Спецпроект

Владимир Якунин: «Модернизация должна начаться в головах молодых»

25 июня

 

Гость Балтийского пресс-клуба, глава Российских железных дорог, считает своим долгом делать все, чтобы люди, как бы далеко они ни жили, ощущали себя гражданами единой экономически и духовно мощной страны

– Владимир Иванович, сегодня перед Россией стоит грандиозная задача – модернизации экономики. И поэтому роль железных дорог, которые связывают всю нашу бескрайнюю страну воедино, трудно переоценить. Как сегодня влияет железная дорога на процесс модернизации, который, по сути, уже начинается?
– Я бы отметил тут три фактора. Первый – сама железная дорога. Развиваясь, привлекая новые технологии, такие как «Сапсан», газотурбовоз, новые локомотивы, или развивая совместное производство с зарубежными компаниями, в том числе и прежде всего на территории России, мы модернизируем собственную инфраструктуру. Второй – естественно, от работы, деятельности железнодорожного транспорта во многом зависит здоровье экономики в целом. А значит, мы влияем на модернизацию и промышленности, и отдельных предприятий; это совершенно очевидно. И наконец, третье – мы считаем, что никакая модернизация, никакая реформа невозможны, если реформа не будет происходить в головах у людей и модернизацию не будут осуществлять новые, хорошо подготовленные, преданные делу и обществу люди.

Поэтому мы не только поддерживаем деятельность Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета, где я, кстати, являюсь членом попечительского совета, но, кроме того, развиваем свои программы обучения. У нас эта работа строится системно – по специальной программе «Молодежь-2030». Эта программа в основном направлена на дополнительное образование, дополнительные возможности для молодежи. К слову, на днях я в качестве приглашенного профессора российского отделения Стокгольмской школы экономики участвовал в приеме экзаменов у выпускников по программе MBA. Уверен: профессионально подготовленная молодежь – это и есть основа для дальнейшей модернизации нашей страны.

– Между тем многие люди откровенно не заинтересованы в модернизации. Она им попросту не нужна. Хотя бы потому, что средняя зарплата у нас в стране хоть и поменьше, чем в Европе, но намного выше, чем наша производительность труда.
– Зарплата должна находиться в четком соответствии и с модернизацией, ведь модернизация – это и есть рост производительности. Поэтому мы в РЖД всегда последовательно выступали за рост инвестиций в инфраструктуру и у нас рост зарплаты жестко привязан к росту производительности труда. Возможно, мы одна из немногих крупнейших российских компаний, где это правило реализуется, причем так жестко.

– Один из реальных фактов модернизации на железной дороге – «Сапсан». Однако многие петербуржцы и жители Ленинградской, Новгородской, Тверской областей им недовольны. Прежде всего потому, что нарушился график движения электричек.

– Нет, причина не в «Сапсанах». У нас ежедневно предоставляется более двух тысяч окон – время для проведения профилактических или ремонтных работ. Кстати, так делается во всех странах. Именно из-за этого и нарушается движение пригородных поездов. Зачастую проблема еще и в том, что пассажиров не информируют вовремя об изменениях движения. Если подобные вещи происходят по вине работников РЖД, я строго наказываю своих подчиненных. Поверьте, ни одна жалоба пассажиров у нас не остается без внимания.

– Проблема не только в графиках, но и в тарифах: сейчас много говорят об убыточности электричек…
– Тарифы на проезд в пригородных поездах регулируются не нами, а субъектами Федерации. Если власти на местах считают, что покупательная способность их жителей недостаточна, чтобы оплачивать экономически обоснованную стоимость проезда, значит, эти власти должны компенсировать перевозчику убытки…

– Вопрос, как мне кажется, в другом. Раньше цены были низкие, теперь намного выше, но и тогда, и сейчас многие пассажиры не платят за билет. А когда приходит контролер, суют ему деньги, гораздо меньше стоимости проезда, и тот, не давая квитанции, демонстративно кладет деньги себе в карман. Так как же электричкам не быть убыточными?
– У меня все это вызывает чувства горечи и стыда. И за пассажиров, и за тех работников железнодорожного транспорта, которые себе позволяют такое безобразие. У нас в стране ведется системная борьба с коррупцией. Но под коррупционерами чаще почему-то понимают только чиновников. А то, о чем вы говорите, разве не коррупция? Ведь речь идет о миллионах перевезенных пассажиров! Это же массовое воровство!..

– Причем у самих себя. Если ты сегодня не заплатил за проезд в электричке, то завтра при поездке на дальнее расстояние доплатишь и за себя, и за такого же нерадивого соседа по той самой электричке. Дорога не может работать себе в убыток.
– Дело не только в этом. Терпя убытки, железная дорога не может в полном объеме проводить модернизацию и замену подвижного состава. Если кто-то не заплатил за проезд, тогда пусть не жалуется, что вагон старый и ехать в нем некомфортно.

– Продолжим о тарифах. С будущего года прекратится субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, а еще через год, как предполагается, государство может перестать субсидировать перевозки в плацкартных вагонах. По данным ВЦИОМа, 56 процентов россиян опасаются, что в результате резко возрастут цены на проезд.
– Я тоже этого опасаюсь. Мне кажется, это преждевременное решение. Около 70 процентов наших пассажиров пользуются плацкартными вагонами. Как бы мне ни хотелось, чтобы люди ездили в хороших купейных вагонах, мы пока не можем отказаться от плацкарта. Большинство россиян живет еще небогато.

– Ваш далекий предшественник Сергей Витте ввел такую систему дальних грузоперевозок, при которой после определенного расстояния каждый последующий километр стоил дешевле. Таким образом грузоперевозки даже при российских пространствах оказались рентабельными. Действует ли такая система сегодня?
– Да, конечно. Прейскурант построен таким образом, что при перевозке груза свыше трех тысяч километров относительная стоимость тонны груза падает. В связи с этим на железной дороге даже бытует анекдот. Приходит человек в кассу и спрашивает: «Правда, что чем дальше едешь, тем дешевле билет?» Ему говорят: «Да, правда». «Тогда дайте, – говорит, – мне билет так далеко, чтобы было бесплатно».

– Вы председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного. Этот фонд, основанный в 1992 году, осуществляет проекты, направленные на формирование в обществе позитивного отношения к традиционным скрепляющим остовам России. И работает фонд в тесном сотрудничестве с Русской православной церковью, которая, как и железные дороги, является одной из важнейших исторических скреп нашей огромной страны. В этом смысле в вашей производственной и общественной деятельности есть один общий знаменатель...
– Абсолютно правильно. Россия огромна, и, возглавляя такую крупную компанию, как РЖД, я считаю своим долгом делать все, что в моих силах, для того, чтобы люди, как бы далеко они ни жили, ощущали себя гражданами единой экономически и духовно мощной страны.

– Сейчас много говорят о необходимости патриотического воспитания, но слов, по-моему, гораздо больше, чем дел. А как у вас в фонде?
– Фонд Андрея Первозванного как раз и отличает то, что мы больше делаем, чем говорим. Вот всего два свежих примера. Именно по нашей инициативе на башнях Московского Кремля были проведены исследовательские работы, в результате чего на их стенах удалось обнаружить исторические иконы. А в минувшую субботу в Выборге открылся памятник генерал-адмиралу Федору Апраксину. Это было сделано в рамках программы фонда, которая называется «Служение Отечеству. События. Имена». Апраксин – соратник Петра I, видный военачальник, ровно 300 лет назад взявший Выборгскую крепость. И памятник был открыт к 300-летию русского Выборга.

– На этом торжестве присутствовала чуть не половина города.
– Может, даже больше! Я стоял, смотрел, как открывают памятник, и вдруг подумал: вот будет здорово, если молодожены станут возлагать цветы к памятнику Апраксину, как по петербургской традиции возлагают цветы к Медному всаднику. И только я об этом подумал, как смотрю – молодая пара, едва открыли памятник, несет к нему цветы и фотографируется. А потом мне сказали, что из местного загса машины пошли сюда просто кавалькадой. По-моему, все это и есть патриотическое воспитание не на словах, а на деле.

– В России живут люди разных народов и разных конфессий. В одном из интервью вы говорили, что Россия жива прежде всего тем диалогом культур, который продолжается между народами нашей страны вот уже много веков…
– Да, и это несомненно. Как несомненно и то, что России необходим постоянный диалог с культурами других народов мира. Так родился мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который я тоже возглавляю. В Греции у нас проходит ежегодная конференция форума, своего рода кульминация годовой деятельности. Но мы проводим такие конференции в различных регионах. В числе недавних – на Кубе, в Финляндии... Готовых приехать на каждую конференцию уже столько, что мы даже вынуждены ограничивать число желающих.

Форум стал площадкой для исследования вопросов межкультурного, межрелигиозного, межконфессионального диалога, рассмотрения вопросов влияния глобальных трендов на национальные и интернациональные взаимоотношения. «Диалог цивилизаций» – это уже реальный фактор международной жизни, который учитывается не только экспертами, но и ведущими политиками. А само это словосочетание – диалог цивилизаций – превратилось в общепризнанный международный дипломатический термин.

– Владимир Иванович, давайте перейдем от общественно-производственных вопросов к личным. Сколько времени продолжается ваш рабочий день?
– Помните армейскую байку про старшину, который приказал копать канаву от забора до обеда? Работаю столько, сколько необходимо. Во время недавнего Петербургского международного экономического форума этот рабочий день надолго забегал за полночь. То же самое часто бывает во время командировок. Да даже и в Москве иногда рабочий день переходит в ночь.

– А командировки случаются, естественно, часто…
– Не то слово. РЖД расположены в девяти часовых поясах и состоят из 17 железных дорог, на каждой из которых я обязан побывать минимум раз в год. Но есть ведь еще международное сотрудничество, а значит, поездки к коллегам за рубеж. К сожалению, я в Улан-Баторе или в Чехии бываю чаще, чем, скажем, в родном Петербурге, где, кстати, окончил Военмех… В общем, в Москве провожу примерно около полугода, остальное время – в разъездах.

– Такой напряженный график – это постоянные стрессы. Чем удается их снимать?
–Удовольствием от жизни.

– А что для вас удовольствие от жизни?
– А это когда видишь маленького мальчика, которого спрашивают: «Ты кем хочешь быть?» – «Машинистом».
– «А почему?» – «Потому что я люблю смотреть вперед».

– Знаю, что вы любите читать. Какую литературу предпочитаете?
– Мое поколение было воспитано на советской и зарубежной научной фантастике, и я с юности остаюсь ее поклонником. До сих пор интересуюсь новинками в этой области. Хотя сейчас больше времени уходит на чтение профессиональной литературы…

– Часто ли вам удается бывать в театрах, на концертах, выставках?
– У меня очень много друзей среди художников, артистов... Так что бываю на премьерах и открытиях выставок. Но, к сожалению, гораздо реже, чем в студенческие годы. Питерский студент – это была особая категория: если мы хотя бы раз в неделю не выбирались в культпоход – неделя, считайте, прошла зря.

– Кто главный в вашей семье?
– Главный? У нас если и есть кто главный, так это внуки. Когда они приезжают, мне приходится ломать свой рабочий график, чтобы побыть с ними вместе. А жена вообще полностью переключается на внучат.

– Когда и где любите проводить отпуск?
– Мне нравится русская природа. Выкраиваю время, чтобы вдвоем с внуком, которому уже тринадцать, а значит, он уже становится мужчиной, предаться чисто мужским развлечениям – ну, например, сходить на рыбалку. А еще чуть подрастет – буду брать его на охоту. Люблю море. Если я не провел у моря хотя бы неделю, то у меня, считаю, отпуска не было.

Интервью взял Сергей Ачильдиев. Фото Ильи Снопченко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+3
Умеренный дождь
27 апреля
суббота
+9
Слабый дождь
28 апреля
воскресенье
+9
Ясно