Город

В полный рост…

14 октября

 

Эксперты «НВ» анализируют причины повышения цен на продукты, прогнозируют развитие событий на рынке и делятся рецептами исправления ситуации


Юрий Иванов, 
президент Ассоциации комбинатов и предприятий социального питания Санкт-Петербурга:

– Полагаю, мы стоим на грани ещё одного витка цен – традиционное предновогоднее ценовое ралли, которое начинается в октябре, обещает в этом году немало рекордов…

Самая сложная ситуация – по рыбе. Резко выросшие курсы доллара и евро вымели с нашего рынка нашу же северную, мурманскую рыбу: тамошние рыбаки сейчас снова, как в девяностые, сдают свои уловы в порты Норвегии. У них ведь все затраты – на ремонт судов, на зарплату, на солярку – идут в рублях, а выручку им выгоднее получать в евро. И норвежцы охотно покупают уловы наших сейнеров: натуральная морская рыба тресковых пород в Европе давно уже популярнее искусственно выращиваемой красной рыбы.

Мы прикидывали варианты доставки рыбы с Дальнего Востока, но при нынешних тарифах на железнодорожные перевозки, и особенно на аренду вагонов-холодильников, рыба эта получится золотой – рублей по 500 за килограмм. Какими-то путями оттуда приходят более дешёвые партии, но погоды на рынке они не делают. Так что главный поставщик рыбы для нас сегодня – это Чили. Хотя чилийские фирмы с августа тоже резко подняли цены, их мороженая рыба пока что дешевле и мурманской, и дальневосточной. Кстати, не исключаю, что через Чили транзитом идёт к нам та же норвежская красная рыба: нынешние цены делают выгодной даже эту двойную перевозку.

С мясом (всех видов) особых проблем, казалось бы, нет. Да, в рублях цены поднялись, но в пересчёте на валюту остались на прежнем, досанкционном уровне. Зато появились проблемы с качеством. Я, как специалист, отлично вижу, сколько поступает в продажу «накачанного» – перенасыщенного водой (точнее – растворами фосфатных солей) мяса. Обработка этими солями, когда не нарушается технология, это нормальный приём, позволяющий продлить сроки реализации продукта. Но при передозировке эти растворы обеспечивают как курам, там и говядине со свининой лишний вес.

Аналогичная ситуация и с той же рыбой. В брикетах с мороженой рыбой должно быть не более 5–6 процентов воды. А сейчас нередко встречаются партии, в которых воды – до 30 процентов. И не пытайтесь узнать правду из этикеток. Ушлые поставщики прямо говорят: мол, напишем, что попросят, а упакуем, о чём договорились. Обычный покупатель (не специалист) в этих хитростях не разберётся или обнаружит обман только дома, пытаясь пожарить воду вместо рыбы или цыплёнка.

А вот поможет ли рост цен и спроса российским аграриям – это покажет только будущий год. За два месяца толком ничего не успело измениться. К тому же непонятно, как долго будут действовать ограничения на импорт. В некоторых удалённых от столиц и аграрно развитых регионах, например на Белгородчине, подешевели молочные продукты, овощи. А некоторые мои знакомые бизнесмены уже сейчас выводят деньги, к примеру, из строительства и вкладывают их в создание сырных производств где-нибудь в Вологодской области. Но большинство аграрных хозяйств определятся, стоит ли им вкладываться по-серьёзному в расширение производства, только в будущем году, когда появится определённость.

Есть и ещё одна проблема: кредиты, которые сейчас резко подорожали и которые невозможно получить без ликвидного залога. Это автоматом отсекает от финансирования большинство фермерских и крестьянских хозяйств. Крупные же хозяйства должны будут всю выгоду от повышения цен отдавать в качестве процентов по дорогим кредитам.

На деле все проблемы продовольственного рынка можно решить одним махом: открыть дорогу поставкам из Китая. Тогда всё – и свинина, и рыба, и овощи – будет в изобилии и по самым низким ценам. Но отказаться от такого импорта в силу его привлекательности будет уже почти невозможно. В результате вместо укрепления своего сельского хозяйства мы будем поднимать китайское.

