Планета

«То, что все греки ленивые, – это предрассудок»

09 августа

 

Так говорит Галина Шеина, живущая в Греции уже 18 лет. У нашей соотечественницы – свой взгляд на причины кризиса в этой стране

Судить о Греции по Криту – всё равно что судить об Украине по Крыму, тем более в сезон отпусков. Крит – остров туристов, где всё устроено и работает для них. Как только на этот остров, а также на десятки других со всей Европы устремляются потоки путешественников, тысячи греков снимаются с насиженных мест и переезжают работать туда же – на сезон. В их числе часто встречаются русскоговорящие – они особенно ценятся владельцами отелей и ресторанов в силу того, что русских в Грецию с каждым годом приезжает всё больше, а число говорящих хоть на одном иностранном языке среди них по-прежнему мизерно. Корреспонденту «НВ» довелось познакомиться с одной из таких вольнонаёмных работников – Галиной Шеиной, живущей на берегах Эллады уже 18 лет. Наша беседа была посвящена причинам греческого кризиса и менталитету греков, увиденным «изнутри».

О Греции и греках

– Впервые я приехала в Грецию в начале 1990-х – в то время в России всё шло наперекосяк, и мы с танцевальным коллективом от «Москонцерта» гастролировали по европейским странам, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Наши гастроли на берегах Эллады быстро закончились, а тёплое впечатление о Греции крепко засело внутри. Каждый, кто приезжает в эту страну, поражается удивительному климату и гостеприимным людям.

В греках больше всего поражает их открытость и отзывчивость. Если вам нужна какая-либо помощь, любой местный житель сделает всё от него зависящее, чтобы решить вашу проблему. Причём часто – даже без дополнительных просьб. Например, если на греческой улице происходит даже небольшая автомобильная авария, то все, кто стал её свидетелем, тут же сбегаются и наперебой помогают пострадавшим. Одни оказывают первую помощь, другие – звонят медикам, третьи – бегут в ближайший полицейский участок и так далее. Здесь никто никогда не проходит мимо чужой беды, и подобный феномен вряд ли увидишь в других странах Европы.

По менталитету греки очень близки к русским. Например, почти все они глубоко религиозны, очень гостеприимны, отзывчивы и доброжелательны. И именно греки, совсем как русские, могут абстрагироваться от насущных проблем. Когда у европейца проблемы, он ни за что не пойдёт веселиться или гулять – он сосредоточен только на них. У грека может быть немного денег, отсутствовать работа, но, если наклёвывается большой праздник, он будет отдыхать на полную катушку и веселиться громче всех. Они вообще – неунывающие люди, и даже в нынешний кризисный период в стране нет атмосферы уныния.

Из отрицательных качеств греков стоит назвать необязательность – они далеко не всегда выполняют то, что пообещали или о чём договорились. Кроме того, им свойственна некоторая беспечность – недаром они десятки лет жили не по средствам, в глубине души зная об этом, но не предприняли ничего для того, чтобы избежать сегодняшнего упадка. Кроме того, многим грекам свойственна хитрость, правда без злого умысла.

Через пару лет после первого визита я при первой возможности вернулась в Грецию и довольно долго жила здесь с удовольствием. Работала бизнес-консультантом – консультировала греческие строительные компании, которые вели дела с Россией, потом открыла собственный маленький бизнес. А после того как в стране грянул кризис, бизнес пришлось закрыть, и теперь я езжу на острова на сезонные работы.

Один из главных мифов о греках, которые бытуют в Европе, – то, что они патологические лентяи и очень не любят работать. Возможно, это отчасти справедливо по отношению к госсектору, где служащие не привыкли слишком уж напрягаться на работе. Но то же самое можно сказать о госчиновниках во многих странах мира, не только в Греции. Что же касается частного сектора, то в нём греки работают как проклятые – неофициальный рабочий день у многих составляет 10–12 часов. Это касается и отельного бизнеса, и сферы услуг. Многие владельцы отелей в сезон спят всего несколько часов в сутки, стремясь заработать столько, чтобы хватило на весь оставшийся год.

Небогатые греки, приезжая на сезонные работы, ищут ещё заодно и подработку. Людей, которые так живут, – десятки тысяч, у меня масса таких знакомых, поэтому мне бывает странно слышать сплетни про «ленивых греков».

О личном

Не собиралась ли я когда-нибудь выйти замуж за грека? Странный вопрос для человека, знающего греческий менталитет. Дело в том, что для иностранки, какой бы красивой она ни была, выйти замуж за грека – задача почти нереальная. Местные мужчины неукоснительно следуют патриархальным традициям, семья занимает главное место в их жизни. Кроме того, семья здесь – ещё и надёжная экономическая опора. Если критянин женится на местной девушке, то его семья «прирастает» новыми членами, вместе с которыми они могут открыть новый бизнес, осуществить какие-то проекты и так далее. А если грек женится на иностранке, он получает «всего лишь» жену – и только. Поэтому греки в массе своей стараются жениться только на местных девушках.

