Планета

«Ты – мой славянский брат!»

06 июня

 

Через двадцать лет после обретения независимости Словакия динамично развивается и остаётся одной из самых «русофильских» стран Восточной Европы

Подобно отдельным людям, большинство стран мира можно разделить на две группы – одни громко себя нахваливают и потому всегда попадают в центр внимания, а другие ввиду скромности незаслуженно остаются в тени, несмотря на свои многочисленные достоинства. Наверное, ярчайшим примером такой скромницы является Словакия, чьи уютные старинные города, барочные дворцы, готические соборы, живописные горы-великаны и разнообразная природа пока остаются уделом путешественников-оригиналов. Но почему в эту страну россияне едут реже, чем даже в соседнюю Чехию? Совершенно непонятно. Ведь именно русские, как братья-славяне, могут рассчитывать в Словакии на самый радушный приём. Так как же живёт эта «прекрасная незнакомка» через двадцать лет после развода со своим «чешским супругом»? И что связывает сегодня россиян и словаков?

После бракоразводного процесса, даже если супруги расстались друзьями, всегда трудно начинать новую жизнь. Но пример Словакии показывает, что стоит только начать – и рано или поздно всё образуется. В этом году исполнилось ровно двадцать лет со дня бархатного раздела Чехословакии – 1 января 1993 года после референдума на карте Европы появилось независимое словацкое государство. И что же? Сегодня словаки не просто сохраняют добрые отношения со своим чешским соседом, но и примером доказывают, что разведённая «жена» вполне может добиваться успехов и без более состоятельного «мужа».

– Наши народы всегда друг друга дополняли, – улыбается врач-офтальмолог Ивета Куличкова. – Чехи с их рационализмом и приземлённостью – это мужское начало, а словаки с их душевностью и эмоциональностью – скорее женское. Но к концу 1980-х годов в Чехословакии пошли разговоры на тему: кто кому что должен. Вот мы и решили разойтись. И сегодня чехи со словаками живут в отдельных особняках, но с удовольствием друг друга навещают.

Как же выглядит «словацкий дом»? Конечно, не так роскошно, как немецкие или датские «апартаменты», но при этом чисто, уютно и душевно. Будучи народом домовитым и трудолюбивым, словаки на протяжении двадцати лет старательно обустраивают своё жилище – надо ведь, чтобы оно выглядело не хуже, чем у соседских щёголей. И результаты труда чувствуются повсюду: города поражают комфортом и чистотой, дороги не сильно отличаются от немецких и австрийских автобанов, а промышленность идёт по пути модернизации без пафосных «силиконовых долин». Сегодня Словакия – это европейский автомобильный кластер: страна смогла заманить к себе автогигантов Volkswagen, Peugeot и KIA и теперь занимает первое место в мире по количеству произведённых машин на душу населения.

И всё-таки лёгкая тоска по временам социализма нет-нет да промелькнёт в разговорах жителей довольно благополучной Словакии, которая на фоне кризиса еврозоны смогла избежать греческой «долговой болезни». Причём она присуща не только улыбчивым пенсионерам, лучшие годы которых пришлись на эпоху строительства «рая на земле», но и состоявшимся в условиях рынка молодым людям. Яркий тому пример – преуспевающий менеджер курорта «Турчанске теплице» по имени Кароль.

– Ностальгия? Это неверное слово, – говорит на великолепном русском сотрудник «всеевропейской здравницы». – Просто раньше в отношениях между людьми было больше теплоты и взаимовыручки. А сейчас? Сплошной эгоизм и потребительские ценности! Нет, я ни в коем случае не хочу возвращаться в социалистическое прошлое (там было слишком много минусов), но кое-какие вещи я бы возродил. Хотя и сегодня нам живётся не так уж плохо…

Нетипичное размышление для европейца, скажете вы? Может быть. Но для словацкого менталитета оно весьма характерно – этому народу, как утверждает живущий в Братиславе русский писатель Сергей Хелемендик, «присущ христианский фатализм и смиренное приятие реалий сегодняшнего дня». В самом деле, зачем слишком увлекаться воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем? Мы живём здесь и сейчас, и к реальности, хочешь не хочешь, придётся приспосабливаться. Наверное, такое мировосприятие обусловлено исторически: Словакия почти всегда жила под властью другого государства: Моравского княжества, Венгерского королевства, империи Габсбургов и, наконец, Чехословакии. И при любом раскладе миролюбивые словаки сохраняли свою национальную самобытность, проявляющуюся во всём – ярких костюмах, задорных танцах и задушевных песнях, которые после стопки-другой «Боровички» (можжевеловой водки) до сих пор поют хором и в сёлах, и даже в городах.