 


Алексей Третьяков, 
председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

– Был я в начале осени в одном из приграничных городков Финляндии. Своими глазами видел пачки масла «Валио» с надписями на русском, продававшиеся по цене 55 евроцентов (около 25 рублей по тогдашнему курсу). Рядом лежали такие же с виду пачки – но с надписями по-фински. И стоили они вдвое дороже.

Это никакой не парадокс рынка. Знакомые финны из деловых кругов, несколько смущаясь, объяснили мне, что делают для нас масло по «особой рецептуре» – той, что заказала им крупная торговая сеть. В которой, кстати, это самое «уценённое» масло (которое по 55 евроцентов) продаётся по 115 рублей.

Я неспроста начал с описания этого случая. Мы все твёрдо знаем, что по законам рынка отечественное сельское хозяйство должно сейчас занять опустевшую нишу импорта, то есть получить огромный рынок сбыта, деньги и, как говорили раньше, накормить страну. Проблема только в одном: действию нормальных рыночных механизмов в нашем регионе мешают торговые сети, образовавшие олигополию олигархического, то есть тесно связанного с властью типа.

И особые, «российские» рецепты для масла «Валио», продававшегося у нас с наценкой в 400 процентов, – только один пример. Директор Федеральной таможенной службы РФ Андрей Белянинов, выступая в Госдуме, привёл интересные цифры: после запрета на импорт польских яблок воюющая Украина умудрилась увеличить экспорт данного продукта в Россию в 4,5 раза. Но это ещё не рекорд. Турция после ввода продовольственных санкций в отношении стран ЕС нарастила экспорт в России персиков, прежде поступавших из Греции и Испании, в 72 раза!

Кто стоит за этими рекордами, кто их организует и оплачивает? Отнюдь не мелкие магазины. Такие операции скорее по плечу транснациональным торговым корпорациям, которые мы называем сетями. Они выхолащивают (хотя, конечно, не полностью) российские продовольственные антисанкции, и даже зарабатывают на них.

Приостановка роста цен, которую сейчас фиксирует статистика, связана, на мой взгляд, не с достигнутым на рынке равновесием, а с достижением потолка покупательной способности населения. Если цены ещё поднять – снизятся объёмы продаж, которые и без того второй месяц падают. Поэтому сетевики взяли паузу. Но не думаю, что долгую.

Сейчас уже всем, в том числе на верхних уровнях власти, понятно, что монополизация розничной торговли сетевиками убивает рынок. Наш прежний губернатор, энергично зачищавшая город от ларьков, рынков, небольших магазинов и торговых зон, сейчас, будучи председателем Совета Федерации, говорит о необходимости развивать в торговле малый бизнес. И бывший наш петербургский депутат Виктор Евтухов, тоже принципиально боровшийся с ларьками, сейчас – в ранге замминистра экономики – тоже вдруг малый бизнес зауважал.

Недавно в Москве «ОПОРА РОССИИ» проводила конференцию по малому бизнесу, в которой я тоже участвовал. Там глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев наконец-то публично признал, что запрет малому бизнесу на торговлю подакцизными товарами – сигаретами и пивом – был, скорее всего, ошибкой. Он никак не повлиял на ситуацию с алкоголизмом и курением, а только лишь в очередной раз обогатил сетевиков.

Сегодня, говоря о росте цен на продовольствие, о необходимости возрождения российского аграрного сектора, необходимо, на мой взгляд, в первую очередь избавиться от диктатуры сетей. Без этого любые ограничения на импорт и попытки поддержать отечественного сельхозпроизводителя не сработают даже наполовину. Потому что только при социализме всё зависело от производства, а в рыночной же экономики на первом месте – система сбыта. Кто её контролирует, тот контролирует страну.



Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
+1
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
Ясно