Из этого правила есть исключение – греки, которые провели какое-то время за границей, например, учась или работая по контракту, становятся более продвинутыми и, бывает, женятся на иностранках. Но у местных греков с этим всё строго. Вообще греки – почти идеальные семьянины, почти всё свободное время они стремятся проводить со своими близкими.

В Греции принято, что если мужчина занимает определённое положение в обществе, то его жена не должна работать, её обязанность – заниматься домом и детьми. Если же по каким-то обстоятельствам грек уходит из семьи, то он продолжает о ней заботиться – поддерживает деньгами, уделяет время детям. Такого, как в России, когда отец ушёл из семьи и забыл о ней на годы, здесь практически не бывает.

О геополитике

Греков очень выручает то, что их страна геополитически очень удачно расположена: с одной стороны, это самое «сердце Европы», с другой – граница между Западом и Востоком. Поэтому греки научились выстраивать отношения практически со всеми – и с европейскими соседями, и с турками, и с США, и с Россией – и извлекают из этих отношений выгоду. Тем не менее трения с Турцией периодически возникают – турки постоянно стараются «подвинуть» греков в различных сферах, и особенно это касается разработки морского шельфа, где находятся месторождения углеводородов.

О кризисе

…Если говорить о кризисе, то для многих жителей страны он стал полной неожиданностью. Все мы были уверены, что поскольку Греция является членом Евросоюза, то с ней в принципе не может произойти ничего плохого. Сейчас признаки кризиса невооружённым глазом видны во многих греческих городах – это закрытые магазины, рестораны, лавки, офисы. Очень многие люди потеряли работу, в том числе мои знакомые.

Зарплаты, в первую очередь в государственном секторе, урезали в среднем на 30–40 процентов, а то и наполовину. При этом, как ни парадоксально, цены на продукты и товары не понизились ни на цент – это, мне кажется, своеобразный парадокс, очень печальный для Греции. Дело в том, что и до кризиса наша страна была одной из самых дорогих в Европе – жить здесь дороже, чем в Германии или Италии, не говоря уже о Восточной Европе. Но тогда у греков хотя бы были деньги на то, чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень. Сейчас доходы у большой части населения резко упали, и очень многим семьям приходится себе во многом отказывать.

Я живу в Афинах, и, конечно, там последствия кризиса очень чувствуются – пройдя по центру столицы, легко увидеть множество закрытых офисов, магазинов, баров, кафе и таверн. Хотя что касается последних, то это, на мой взгляд, даже справедливо. По всей стране, в том числе на островах, греки наоткрывали такое количество точек питания, что я не могу себе представить, какое нужно количество туристов для того, чтобы все эти заведения окупались.

Я сама несколько лет подряд была хозяйкой таверны в центре Афин. И прекрасно знаю, что для того, чтобы она окупалась, нужно несколько десятков посещений в день. Сегодня, когда многие греки не имеют возможности ходить в кафе и таверны, рассчитывать приходится только на туристов. Но даже если кризис в стране вдруг пойдёт на спад, сотни заведений всё равно придётся закрыть – настолько раздутая сфера услуг стране просто не нужна. Своё заведение я, правда, продала ещё до кризиса и по другой причине – просто очень устала вертеться как белка в колесе, а помощников у меня практически не было. Вот если бы у меня был муж-грек, тогда – другое дело: вся его семья наверняка взялась бы помогать вести дело.

Мне кажется, нынешний кризис, при всех его тяготах, может оказаться полезным для греков. Десяткам тысяч из них предстоит измениться – стать менее беззаботными, менее склонными «поднимать только то, что лежит под ногами», получить новые профессии. Грекам надо в целом стать более конкурентоспособными по сравнению с другими европейскими народами, в стране нужно построить новые промышленные предприятия, ведь ни одно государство не может и не должно жить одной только сферой услуг.

Многие греки уверены: их страну просто подставили европейские банкиры, сделали Грецию козлом отпущения. Я много раз говорила с местными, и они в один голос говорят: «Нашей стране нужен хозяин». В качестве примера такого хозяина они, кстати, приводят вашего президента Владимира Путина. Здесь многие восхищаются им – его умением ставить перед собой цели и достигать их, отстаивать интересы своей страны. И это восхищение вполне искреннее.

О планах

Честно говоря, я всё чаще подумываю о том, чтобы уехать из Греции. Да, здесь замечательный климат, красивая природа, хорошие люди, но в целом в стране чувствуется атмосфера какого-то застоя. Никому ничего не надо, никто не предлагает каких-то революционных решений – одним словом, нет никакого драйва, болото. Мне кажется, в России сейчас этот драйв есть, у вас многое меняется на глазах, люди живут с каждым годом всё лучше…

Пока я не приняла окончательного решения, но чем больше присматриваюсь к России, тем больше понимаю – если я вернусь на родину сейчас, то вряд ли пожалею об этом.