В целом крошечная Словакия с населением 4,7 миллиона человек (чуть меньше, чем в Петербурге!) служит идеальным мостом между Западом и Востоком. Даже в поведении местных жителей европейская сдержанность и учтивость удивительным образом сочетаются со славянской сердечностью, отзывчивостью и гостеприимством – без рюмки «сливковицы» и «грушковицы» тут не обходится ни одно застолье. Вот и думай на утро после этих бурных возлияний, где же ты находишься – на юге России или в самом сердце Европы!

Словацкая столица Братислава, рассечённая на две части красавцем Дунаем, по своей архитектуре немного напоминает Вену, но при этом выглядит по-славянски душевно, мило, без имперской помпезности. Белокаменный замок, лабиринт средневековых улочек, готический собор Святого Мартина, где короновались венгерские короли, и памятники папарацци и любопытному водопроводчику, высунувшемуся из люка… Всё это под аккомпанемент фольклорных ансамблей создаёт такую приятную атмосферу, что в этом городе хочется остаться надолго. Но если вы отъедете от Братиславы всего на несколько километров, то незримая машина времени перенесёт вас в другую пространственно-временную реальность. В этом полусказочном мире можно увидеть романтические замки вроде нависшей над горной долиной Оравской крепости, где вас встретит рыцарь в доспехах или одинокое привидение, живописные средневековые городки и приветливые деревеньки, дома которых отдалённо напоминают украинские хаты.

Словакия – одна из немногих стран Европы, где россиянин чувствует себя как дома, и не только потому, что так написано в путеводителе. Ещё бы – словаки наряду с сербами, черногорцами и болгарами считаются народом-русофилом: нашего человека здесь будут охотно расспрашивать о жизни в России, зазывать на рюмку «Боровички» и обнимать со словами: «Ты – мой славянский брат!» Удивительно, но идея славянского единства в Словакии не официальная идеология, а часть народного самоощущения. Недаром словаки на заре своей истории были православными – христианство им принесли из Византии известные проповедники и изобретатели азбуки Кирилл и Мефодий.

Для носителя русского языка нет ничего более странного, чем пользоваться в Словакии какими-либо разговорниками. Самый оптимальный способ коммуникации– обратиться к местным жителям по-русски, внимательно выслушать их ответы по-словацки и с удивлением отметить, что вы прекрасно поддерживаете беседу.

– Мы вас понимаем, мы же славяне! – констатировал торжество панславизма почтенный дедушка в старомодной шляпе, который мне встретился на улице городка Кошице.

Несмотря на противоречивый опыт жизни в соцлагере, словаки не станут припоминать россиянам события «Пражской весны». Зато память о победе СССР во Второй мировой войне и словацком восстании против нацистов в 1944 году здесь хранят так бережно, как больше нигде в Восточной Европе. Словаки ухаживают за могилами советских солдат, каждое 8 мая на братиславскую гору Славин приходят с цветами сотни людей, а в городке Лученец установлен в качестве монумента советский пулемёт.

Возникает закономерный вопрос: почему же Словакия, эта чудесная страна, пока манит не так уж многих россиян? Затрудняюсь ответить. Возможно, виновато наше отсутствие любопытства и недостаток информации. Но всё это можно изменить. 

 

личный опыт

Кароль Шебо: «Судьбы наших народов тесно переплетены»

Если вам доведётся побывать в Словакии, можете не сомневаться – в этой стране вам обеспечено великолепное застолье. Причём здешняя еда поистине превосходна. Посоветовать можно всевозможные супы (овощные, сырные, чесночные, грибные, мясные), «галушки» с изумительной словацкой брынзой и изысканную форель, выловленную в горных реках.

Но какое застолье обходится без хорошего вина? Мало кто знает, но в Словакии тысячи гектаров отданы под виноградники, а местная винная продукция получила широкое признание за пределами страны. Здешние вина честны, непретенциозны, дружелюбны. Как народ, создающий их. В этом автор этих строк убедился, побывав в городке Модра в гостях у местного винных дел мастера.

Кароль Шебо – человек застенчивый, но основательный. В свои двадцать шесть он уже руководит компанией «Шато Модро», считающейся одним из ведущих поставщиков вин на рынки Словакии и стран Восточной Европы. Показывая деревянные бочки и старинные погреба, он рассказал корреспонденту «НВ» историю своей семьи.

