Планета

То, что саммит прописал

24 августа

Как встречи G20 отражают перемены на мировой арене и во внешней политике России

Для большинства из нас форумы с участием мировых лидеров не более чем «изба-говорильня». Нужны ли вообще такие мероприятия? Нужны, и ещё как! Они заставляют мировых лидеров поддерживать элементарный диалог, мешая им окончательно сжечь мосты и устроить «битьё посуды». Но главное – саммиты G20 играют для глобальной политики ту же роль, что и Каннский фестиваль для кинематографа. Они показывают критикам новейшие тенденции, знакомят массового зрителя с наиболее интересными «режиссёрскими работами» и диктуют политическую моду на годы вперёд. Появившись в 2008-м, форумы «Большой двадцатки» фиксируют перемены в глобальной политике.


2008. Начало новой Великой депрессии

В этот год человечество вошло бодро, любуясь безоблачным «экономическим небом». «Разве может финансовый капитализм уйти в небытие вслед за советским социализмом? Да не смешите людей!» – бодрились аналитики при виде взмывающих вверх биржевых индексов.

Впрочем, люди искушённые чувствовали нутром: привычный миропорядок трещит по швам. В феврале от Сербии отделился её исконный край Косово, а в августе на Кавказе вспыхнула пятидневная война – локальный конфликт, в котором решалось будущее России как независимого игрока. И взрыв вскоре грянул – 15 сентября обанкротился американский банк-гигант Lehman Brothers. Дальше события стремительно закручивались в кризисную спираль: разорившиеся брокеры забегали по биржам с обезумевшими глазами, полопались финансовые мыльные пузыри и пополз вниз ВВП разных стран. Казалось, Великая депрессия 1929 года вернулась во всей своей депрессивной красе.

Стремясь затушить «кризисный пожар», президент США Джордж Буш-младший собрал в Вашингтоне первый саммит G20. И хотя слова о реформировании финансовых институтов, жёсткой диете для корпоративных «жирных котов» и недопущении государственного протекционизма остались лишь словами, эта встреча была уже сама по себе прорывом. Ведь впервые за одним столом сидели не джентльмены из элитарной «Большой восьмёрки», а лидеры двадцати ведущих экономик мира, что означало одно: Запад более не всесилен.

точки отсчёта

17 февраля – провозглашение независимости Косово.

8–12 августа – пятидневная война в Южной Осетии.

15 сентября – банкротство банка Lehman Brothers; официальное начало мирового финансового кризиса.

 

2009. Тушение «кризисного пожара»

В этот год «финансовый ураган» обрушился на мировую экономику с особой яростью. Падение ВВП, банкротство предприятий, увольнение миллионов сотрудников, паника на биржах. Слово «кризис» вошло в привычный обиход.

В апреле 2009 года в Лондоне прошёл второй «противопожарный» саммит G20. Россия выступила тогда в роли дальновидного «архитектора», предложив проект капитального ремонта покосившегося здания глобальной экономики. Введение трёх-четырёх резервных валют вместо всесильного доллара, прикрытие «финансового казино» – вот лишь некоторые рецепты от российских «врачей».

Увы, коллеги по G20 сочли наши идеи излишне революционными, предпочтя действовать старинным дедовским методом – напечатать лишние «зелёные фантики», довести «закрома» МВФ до 700 миллиардов долларов и обязать государства скупать банковские долги. Лишь на сентябрьском саммите в американском Питтсбурге в головах лидеров наконец-то случилось просветление. Они впервые позволили себе задуматься над причинами кризиса и произнесли правильные слова об обуздании аппетитов финансовых акул, усилении контроля над банковским сектором, радикальном реформировании МВФ и лечении развитых государств от «долгового алкоголизма».

точки отсчёта

1–20 января – газовая война между Россией и Украиной.

25 мая – Северная Корея провела ядерные испытания.

12 июня – на президентских выборах в Иране победил Махмуд Ахмадинежад, после чего в стране начались массовые протесты либеральной интеллигенции («зелёная революция»).