Подготовил Иван Максимов

 

точка зрения

Станислав Ткаченко, экономист, руководитель магистерской программы «Дипломатия» факультета международных отношений СПбГУ:

– Вступление Греции в Европейский союз в начале 1980-х годов стало одним из первых «авантюрных» проектов Брюсселя, одобренных под воздействием переменчивой политической конъюнктуры. Против этого шага были практически все обстоятельства. У Греции с ЕС тогда не было общей границы. В стране царили политическая нестабильность, высокая инфляция и коррупция. Экономка была неконкурентоспособной, в ней были непропорционально сильны профсоюзы и госструктуры. Вследствие этого национальный бизнес не чувствовал себя в безопасности и постоянно нуждался в мерах поддержки, включая откровенный торговый протекционизм со стороны государства.

И всё-таки решение в пользу принятия Греции в ЕС было принято. В результате Греция из символа европейской цивилизации превратилась в «государство-безбилетник». Оно почти 30 лет мчалось на комфортабельном экспрессе под названием «Европейский союз», но при этом не оплатило проезд и не соблюдало другие правила, обязательные для остальных «пассажиров».

Что это за правила? Современное государство – это сложная система, состоящая из множества микробалансов, обеспечивающих её устойчивость. Назовём лишь некоторые из них. Государственный сектор в этой системе не должен доминировать над частным в ущерб интересам всей экономики. Расходы бюджета должны быть примерно равны доходам. Стоимость рабочей силы должна находиться в прямой связи с производительностью труда. Статистика в государстве обязана правдиво характеризовать состояние социально-экономической сферы. Инфляция, бюджет и государственный долг должны быть под контролем. Коррупция недопустима – она должна как преследоваться правоохранителями, так и осуждаться общественным мнением.

Уникальность современной Греции в том, что указанные выше, а также многие другие балансы «нормального современного государства» там были грубо нарушены. В таких объёмах этого не позволяли себе больше ни в одном государстве ЕС: ни в успешных Германии и Швеции, ни даже в проблемных Ирландии и Португалии. Многолетняя безнаказанность греков и привела их к острому кризису, с которым Греция обречена жить ещё долгие годы.

Данный вывод основывается на том, что сегодня в Греции госсектор превышает 40 процентов ВВП, и это делает правительство главным игроком в национальной экономике. Государство редко бывает эффективным менеджером, и современная Греция – тому прекрасное подтверждение. За последние 30 лет бюджет этой страны почти никогда не был сбалансирован, государство жило в долг и рассматривало данную ситуацию как вполне допустимую. Рабочая сила в стране переоценена как следствие чрезмерного влияния профсоюзов.

Но у высокой зарплаты есть и обратная сторона – работодатели опасаются брать людей на постоянную работу, ограничиваясь временными контрактами, которые позволяют платить по минимуму. Отсюда – устойчиво высокая безработица и острое социальное напряжение. К изумлению всей Европы, в Греции умудрились заключать временные контракты даже с пилотами ведущей национальной авиакомпании! А ведь они должны постоянно быть в форме и отвечать за жизнь тысяч пассажиров.

Но особое «достижение» Греции – Национальная статистическая служба, которая на протяжении многих лет целенаправленно обманывала как Брюссель, так и собственных парламентариев в отчётах о состоянии государственного бюджета и национальной экономики в целом. В силу этого только самые посвящённые правительственные чиновники в Афинах до недавнего времени обладали реальной информацией о состоянии дел в стране. Коррупция в Греции тоже процветает, и это заставляет инвесторов бежать из страны, как из заражённого чумой средневекового города. Когда реальные показатели состояния дел в экономике Греции стали достоянием общественности, кризис наступил немедленно!

Таким образом, главная причина греческого кризиса – в самой организации жизненного уклада в этой стране. Несмотря на ожидания, его не изменили ни вступление в ЕС, ни введение евро вместо драхмы. Освоив интеграционную риторику, несколько поколений политических лидеров в Афинах ничего не меняли в стране по существу, а на практике лишь содействовали углублению проблем. Бесконечно так продолжаться не могло, поэтому кризис, вошедший в острую фазу в 2011 году, исподволь формировался многие годы.

Есть ли из кризиса выход? Разумеется, да! Но он будет крайне болезненным. Грекам предстоит снижение жизненного уровня до показателей, которые напрямую зависят от производительности их труда и способности привлекать инвестиции. Раздутый государственный сектор будет серьёзно сокращён, потому что на его содержание в бюджете уже сегодня нет средств. К требованиям реформ, доносящимся из Брюсселя, Афинам также предстоит прислушиваться внимательнее, ведь без внешней помощи страна может быть объявлена банкротом. А это приведёт к потере всех социально-экономических завоеваний, отбросит страну на полвека назад в своём развитии.

 

Расслабленному времяпровождению греков в тени их прекрасных олив пришёл конец, настало время трудиться с полной отдачей. Так же, как это делают немцы, французы и жители других государств объединённой Европы.

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно
28 апреля
воскресенье
+11
Слабый дождь