– Наш род занимается виноделием с XVI века, – говорит Кароль. – Мы выращиваем виноград и изготавливаем белые, красные и розовые вина. Причём как сухие, так и сладкие. Во времена социализма нашу фирму превратили в колхоз, но в ходе приватизации мы вновь стали частными предпринимателями. И сегодня наши вина побеждают на международных конкурсах.

Впрочем, представители старинного рода словацких виноделов прославились не только на поприще создания 

изысканных алкогольных напитков. Один из них – Филип Шебо – известен как талантливый футболист, защищавший честь шотландского клуба «Глазго Рэйнджерс» и сборной Словакии. При этом судьба знаменитого рода удивительным образом связана с Россией.

– Мой дедушка нашёл свою спутницу жизни в ваших краях, – рассказывает Кароль. – Накануне Второй мировой войны Словакия – во многом против своей воли – стала сателлитом Третьего рейха. Поскольку мой дедушка был хорошим врачом, немцы отправили его на работу в один из госпиталей Белоруссии. Там он и встретил свою русскую жену. В 1944-м оба приняли участие в Словацком национальном восстании против фашистов и, к счастью, остались в живых. Но кто бы мог подумать, что я спустя много лет в чём-то повторю судьбу деда! В университете я изучал международные отношения и на старших курсах поехал стажироваться в Китай. В Пекине я встретил русскую девушку, которая стала моей женой. История моей семьи – лучшее подтверждение тому, что судьбы наших народов тесно переплетены.

 

Страна развитой промышленности…

После распада соцлагеря словацкая оборонка осталась не у дел. Поэтому руководство тогда ещё единой Чехословакии приняло стратегическое решение превратить оборонные предприятия в автомобильные зав  оды, пригласив в Словакию ведущие мировые концерны.

На приглашение откликнулись Volkswagen, Peugeot и KIA, и сегодня в автомобильном секторе страны задействованы 74 тысячи образованных, высококвалифицированных работников. В 2012 году местные заводы установили мировой рекорд, начав выпускать 171 машину на душу населения. Наверное, опыт этой страны мог бы оказаться полезен и Петербургу, который сегодня называют «российским Детройтом».

– В нашем деле всё зависит от качества рабочей силы, – говорит председатель Союза автомобильной промышленности Словакии Ярослав Холечек. – Мне доводилось работать на заводе Volkswagen в Калуге. Что я могу сказать? У России есть все шансы стать одним из мировых лидеров авторома, но вашим рабочим пока не хватает ответственного отношения к делу – калужское предприятие до сих пор выполняет не все планы.

Впрочем, Словакия славится не только автомобильной индустрией. В целом местная промышленность смогла избежать постсоветской деградации – в цехах здесь действительно располагаются производства, а не гламурные торгово-развлекательные комплексы. В этом корреспондент «НВ» убедился на заводе «Конштрукта-Индустрия», который выпускает продукцию для шинных заводов, в том числе России, и на металлургической фабрике «Подбрезова», которая поставляет трубы в страны Центральной Европы.

 

…и первозданной природы 

Несмотря на свои скромные размеры, Словакия поражает разнообразием своего природного ландшафта. На севере покой этой страны стерегут горы – Высокие и Низкие Татры. Заснеженные пики, пронзающие небо, просторные утёсы, на груди которых приютились кудрявые облака, густые еловые леса, усыпанные цветами альпийские луга, ясные очи озёр и журчание водопадов – всё это создаёт атмосферу величественной красоты. Но если поехать на юг, в сторону венгерской границы, то горные цепи вскоре уступят место изумрудно-зелёным холмам, сосновым и широколиственным лесам, в которых живут дикие звери, ухоженным полям и виноградникам.

Словакия – это одно из немногих мест в урбанизированной до предела Европе, где пока ещё сохранилась первозданная природа. Поэтому неудивительно, что местные жители стараются пользоваться её дарами в туристических целях. Здесь расположены превосходные санатории с термальными источниками и грязелечением – качество обслуживания в них не хуже, а цены намного ниже, чем в других странах ЕС. Пример такой «всеевропейской здравницы» – санаторий Пиештяны, который специализируется на лечении болезней сердца и опорно-двигательного аппарата. 

Михаил Тюркин, Братислава – Петербург. Фото Александра Войчека
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно