Мнения и комментарии

Украина на распутье

20 ноября

 

Споры о том, кому выгодно возможное сближение Украины и ЕС, становятся всё жарче


Сорен Либориус (Дания), политолог, глава пресс-службы представительства ЕС в России

Сейчас в прессе можно прочитать много статей, посвящённых предстоящему в Вильнюсе саммиту Восточного партнёрства и возможному подписанию Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Что всё это означает на практике и какие перспективы открывает и перед Евросоюзом, и перед Украиной, и перед Россией?

Для начала напомню, что, когда создавалось Восточное партнёрство, Брюссель предложил Москве в нём участвовать. Но Россия отказалась. Впрочем, это не означало разрыва наших отношений. И надо сказать, что с другими странами (даже с США) у Евросоюза нет такого насыщенного политического диалога. Так что ситуация с Восточным партнёрством никоим образом не может быть классифицирована как противостояние блоков. Последнее, что мы хотели бы увидеть, – это стену из протекционистских мер, разделяющую наш континент пополам. 

Иногда спрашивают: не нанесёт ли упрочение отношений ЕС с Украиной определённого вреда России? Отвечу однозначно: нет. Ни в коем случае. По расчётам специалистов, ВВП Украины может вырасти на 12 процентов, а интеграция в европейский рынок приведёт к модернизации. И это, без сомнения, пойдёт на пользу не только украинским, но и российским предпринимателям, ведущим бизнес в этой стране.

Стоит также оговориться, что речь не идёт о вступлении Украины в ЕС. Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли предполагает более тесное политическое и экономическое сотрудничество. При этом ожидается, что помимо соглашения с Украиной в Вильнюсе могут быть парафированы аналогичные соглашения с Грузией и Молдавией. В инициативе Восточного партнёрства, как известно, участвуют шесть стран. Армения, Азербайджан и Белоруссия пока не заявляли о готовности перейти  к более тесным взаимоотношениям с Европейским союзом. Мы исходим из принципа, что каждое государство должно само решать, какие соглашения и с кем заключать.

Сотрудничество Европейского союза со странами Восточного партнёрства строится на содействии политическим и социально-экономическим реформам, которые направлены на укрепление демократии и способствуют движению по пути устойчивого и инклюзивного экономического роста на благо граждан. В ходе переговорного процесса Украина дала понять, что её цель – дальнейшее движение в направлении ЕС. И такой процесс, о какой бы стране ни шла речь, должен начинаться со сближения норм и стандартов и либерализации (открытия) рынка. Это очень важно. Почему? Потому что, увидев законодательные преобразования и поняв, что украинский рынок становится стабильным и предсказуемым, международные инвесторы и компании, в том числе из России, начнут более охотно работать в стране, имеющей столь высокий экономический потенциал. Пример других стран, которые пошли по пути ассоциации с ЕС и открытия рынка, показывает, какие преимущества и стимулы это даёт экономическому развитию.


Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук

Ассоциированное членство Украины в Евросоюзе включает в себя создание зоны свободной торговли. В рамках этой зоны Украине продавать в Европу нечего. А вот сама Украина станет отличным рынком сбыта для субсидируемого экспорта стран Евросоюза. 45 миллионов украинцев перейдут с украинских товаров на товары ЕС. Это приведёт к ликвидации украинской экономики буквально в течение двух лет. А девальвация гривны и неспособность государства платить по своим долгам, то есть дефолт, произойдут ещё раньше.

Сегодня, хотя у Украины с Россией формально нет зоны свободной торговли, граница между нашими странами достаточно открытая. И если европейские товары, в том числе субсидируемые, пойдут через Украину в Россию, у нас также случится экономическая катастрофа. Чтобы этого не допустить, Россия, конечно же, будет вынуждена ввести серьёзные таможенные тарифные барьеры на границе с Украиной. Всё это неминуемо приведёт к тому, что Украина лишится тех рынков в России, которые имеет сейчас.

Многие европейские деятели заявляют, что интеграция Украины в ЕС будет для неё очень полезной, но это специфически европейское понимание пользы. Мол, чего вы мучаетесь? Рухнете – и всё будет хорошо. Ведь под нами лежать будете.

Напомню, что население Украины за двадцать с лишним лет «незалежности» сократилось на 15 процентов – с 53 до 45 миллионов человек. В случае создания зоны свободной торговли с Евросоюзом такие процессы, как сокращение населения и бегство трудоспособных граждан из Украины, пойдут значительно быстрее. Страна начнёт стремительно превращаться в то, чем она была до воссоединения с Россией в XVII веке, то есть станет совокупностью Галичины, Крымского ханства, Запорожской Сечи, Татарской Сечи (о которой сейчас почему-то не любят вспоминать), ну и собственно Киева. А вокруг будет нечто, напоминающее Дикое поле.

Такая перспектива нравится многим политикам не только в Евросоюзе, но и на Украине, а противников этой перспективы жестоко подавляют. Так, Игорь Марков сначала под бредовым предлогом был лишён мандата депутата Верховной рады, а затем брошен в застенки по совершенно безумным обвинениям. И я не понимаю, почему российское руководство не защищает украинских политзаключённых, в частности Игоря Маркова. Ведь это один из немногих украинских политиков, у которого при слове «Россия» не начинаются судороги.

Заинтересованность же Евросоюза в Украине понятна. Ему нужны рынки сбыта, да и дешёвая рабсила, не склонная к джихаду, тоже не помешает. Сейчас мир валится в глобальную депрессию. Любой рынок сбыта становится абсолютной ценностью, за которую ведётся беспощадная борьба. Это мы свой спрос отдаём кому ни попадя, а в мире за это бьются жестоко. После 2008 года Россия стала единственной страной «Большой двадцатки», не ужесточившей протекционистскую защиту своей экономики.

Чтобы не потерять Украину, Россия должна была оказывать поддержку проукраинским силам, которые исходят исключительно из блага Украины. Ведь интересы наших двух стран очень близки, для нашей интеграции нам нужны на Украине не пророссийские, а именно проукраинские политики.

Пока же либерально ориентированная часть элиты считает, что любая интеграция на постсоветском пространстве с участием России есть абсолютное зло (просто потому, что так считают на Западе). И существует достаточно высокая вероятность того, что Украина всё-таки покончит жизнь самоубийством.

Другое дело, что если ещё десять дней назад это казалось полностью предрешённым, то сейчас уже есть некоторая надежда, что украинское руководство в последний момент одумается.

Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно