеранский пастор (Германия):

«Возможно, я, как человек верующий, слишком драматизирую события, но порой у меня возникает ощущение, что на христианство сегодня идут серьёзные гонения. Где-то это происходит в жёсткой форме, как в Сирии, где христиан пытают и убивают. А где-то гонения идут в мягкой форме – как в Европе, которая с каждым годом всё стремительнее отходит от своих духовных корней.

Поверьте, я знаю, о чём говорю. Ещё 15–20 лет назад в церкви ходил народ, люди просили помочь растолковать то или иное место в Евангелии, а в нашу молодёжную организацию охотно записывались активисты. А что сегодня? Лишь редкие пенсионеры иногда захаживают к нам по воскресеньям, да и то скорее по привычке, чем в силу глубокой веры. Про молодёжь я вообще молчу: её в церковь ничем не заманишь – ни шоу-проповедями, ни рок-музыкой, ни дискотеками.

Даже в ГДР, откуда я вместе с родителями сбежал в 1967 году, христианство подавлялось не так сильно, как в сегодняшней Германии. Да, атеистическая пропаганда пыталась привить коммунистическую религию и её «пророков» – Маркса, Энгельса и Ленина, но люди продолжали молиться, читать Евангелие и ходить на богослужения. Недаром в объединении двух немецких государств именно Церковь сыграла выдающуюся роль. Ведь чем сильнее давила государственная машина, тем крепче люди верили в Бога.

Сегодня государство вроде как не давит на нас, но так может показаться только на первый взгляд. Пресса, интеллектуалы и политики делают всё, чтобы дискредитировать христианство, выставить его «наследием мрачного Средневековья», а верующих – «отсталыми фанатиками». Людям пытаются встроить в сознание мысль, что вера в Бога – удел пенсионеров, наша религия – свобода, а мораль у каждого своя. За ношение крестика могут уволить телеведущего, статью на евангельские темы возьмут только в католическую или протестантскую газету, а авторы конституции ЕС, расшаркиваясь перед наследием Древней Греции, не проронили ни слова о христианских корнях Европы. По сути, мы сами плюём в источник, который все эти века питал европейскую культуру.

Пять лет назад я был в России, ездил в Оптину пустынь (там бывал мой любимый Достоевский) и общался с монахами на своём ломаном русском. То, что я увидел, меня поразило! Люди искренне верят в Бога, в церквях всегда много народу, причём на службах стоят не только бабушки в платочках, но и молодёжь. В то время как Европа отрекается от христианских корней, Россия переживает настоящий религиозный ренессанс. И это – после семидесяти лет атеистического кошмара! Я смотрел на это с восхищением и даже с завистью. Дай бы Бог, чтобы духовное возрождение было искренним и не наносным: важно не просто стоять со свечкой и говорить правильные слова, а жить по-христиански. И если русским это удастся, то Россия станет моральным лидером – никто, кроме вас, на это уже не способен».

 

«Нам бы такого лидера, как Путин»

 

Хосе Родриго Вентура, 32 года, малый предприниматель (Испания):

«Сегодня в Европе, да и во всём мире, почти не осталось политиков, которые были бы настоящими личностями, а не блёклыми марионетками. Смотрю я на нашего премьера Мариано Рахоя – человек он вроде неплохой, но назвать его сильным лидером, визионером и тонким стратегом язык не поворачивается. В соседних странах дела обстоят не лучше – над Франсуа Олландом французы откровенно смеются, о Дэвиде Кэмероне говорят, что вместо решения государственных вопросов он режется в компьютерные игры. Барак Обама приятно улыбается и красиво говорит, но он не политик, а шоумен, продукт американской «фабрики грёз».

