Город

«В городе нет контроля за состоянием зданий»

14 июля

После трагических случаев с обрушением домов в Перми и Омске «НВ» выясняло, возможны ли подобные архитектурные трагедии в Петербурге

 

Пример вопиющего равнодушия к объектам архитектуры можно увидеть на улице Мира, 35, – здесь дом пошёл трещинами из-за небрежного строительства по соседству


Эпидемия обрушения зданий пронеслась в минувшие выходные по России. В воскре­сенье в Омске обрушилась казарма ВДВ, унеся жизни 23 военнослужащих. А днём раньше в Перми обвалился угол жилого дома – пострадали жильцы восьми квартир с пятого по второй этаж. Петербург тоже не минула чаша сия. В субботу сотрудники МЧС эвакуировали жильцов аварийного дома № 39 на 6-й линии Васильевского острова – в здании произошла частичная деформация металлической конструкции. Все эти случаи – серьёзный повод задуматься над состоянием зданий. О том, насколько безопасны дома северной столицы, «НВ» рассказал главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей, инженер-строитель с полувековым стажем, действительный член совета по охране памятников архитектуры и истории при Союзе архитекторов Евгений Гостев.


– К сожалению, ослабление несущих конструкций зданий и все подобные грустные вещи, которые произошли с домами в выходные, вполне возможны в Петербурге. Начать с того, что в северной столице сегодня нет ни должного контроля за состоянием домов, ни системы обследования архитектурных сооружений. Под обследованием я понимаю не образцово-показательные экспертизы, которые производятся на крупных исторических объектах, а надзор за жилыми домами, который сегодня отсутствует.

Сейчас нет организаций, которые бы отслеживали объект на протяжении нескольких лет. Эта постоянная погоня за тендерами привела к появлению фирм-однодневок, которые ни за что не несут ответственность. Например, какая-то организация обследует объект, и вроде бы заказчик доволен и всё делается, но когда на этом же объекте появляется другая проблема, этого же подрядчика уже не пригласят, так как будет новый тендер, который выиграет тот, кто меньше потребует денег. И передача знаний и информации об объекте от одного к другому не ведётся – отсюда и проблемы. 

Например, недавно я знакомился со зданием в центре с аварийной стеной. И вижу: на этом же объекте есть проекты других инженеров, которые усиливали перекрытия, но не обратили внимания на проблемную стену. Словом, нет ниточки, которую бы наши исследовательские организации передавали. Раньше была должность главного инженера проекта (ГИП). Этот человек  знал про будущее здание всё, участвовал в составлении задания на проектирование. Пользуясь своим опытом, он в будущем мог решить все проблемы. Через таких ГИПов, закреплённых за проектом, шла полная нить жизни объекта. 

Поэтому вещи, которые произошли на той же 6-й линии Васильевского острова, могут возникать повседневно. Конструкция там явно не несущая, прогиб и возможный обвал кладки сам по себе не так страшен. Но вот деформации, которые могут быть вызваны перегрузом лестничного марша, вряд ли кто-то предскажет. Как правило, «спусковым крючком» в обвалах, коих за последние лет 20 у нас не один десяток, являются именно такие «незначительные дефекты, не носящие угрожающего характера». Наверное, все помнят сложение флигеля дома № 24 по Малодетскосельскому проспекту. 

Вот пример из моего опыта последних лет на том же Васильевском. При обследовании 6-этажного флигеля во дворе дома конца XIX – начала XX века выяснилось, что жители этого флигеля спускаются по лестнице, которая фактически висит в воздухе, – все несущие конструкции прогнили. Безусловно, за состоянием домов должны следить районные жилищные управления, именно они обязаны продлевать жизнь зданий. Но всё упирается в безразличие управляющих компаний. Так вот, история с лестницей во флигеле тоже ничем не закончилась – лестница так и продолжает висеть. Я позвонил в районное жилищное управление, но там лишь развели руками…

Я уже молчу о перепланировках, которые делаются на основании фиктивных разрешений. Конечно, для перепланировки квартиры, по идее, нужно получить кучу согласований и сделать добросовестные обследования, но при желании можно обойти закон. Сам по долгу службы неоднократно видел такие «разрешения» и джакузи, установленные как Бог на душу положит. 

Отдельная история у нас складывается с капремонтом. Многие исторические здания разрушаются, попросту не дождавшись своей очереди на капремонт. А программа по сбору денег на капремонт сегодня опять же превратилась в фикцию. Например, я не понимаю, почему в новом доме, который не эксплуатируется, собирают деньги на капитальный ремонт.  

Мой прогноз весьма печален – ЧП сродни омскому и пермскому в Петербурге вероятны, потому что нет должного контроля за состоянием зданий. Если раньше меня, как сотрудника Технадзора, могли оштрафовать только за одну недостающую канализационную крышку на люке во дворе, то сейчас, судя даже по обнародованной информации, на строительстве объектов крадут миллионы рублей. Видимо, руководствуясь странной логикой – чем больше украдешь, тем безопаснее будет здание. 


Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
18 апреля
четверг
+1
Облачно
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
-2