Страна и мир

В Крыму закончился переходный период

17 июля


За год пребывания в России Крым не смог полностью избавиться от украинского наследия. И ладно бы о недавнем прошлом напоминали только вывески...


 

Вчера президент России Владимир Путин подписал указ о ликвидации Министерства по делам Крыма – по мнению руководства страны, оно выполнило главную задачу по интеграции региона в состав РФ. Отныне развитие полуострова будет курировать Минэкономразвития. Кроме того, будет создана правительственная комиссия по делам Крыма, секретарём которой может стать глава упраздняемого Минкрыма Олег Савельев. Об изменениях, произошедших на полуострове после воссоединения с Россией, рассказывают крымские эксперты «НВ».


Борис Рожин,
автор популярного блога Colonel Cassad (Севастополь)

Когда в прошлом году создавалось Министерство по делам Крыма, оно с самого начала позиционировалось как временное ведомство. Теперь оно ликвидировано. О чём это говорит? Вхождение Крыма в политико-правовое поле России завершилось или близко к своему завершению – отныне интеграционные процессы будут происходить в штатном режиме, без спешки и аврала. И уже совсем скоро регион начнёт жить на общих основаниях, как и остальные субъекты Российской Федерации. Впрочем, упразднение министерства – это одно, а реальная интеграция – совсем другое. Можно ли говорить, что Крым стал полноправной частью России? И как изменилась жизнь рядовых крымчан и севастопольцев? 

В первую очередь отмечу, что в регионе полностью выстроена российская вертикаль власти. И в Крыму, и в Севастополе избраны губернаторы и местные парламенты. Полуостров мало-помалу привыкает жить по российским законам, хотя юридические нестыковки возникают постоянно. Но главное – у нас почти полностью исчезли признаки того, что регион когда-то входил в состав Украины. Несмотря на трудности переходного периода, подавляющее большинство крымчан, как и в дни референдума, поддерживают идею воссоединения. Это подтверждают все социологические опросы, в том числе и иностранные. 

А вот экономические обещания, которые щедро давались год назад, выполнены далеко не в полном объёме. Причины известны и объективны: это общий экономический кризис в России и падение курса рубля практически в два раза. Да, региону выделены колоссальные финансовые ресурсы, благодаря которым удалось поднять некоторые из местных предприятий. Яркий тому пример – Севастопольский судоремонтный завод, долгое время простаивавший при Украине. Теперь он снова работает, что дало нашему городу дополнительные рабочие места.

С другой стороны, люди не получили обещанного повышения зарплат: им обещали платить 30 тысяч в месяц, а в реальности выходит только 15. В этой связи есть лёгкое разочарование, хотя большинство крымчан отлично понимают, что все трудности носят объективный характер. 

К сожалению, одной из самых острых проблем полуострова остаётся коррупция. В региональных органах власти немало чиновников, привыкших играть по украинским правилам. Поэтому Москва отправляет в Крым своих «варягов», чтобы они боролись с этой язвой и подтягивали уровень государственного управления до более высокой российской планки. Иногда это срабатывает, а иногда «варяги» начинают больше заниматься собственными бизнес-проектами. 

Но в целом я считаю, что Крым и Севастополь смогут в ближайшие годы справиться со всеми трудностями и выйти на траекторию нормального развития. 

 

Андрей Трофимов, председатель Союза журналистов Крыма (Симферополь): 

– Честно говоря, в Крыму за прошедшие после присоединения к России 16 месяцев меньше проблем не стало. Скорее они приобрели новое наполнение. Я не понимаю логику новых кадровых назначений в Крыму. Многие министерства решают проблемы полуострова методом штурмовщины, а у местных чиновников инициатива порой отсутствует напрочь – все ждут указаний из Москвы. Во многих областях полуострова формируются «бюджеты проедания», а не развития. Все свободные средства направляются на льготы и пенсии – и это вроде бы хорошо. Но когда пенсии в два раза больше, чем зарплаты, как у нас, – это ненормально. Так не должно быть. 

Умом я прекрасно понимаю: мы должны были за год пройти тот путь, который другие субъекты России проходили за 23 года. Но я понимаю и то, что они работали 23 года «с чистого листа», а мы могли взять и позаимствовать готовый опыт.

В России пишут – бюджетники в Крыму зарабатывают неплохо. Но это касается в основном врачей и учителей. А для многих других бюджетников прожиточный минимум у нас – 6 тысяч рублей в месяц. 

Очень больно по людям ударили структурные изменения. Во многих организациях идут сокращения, увольнения в «среднем звене». В большинстве случаев это квалифицированные служащие. Дело в том, что на высшие должности у нас часто принимаются люди по принципу личной преданности. Формируются так называемые «команды», куда не попадают многие реальные специалисты.

Во многих районах Крыма депутатский корпус обновился за год на четыре пятых. В райадминистрации приходят люди, которые ранее работали где угодно, но только не в органах власти. Высшее крымское руководство, те, кто сидел в крымской раде, в основном осталось при должностях – произошла лишь «перетасовка колоды». А вот исполнительная власть значительно обновилась. Люди изначально связывали с этим большие надежды, думали, что теперь быстро будут приниматься грамотные управленческие решения. Но в реальности оказалось, что люди, которые никогда не занимались управленческой работой, просто не смогли принимать грамотные и быстрые решения.

Два характерных примера – ситуация с владельцами оружия и получением загранпаспортов. Крымчан, у которых есть оружие, около 40 тысяч, и все они – вполне законопослушные граждане. После получения российского паспорта эти люди отправились в полицию и заявили, что хотят быть гражданами России, хранящими дома оружие на законных основаниях. Однако законно оформить оружие пока удалось лишь единицам. Очередь на получение загранпаспорта в Крыму – около 4 тысяч человек, и она не продвигается. Каждому, кто хочет получить документ, советуют лететь в Москву и оформлять паспорт там. Из-за всего этого я чувствую себя гражданином второго сорта. Все россияне могут оформить документы на оружие или получить загранпаспорт, а мы не можем.

И конечно, вопрос снабжения. Сегодня Крым – это остров. Как только штормит Керченская переправа, полки магазинов пустеют. И даже когда не штормит, полки в супермаркетах всё равно заполнены на четверть. Если раньше там было сто видов конфет, то сейчас – 7–8. Если образцы молочной продукции раньше и посчитать было невозможно, то сейчас там её всего 3–4 вида. Если ты её не купил в первой половине дня, вечером можешь вообще не найти. В Крыму постоянно муссируются слухи, что большие супермаркеты с российским капиталом могут вообще уйти из Крыма – им невыгодно торговать, слишком велики затраты на логистику. 

 

Фо­то Алексея Павлишака / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь