«В метро был ад»
Пожар в столичной подземке вновь показал всеобщую неготовность к ЧП
Вчерашнее ЧП на Сокольнической линии столичного метро погрузило утреннюю Москву в самый настоящий хаос. В тоннелях резко остановились и встали поезда. Душные вагоны заполнялись дымом. Всё как в фильме-катастрофе. Люди кашляли и задыхались, пытаясь выяснить, что же произошло: неужели новый теракт?.. Около 9 часов утра, то есть в самый час пик, на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд» загорелся участок силового кабеля. Из-за сильного задымления встали поезда между «Парком Культуры» и «Комсомольской». Станции, на которых традиционно огромный пассажиропоток, закрыли. Спасатели эвакуировали около 5000 человек, по данным медиков, 66 человек пострадали, 13 из них оказались в больницах. К полудню движение удалось восстановить, но через полчаса в тоннеле опять появился дым. В столичном управлении МЧС сообщили: заискрил кабель примерно в том же месте, где был пожар. Около 16 часов движение вернулось в норму, пострадавшим пассажирам пообещали денежные компенсации.
Так – в официальных рапортах. А что же на самом деле? Благодаря соцсетям и современным средствам связи несложно увидеть, как события развивались на самом деле. В одном видео: забитый пассажирами тёмный вагон, всё в дыму, многие кашляют, но самое пугающее – это тишина, никаких объяснений, что же произошло, никакой информации, когда поезд сдвинется с места.
В другом ролике – люди, идущие по рельсам, в следующем – уже платформа, где нет свободного места и тысячи людей давятся в очереди к эскалаторам. Вот, наконец, сами подъёмники, где на каждой ступеньке по пять человек. Пока одни пытаются выйти из метро, другие несчастные… туда спускаются. То есть им никто и не подумал сообщить о ЧП. И лишь в одном видео появляется сотрудница метро, пытавшаяся отогнать любопытных пассажиров от пустого вагона:
– Отойдите в сторонку, чтоб не задохнуться!
Сообщения очевидцев также добавляют красок.
– На «Комсомольской» ад. На три вокзала приходят электрички и поезда, час пик, метро закрыто. Троллейбусы берут штурмом. Никаких объяснений, – в «Твиттере» написала москвичка Юлия Киселёва.
– Машинист попался с чувством юмора. Спустя полчаса стояния в тоннеле: «Просьба не волноваться, скоро поедем… наверное», – также в «Твиттере» поделилась впечатлениями жительница столицы Ирина Гоголева.
На поверхности – новое испытание: десятки тысяч человек, лишённых метро, штурмуют наземный транспорт. И таксисты, задравшие цены в десять раз.
– Всегда удивляло, как же так быстро удаётся пустить автобусы, когда метро умирает. Сегодня понял, что никак, их попросту нет, врут, – сообщил в «Твиттере» москвич Дмитрий Комяков. – Чтобы войти на «Октябрьскую», нужно ещё раз заплатить, и всем по фигу, что все пришли с «Парка Культуры».
Источник «НВ» в Петербургском метрополитене пояснил: возгорание силового кабеля в тоннеле – очень серьёзная поломка. Но, как говорится, не смертельная. Тем не менее она способна вмиг парализовать привычную жизнь мегаполиса, такого, как Москва или Петербург.
.От ЧП никто не застрахован, тем более когда речь идёт о сложных инженерных сооружениях. Но у всех происшествий есть неизменная общая деталь – отсутствие какой-либо внятной информации о том, что же произошло, куда и как нужно идти и когда наконец ситуация придёт в норму. Неизвестность рождает панику, дальше – хаос, который может привести к человеческим жертвам. Поэтому вовремя успокоить людей – уже половина успеха. Так почему же об этом забывают?
Вспомним наводнение в Крымске, полный провал системы оповещения о надвигающейся беде и гибель 171 человека. Тогда местные власти утверждали, что всем сообщили – сотовые операторы разослали SMS-сообщения, которые люди не заметили, поэтому, когда вода наступала на город, они спокойно спали в своих кроватях. К чему такие сложности и изыски, если можно было использовать обычные громкоговорители? Не работают стационарные? Достаточно одного такого «матюгальника» и машины. Ведь Крымск – город маленький. Впрочем, это уже риторические вопросы. Всем хорошо известно, чем закончилось наводнение на Кубани.
Следующий пример из Петербурга. В 2010 году, в конце августа, чуть ли не половина города осталась без света. Многих блэкаут застал в метро, когда в полной темноте люди пытались понять, куда пропало электричество и как выбираться из подземки. Тогда многие жаловались на отсутствие информации от сотрудников метрополитена. Правда, сегодня там уверяют, что подобное больше не произойдёт.
– Слышал, что пассажиры жаловались на то, что им никто не сообщил о происшествии и они выходили «вслепую», – сообщил источник «НВ» в Петербургском метрополитене. – У нас это невозможно. В метро регулярно проходят учения, в ходе которых отрабатываются и такие события. Поэтому сотрудники знают, как вести себя в экстренной ситуации и оповещать о ней горожан.
Однако речь не только о масштабных ЧП. Они пока случаются достаточно редко, гораздо чаще происходят мелкие неприятности, которые заставляют нас терять время и портить нервы. Неужели сложно предупредить людей о том, почему в метро, например, задерживаются поезда? Неприятно толкаться на платформе и ждать, когда же прозвучит заветное объявление, от которого зависит дальнейший путь, скажем, на работу – придёт ли поезд через несколько минут или уже пора паниковать и лихорадочно соображать, как же ехать дальше. Эта неизвестность не пугает, она бесит, тем более что в большинстве случаев ожидание совершенно напрасно. Но всё равно стоишь и ждёшь как прикованный.
Странно, думаешь при этом, ведь это так просто – сказать несколько слов в микрофон, но почему-то оказывается непреодолимо сложно.
Ирина Тищенко, Родион Никитин. Фото ИТАР-ТАСС