Что и говорить, личностей масштаба Уинстона Черчилля, Шарля де Голля и Конрада Аденауэра в Европе сегодня не наблюдается. Да куда уж там! По своим моральным, волевым и умственным качествам нынешним лидерам далеко даже до Маргарет Тэтчер и Гельмута Коля. На фоне этих гигантов они смотрятся как карлики, блёклые чиновники, куклы-марионетки, которыми дёргают за нитки теневые элиты. Они плывут по течению, не способны принимать самостоятельных решений и часто ведут себя как клоуны – достаточно вспомнить попрыгунчика Саркози и вечно чем-то удивлённого Буша-младшего. Стоит кому-то из них провалить свою миссию, как кукловоды сразу же поставят вместо него новую марионетку.

На этом фоне ваш президент выглядит так, как и должен выглядеть настоящий лидер. Не мне судить, насколько грамотно он проводит внутреннюю политику, но на международной арене Владимир Путин – один из самых сильных игроков. Живой, подвижный ум, едкий сарказм, волевые качества, умение отстаивать свою позицию... Российский президент – один из немногих современных политиков, про которого можно сказать: «Да, это личность!» На всех международных встречах Барак Обама всегда оказывается в тени Владимира Путина – на его фоне он как домашний пудель рядом с бульдогом.

И не стоит верить той брехне, которую пишут о нём наши газеты. Достаточно зайти на сайт El Pais или El Mundo: под язвительной статьёй какого-нибудь борзописца обязательно найдутся хвалебные комментарии. И пока журналисты изливают жёлчь на Путина, простые читатели отзываются о нём с уважением. Знаешь, что я в последнее время часто слышу от своих соотечественников о вашем президенте? «Вот нам бы такого лидера!»

 

«Сильная Россия не даёт миру опуститься в хаос»

Митра Релич, 63 года, преподавательница русского языка и литературы, писательница (Косово, Сербия):

«Поскольку по национальности я сербка, по вероисповеданию – православная, а по профессии – учительница русского языка, любовь к России в моём случае – это воздух, без которого я не могу существовать. Но как человек, который прожил двадцать лет в Косово и познал гонения со стороны албанцев, я умею трезво смотреть на вещи. Достоевский был прав: вашему народу присуща всемирная отзывчивость, умение сострадать сирым и убогим и обострённое чувство справедливости. Когда Россия в силе, она не даёт миру погрузиться в пучину хаоса и является важным звеном, сохраняющим хрупкий баланс. Но стоит ей ослабнуть, как на планете обрываются невидимые нити, которые удерживают человечество от катастрофы.

Я хорошо помню 1990-е годы, когда, воспользовавшись слабостью России, западные державы спровоцировали гражданскую войну и растерзали в клочья мою родную Югославию. Албанцы превратили мою жизнь в ад, спалили наш дом и вынудили бежать из Приштины в городок Косовска-Митровица. Слава Богу, что в наших краях появились русские миротворцы – если бы не они, то сербов бы здесь вообще не осталось. И если бы во время бомбёжек Белграда Россия не огрызнулась дипломатически, то Сербию бы вбомбили в каменный век и превратили во второй Ирак. Только благодаря вам мы продолжаем жить на севере в Косово, ходим в православные храмы и верим, что наши славянские братья когда-нибудь снова окрепнут и восстановят попранную справедливость. В сербских анклавах повсюду висят российские флаги, а на стенах домов написано: «Русиjо, помози!» («Россия, помоги!») В этой фразе – наш плач, наша молитва и наша надежда.

Сегодня только Россия не даёт миру провалиться в хаос войны всех против всех. Западные политики говорят: «Национальные государства – это реликт XIX века. Ради защиты прав человека суверенитетом можно пренебречь». И под этими внешне красивыми лозунгами они бомбили Югославию, оккупировали Афганистан, уничтожили Ирак и изнасиловали Ливию. Очередь дошла и до Сирии, но тут Россия сказала: «Нет!» – и в самый последний момент отвела в сторону меч, занесённый над этой древней страной. Только благодаря вам нам удалось сорвать начало третьей мировой войны. Россия в который раз доказала, что она – защитница слабых и угнетённых».

Михаил Тюркин. Фото Владимира Желтова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно