Визит ценой в десятки миллиардов

В отличие от давно уже ставших бесплодными переговоров с европейскими лидерами, повторяющими заученные фразы насчёт «отсутствия прогресса» и «режима санкций», каждая встреча с руководством Китая в нынешнем году приносит России соглашения на десятки миллиардов долларов. Помимо них наша страна совершенно бесплатно получает то, что ей сейчас нужнее денег, – опыт китайского ведения дел.
Прибывший в понедельник в Россию премьер Госсовета КНР Ли Кэцян привёз с собой очередной пакет из 38 (!) заранее согласованных договоров. Наиболее значимые – о строительстве газопровода «Сила Сибири» из Якутии в Китай, о проектах совместных заводов по сжижению газа, о предоставлении на 4,5 миллиарда долларов займов российским банкам, которые из-за санкций не имеют возможности рефинансироваться на Западе. Заключены соглашения о валютных свопах между ЦБ РФ и Народным банком Китая на 150 миллиардов юаней (25 миллиардов долларов), между биржами наших стран, которые торгуют на своих площадках юанями и рублями. Ли Кэцян встретился с президентом Владимиром Путиным, со своим коллегой Дмитрием Медведевым, в графике переговоры с Валентиной Матвиенко, Сергеем Нарышкиным, в общем – со всей федеральной верхушкой, что должно подчеркнуть не просто дружественные, а «особые» отношения России и КНР.
Западные и прозападные СМИ, разумеется, постарались значение этой встречи принизить. Европа, ещё в начале года считавшая, что Россия от неё, как от главного покупателя газа, полностью финансово зависит, в шоке от громадных нефтегазовых контрактов РФ и КНР, хотя вида старается не показывать. Поэтому в плане информационной войны они вбрасывают тезисы, что «газ пойдёт в Китай на китайских условиях», а некие неназванные аналитики считают будущий транссибирский газопровод «заведомо нерентабельным» для России.
Если вспомнить историю, то нерентабельным заранее объявляли и «Голубой поток» – газопровод через Чёрное море в Турцию, и «Северный поток» – через Балтику в Германию, потом, когда они показали свою прибыльность, предостережения стали звучать в адрес «Южного потока». Между тем единственным убыточным проектом для «Газпрома» в течение последнего года была, по известным причинам, Украина. Намёки, что газпромовские переговорщики подготовили невыгодный для России контракт с Китаем, звучат откровенно глупо. Напротив, наша сторона получает не только финансовую выгоду, но и приобщается к китайскому деловому опыту, который в нынешних условиях вообще не имеет цены.
В Китае совершенно иной, по сравнению с Россией, подход к ценообразованию.
У нас в цену дорог, жилых домов, электроэнергии и прочего включаются все издержки производителя: от зарубежных командировок для обмена опытом до содержания в приёмной четырёх секретарш. Все крупные компании, в том числе государственные, вынуждены создавать рабочие места для детей, жён, любовниц, просто родственников «нужных людей».
В Китае же всё направлено на снижение издержек. Не за счёт зарплат – дешёвой рабсилы в стране нет уже несколько лет, а за счёт минимизации расходов – путём использования лучшей на сегодня техники, технологий, минимизации персонала.
Особенно поучительным может оказаться сотрудничество с Китаем при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, с перспективой выхода скоростной линии на китайские железные дороги. РЖД изначально оценили эту линию почти в триллион рублей. Но участие китайцев – а оно желательно и по финансовым, и по техническим соображениям, поскольку в КНР уже давно и успешно строят скоростные дороги и составы для них, – возможно, снизит эту цену в 2–4, а может, даже в 5–6 раз. Переговоры об этой дороге также проходили в ходе нынешнего визита в Москву Ли Кэцяна.