 

2010. Спасение «евроутопающих», или Запад против Востока

Расплата за финансовую беспечность и привычку жить по принципу «Нам бы день простоять да ночь продержаться» пришла очень быстро. Спасая банки от неминуемого краха под тяжестью неоплатных долгов, европейские государства и сами не заметили, как под разговоры о стабилизации финансового сектора оказались в роли утопающих. Уже весной ко дну пошла беззаботная Эллада. С тех пор кадры разъярённой толпы уволенных госслужащих, сражающихся с полицией на фоне Акрополя, стали «дежурным блюдом» в выпусках теленовостей, а фраза «Всё есть, как в Греции» перешла в разряд курьёзов.

На саммите в Торонто лидеры G20 в едином благородном порыве написали в итоговой декларации: «Давайте же, друзья, сократим размер бюджетных дефицитов в два раза к 2013 году!» Идея понятна – пока государства не научатся жить по средствам, они так и будут изнывать под тяжестью астрономических долгов. И что же? На эту декларацию дружно наплевали все страны, кроме Германии, которой пришлось бросать спасательный круг всем «евроутопающим». Разумеется, за счёт своих же налогоплательщиков.

Другой саммит G20 – в Сеуле – обнажил растущие противоречия между США и Китаем. Две державы не смогли «сообразить на двоих» мировое господство в рамках «Большой двойки», активно продвигавшейся гроссмейстерами американской геополитики – Збигневом Бжезинским и Генри Киссинджером. Пекин выражал недовольство «взбесившимся американским принтером», печатавшим денно и нощно свежие доллары, а американцы плясали вокруг китайцев с шаманским заклинанием: «Поднимите курс юаня! Поднимите курс юаня!»

точки отсчёта

1 января – начал действовать Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

17 января – президентом Украины стал лидер Партии регионов Виктор Янукович.

8 апреля – президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали в Праге Договор об ограничении наступательных вооружений (СНВ-3).

19 декабря – президентом Белоруссии переизбран Александр Лукашенко, после чего в Минске начались массовые протесты.

 

2011. Под музыку мировой революции

Этот год выдался самым бурным и эмоциональным с момента начала кризиса. Поскольку ледяное дыхание рецессии дошло до обыкновенных людей, во всём мире началось революционное брожение. Яростная эйфория «арабской весны», породившая 

войну в Ливии и Сирии, отчаянные бунты молодых леваков в Европе, социалистическое движение «Оккупируй Уолл-стрит!» в США, «стояние на Болотной площади» в России… Под разными знамёнами народные массы выгнал на улицу именно «экономический ураган». Недаром популярный американский журнал The Time избрал символом 2011 года анонимного протестующего со сжатыми в гневе кулаками.

Честь принимать саммит G20 в это революционное время выпало Франции, которая пригласила гостей в гламурные Канны. Мероприятие моментально окрестили «Каннским фестивалем», тем более что политическое шоу вышло отменное. Тогдашний французский президент Николя Саркози, оправдывая своё прозвище Маленький Наполеон, вынашивал грандиозные планы – превратить саммит в лабораторию по выведению из пробирки новой экономической модели. Но вместо обсуждения высоких материй говорить пришлось о… Греции.

Накануне саммита греческий премьер Георгиос Папандреу пообещал вынести на референдум договорённости Афин с МВФ, предусматривавшие ещё более болезненное стягивание удавки жёсткой экономии на шее среднего класса. Столь блестящую политическую импровизацию ему, однако, простить не могли. Папандреу немедленно вызвали на каннскую ковровую дорожку.

точки отсчёта

11 февраля – свержение в Египте президента Хосни Мубарака, пик «арабской весны».

2 мая – убийство «террориста номер один» Усамы бен Ладена.

19 марта – начало войны НАТО против Ливии.

4 декабря – старт «болотного движения» в крупных городах России.

 

2012. Пересдача карт глобальной политики

Несмотря на предсказанный индейцами майя конец света, 2012-й не принёс человечеству ни экономических, ни политических катаклизмов. Скорее наоборот – год получился благостно-умиротворённым. Сложно сказать, в чём тут причина: то ли несчастные майя ошиблись в прогнозах, то ли после краха маятник качнулся в «позитивную» сторону, то ли сильные мира сего решили слегка притормозить темпы глобального кризиса.

Как бы то ни было, некоторое оживление мировой экономики совпало с передачей власти в ключевых странах мира. В России и США президентами предсказуемо стали Владимир Путин и Барак Обама, а в Китае к власти пришло пятое поколение руководителей во главе с товарищем Си Цзиньпином, который прямо заявил: Поднебесная станет к середине XXI века вторым «золотым миллиардом». Но в некоторых странах не обошлось без сюрпризов – вместо живчика Николя Саркози лидером Франции стал безликий социалист Франсуа Олланд. Новые люди пришли к власти и в Сербии, Греции, Японии и Южной Корее.

На этом почти благостном фоне саммит G20 в Мексике не блистал яркими дискуссиями. Едва отойдя от пышного банкета, мировые лидеры согласились, что от тушения «кризисного пожара» пора перейти к работе на перспективу, например, подумать об ускорении темпов экономического роста. В самом деле, всем хочется быть богатыми и здоровыми, а не бедными и больными. Единственным острым моментом на саммите G20 стала личная встреча Владимира Путина и Барака Обамы. Разговаривая о Сирии, лидеры ни разу не улыбнулись и даже старались не смотреть друг на друга.

точки отсчёта

4 марта – избрание на третий срок президентом России Владимира Путина.

7 мая – победа на президентских выборах во Франции лидера Социалистической партии Франсуа Олланда.

6 ноября – избрание на второй срок президентом США Барака Обамы.

8–15 ноября – XVIII съезд Коммунистической партии Китая (КПК), избрание Си Цзиньпина председателем КНР.

 

повестка дня

2013. В поисках альтернативы

Внешне нынешний год проходит на удивление спокойно. И куда смотрели в 2012-м любители апокалипсических страшилок? Евросоюз бравурно оттрубил о конце кризиса, США со своей империей доллара кажутся живее всех живых, Китай наращивает мускулы, и даже революционная поступь «арабской весны» споткнулась о «сирийскую глыбу».  

Но нынешний штиль вполне может оказаться затишьем перед бурей. Во всяком случае, предвестников скорого финансового урагана хоть отбавляй. Можно вспомнить и странное отречение Бенедикта XVI от Святого престола, чьи золотые кладовые давно манят англосаксонскую финансовую аристократию, и разорение кипрских офшоров в большевистской манере «Грабь награбленное!», и начало гражданской войны в Египте, и недавнюю химическую атаку под Дамаском.

На этом фоне Россия предлагает превратить G20 из пожарной машины в фабрику мысли для выработки альтернативной экономической модели. На саммите в Петербурге наша страна намерена выступить в роли генератора довольно смелых идей. Так, Россия предлагает покончить с монополией «золотого миллиарда» в МВФ и других финансовых органах, распределяя в них квоты по принципу: чем больше у страны ВВП, тем больше у неё голосов. Она также собирается убедить западных «большевиков» в том, что лучший способ прижучить «офшорных котов» не рейдерский захват, а грамотное налогообложение. Почему бы, например, не ввести налог на инвестиции из «налоговых райков»? Наконец, Россия хотела бы определить для каждой страны-должника верхнюю планку госдолга, выше которой подниматься нельзя.

Взгляды России на будущее мировой экономики разделяют её нарождающиеся лидеры: Китай, Индия, Бразилия и другие крупные игроки. Да и рядовые европейцы и американцы всё чаще смотрят на Россию с надеждой.

В конце концов именно наша страна продолжает отстаивать христианство, традиционные семейные ценности, патриотизм, уважение к государственному суверенитету – исконные идеалы Европы, которые она отбросила в постмодернистском безумии. 

точки отсчёта

28 февраля – отречение Папы Римского Бенедикта XVI от Святого престола.

Март – введение конфискационного налога на Кипре; начало всемирной войны с офшорами.

Июнь – первые разоблачения американских спецслужб экс-сотрудником АНБ и ЦРУ Эдвардом Сноуденом.

3 июля – свержение армейским руководством Египта президента-исламиста Мухаммеда Мурси; начало гражданской войны в Египте. 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно