Планета

«Все мы – Германия!»

22 января

Страна в кровавых отблесках теракта в Париже

Германия разделилась на два лагеря: одни против исламизации... 


...а другие за «пёстрое» общество

Нынешняя зима выдалась в Германии непривычно тёплой и дождливой. Под стать хмурой погоде – политическая жизнь в стране и настроения немцев. В то время как местных политиков бросает в жар от демонстраций движения «патриотических европейцев против исламизации Европы», простые люди оплакивают жертв парижского теракта и задаются вопросом: «Возможно ли нечто подобное у нас?» Попытаюсь представить мозаику на тему Германия после теракта во Франции. А заодно прокомментировать некоторые мифы об «антиисламских хулиганах» из «ПЕГИДА», заполнившие многочисленные СМИ.

Немцы на «Вахте памяти и мира»

В Берлине по инициативе мусульман Германии, состоялась Вахта памяти и мира у Бранденбургских ворот. Мероприятие, посвящённое жертвам теракта в Париже, собрало свыше 10 тысяч участников и практически весь политический, а также религиозный бомонд страны. Местная пресса отмечает в основном тот факт, что в знак солидарности и единения живую цепочку, взявшись за руки, образовали канцлер Германии, президент ФРГ, главы еврейской, мусульманской общин, ведущих христианских церквей страны.

Однако важнее всего были не достаточно традиционные призывы к межэтническому и межконфессиональному миру, озвученные всеми без исключения участниками вахты. И не пестрота флагов, привлёкшая внимание телевизионщиков. Куда весомее оказалась новая парадигма межнационального мира в стране, озвученная президентом Йоахимом Гауком. Не каждый из нас – «Шарли», но «все мы – Германия». Страна не вседозволенности, а взаимного уважения всех жителей, но при этом с нулевой толерантностью к насилию, чем бы и кто бы его ни пытался оправдать. Почувствуйте разницу: противопоставить себя пусть даже сотням тысяч индивидуальных «Шарли» или единой стране.

В мечетях ФРГ скорбят о жертвах теракта в Париже

В 900 мечетях по всей Германии прошли чтения проповедей о мире в память жертв теракта во Франции. Имам столичной мечети Турецко-исламского союза объявил, что верующие мусульмане страны осуждают террористический акт во Франции как «низкое и неприемлемое нападение на всё человечество». Справедливости ради следует отметить, что не во всех мечетях ФРГ почтили память жертв теракта. В частности, обошли эту тему стороной в Аль-Нур, мечети, расположенной в берлинском районе Нойкёльн. Вашему корреспонденту удалось побывать в Аль-Нур и расспросить прихожан об их отношении к трагедии в Париже. Тут царило единодушие: «Как мусульмане, мы возмущены карикатурами на Пророка. Но правоверные мусульмане знают, что окончательный приговор в воле только Всевышнего. Убийство – это прегрешение в исламе».

У нас это невозможно

В 2015 году исполнилось 80 лет со дня публикации одноимённого романа Синклера Льюиса, описавшего приход к власти в США нового президента, установившего под лозунгами возвращения к патриотизму и традиционным ценностям тоталитарный режим в стране. Сегодня многие в Германии задумываются о том, насколько антиутопия Льюиса может осуществиться в реалиях современной Федеративной Республики. И даже называют движущую силу, якобы способную усадить в кресло канцлера «немецкого База Уиндрипа». Такую роль поклонники «теории заговора» прочат «ПЕГИДА».

Рассказывая россиянам о движении PEGIDA («Патриотические европейцы против исламизации Европы»), одно из отечественных деловых изданий повествует об «ужасе», который испытывают немецкие политики перед его участниками. И резюмирует: «Чего в этом больше – противодействия неонацизму, нежелания признавать объективные проблемы с миграцией или страха уступить власть «антисистеме» – не так-то легко разобрать». На самом деле при желании вполне возможно разобраться в том, почему германский политический истеблишмент если и не трепещет перед «ПЕГИДА», то как минимум пытается спрогнозировать развитие этой правопопулистской болезни и не дать ей перейти в хроническую форму.

Ещё пару лет тому назад в Германии были в моде футболки с надписью «Я недоволен общим развитием ситуации». Похоже, что именно такие футболки могли бы стать униформой якобы загадочных «патриотических европейцев». Именно неопределённость, какой же, собственно, «общей ситуацией» недовольно движение на букву «П», заставляет местные власти относиться с большой настороженностью к его участникам. Ведь известно, что пустую бутыль можно заполнить напитком любой крепости – от пива, однажды уже едва не сыгравшего роковую роль в истории страны (Мюнхенский пивной путч 1923 года), до «коктейля Молотова», созданного неизвестно кем и неизвестно где.

Возможно, россиян удивит, но местных «патриотов Европы против исламизации» менее всего волнует именно… исламизация Старого Света. Об этом свидетельствует новейший репрезентативный опрос, проведённый специалистами из Технического университета Дрездена. Согласно данным исследования, только 5 процентов пегидовцев озабочены распространением ислама в Европе, всего 15 процентов выражают недовольство беженцами и эмигрантами, зато каждый пятый в движении возмущён «однобокой подачей информации в СМИ» и каждый второй – «политикой властей».

При этом вплоть до недавнего времени участники движения отказывались от общения с «лживой» прессой, а шедшие с журналистами на контакт не могли чётко пояснить, что конкретно не нравится им в политике Берлина. Вот это и настораживает власти. «ПЕГИДА», во всяком случае до теракта в Париже, оставалось «табула раса», чьё самоназвание ни в коей мере не отвечает чаяниям участников движения.

Отзвуки парижского теракта

До теракта в Париже в немецком медийном сообществе не было единого мнения относительно того, допустимо ли публиковать в здешних СМИ карикатуры на Пророка. И только после трагедии во Франции рисунки из «Шарли эбдо» перепечатали 22 газеты ФРГ. Промежуточный итог – неизвестные на днях предприняли попытку поджечь издательство Hamburger Morgenpost, перепечатавшее французские карикатуры. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Впрочем, есть и примеры региональных запретов на сатирические изображения Мохаммеда. В частности, власти Лейпцига запретили местным «патриотам против исламизации» использование таких изображений в ходе проведения демонстраций.

Теория заговора: «длинная рука Кремля»

Дровишек в костёр «ужаса» официального Берлина перед «патриотическими европейцами» подбросили не многотысячные шествия пегидовцев в разных городах страны. (В конце концов, контршествия граждан, выступающих за «пёструю Германию», ещё более многочисленны.) А… заокеанские спецслужбы.

Согласно версии «джеймсбондов», «ПЕГИДА» – креатура их российских коллег, «спящий вулкан», который в нужный момент якобы может взорвать межнациональный мир в ФРГ, слиться с антиевропейской «лавой» партии «Альтернатива для Германии» и поспособствовать приходу к власти в стране «людей, понимающих Кремль». Дабы придать этой «теории заговора» как можно больше веса, американцы пустили в ход всё: и «восточно-немецкое шпионское прошлое Путина», и тот факт, что в колоннах «ПЕГИДА» можно иногда увидеть российские триколоры, и то, что манифестанты подчас слаженно скандируют: «Владимир! Владимир!»

Но вот незадача. Американские журналисты, приехавшие в Германию за сенсацией, сами и разоблачили «прокремлёвскую версию», запущенную в оборот их земляками. Побывав в Дрездене, Берлине, Лейпциге, Кёльне, побеседовав с десятками участников движения, американские акулы пера констатировали: «рука Кремля» в данном случае не при делах. И тут, нравится это кому-то или нет, стоит отдать должное прессе США: буквально в тот момент, когда я пишу эти строки, в самых влиятельных заокеанских изданиях выходят статьи, разоблачающие «теорию заговора», рождённую в кабинетах тамошних спецслужб.

Пошёл по стопам американских журналистов, а также немецких социологов и ваш корреспондент. Свидетельствую: сегодня ПЕГИДА являет собой нечто большое, но бесформенное. Правая рука этого голема (в Дрездене) не ведает, что творит левая (в Лейпциге). Один тому пример: если в Дрездене пегидовцы выдвигают лозунг «Соединённых Штатов Европы», то в Лейпциге их коллеги рьяно выступают против «СШЕ». Если в Берлине в колоннах иногда видны российские стяги, то в Кёльне я наблюдал за пегидовцами, несущими «жовто-блакитные» полотнища.

Данная идеологическая всеядность – при этом всегда направленная против «системы» – безусловно, настораживает немецкие власти. С оппонентом, у которого есть чёткая программа, понятно, как и о чём спорить, в то время как с «недовольным общей ситуацией» – вообще неясно, о чём говорить. Второй момент, тревожащий Берлин: согласно объективным данным, «ПЕГИДА» – отнюдь не «сборище маргиналов», каким его зачастую представляет пресса.

Достаточно сенсационный факт: ядро «хулиганов» составляют хорошо образованные и зарабатывающие выше среднего люди. При этом три четверти пегидовцев не относят себя ни к одной конфессии и ровно столько же участников движения «против исламизации Европы», согласно опросам, «вообще не озабочены данной проблемой как таковой». Вывод: власти ФРГ опасаются не «неонацизма», не прихода им на смену «антисистемы», а того, что «ПЕГИДА» может стать губкой, стягивающей под свои знамёна «всех кого угодно, недовольных всем чем угодно».

Они выродятся… Вопрос – во что?

Сегодня аналитики видят два пути развития «антиисламского движения», являющегося на поверку «движением недовольных». Либо оно выродится в «мягкий» – но, возможно, более массовый – вариант ультраправой партии НДПГ. Либо перейдёт под крыло партии «Альтернатива для Германии». Однако, на мой взгляд, после парижского теракта, и в особенности после лозунга «Все мы – Германия», провозглашённого президентом ФРГ на «Вахте памяти», есть ещё один вариант эволюции «ПЕГИДА». Вариант перерождения в бюргерскую оппозицию, постепенно утрачивающую радикализм и готовую «во имя единой и толерантной Германии» на известное сотрудничество с «системой».

Вот три факта в подтверждение такой возможности. Во-первых, резкое сокращение в последние дни программных лозунгов «ПЕГИДА»: в частности, отказ от системообразующего требования «защитить иудеохристианскую культуру от агрессивного ислама». Во-вторых, аккуратный вывод из руководящих рядов организации её наиболее одиозных лидеров (в частности, запятнавших себя высказываниями о том, что им «безразлично, был Холокост или нет»). В-третьих, попытка – впервые и именно сейчас – пойти на сотрудничество с «лживой» прессой и явить общественности свой «подлинный облик»: «ПЕГИДА» выразило согласие участвовать в полемической программе Гюнтера Яуха на главном телеканале страны.

Ну, террорист, pegedi!

В отличие от участников движения «PEGIDA», радикальные исламисты в Германии действительно готовы на террористические «сюрпризы». Но вот что характерно: реально усмирить сторонников «ИГ» на немецкой земле способны не участники «движения против исламизации», а власти страны.

В то время как «ПЕГИДА» медленно, но верно утрачивает «антиисламскую» харизму и по существу постепенно отказывается от расшатывания лодки межнационального согласия в стране, местные сторонники «германского халифата» проходят обкатку в Сирии и возвращаются домой с опытом боёв. Статистика настораживает. Согласно данным немецких спецслужб, начиная с 2012 года 450 жителей Германии – из них 60 процентов граждане ФРГ – прошли через Сирию. Всего так называемая «исламистская сцена» насчитывает здесь 43 тысячи участников, из которых как минимум 7 тысяч исповедуют ислам крайне радикального толка. В свою очередь, из них, согласно неофициальным данным, каждый пятый готов встать на путь «вооружённого джихада». В том числе в ФРГ.

Что характерно – с пегидовцами эти серьёзные парни в схватках не участвуют. Они, судя по всему, ждут команды из «центра» для более существенных акций, в том числе терактов. Практически все основные усилия властей страны направлены на контроль, локализацию и профилактику «джихадистского фактора». Вкратце рассмотрим эти усилия.

Контроль: все «ветераны-интернационалисты «ИГ» взяты на заметку местными спецслужбами, контролирующими малейшие телодвижения латентных джихадистов. Тут, правда, не обходится без накладок: сейчас по всей Германии полиция разыскивает двух личностей из Мангейма, возможно имеющих опыт проведения терактов в Сирии, вернувшихся в ФРГ и ударившихся здесь в бега.

Локализация: уже в нынешнем году будут приняты новые законы и ужесточён ряд положений УК – с целью воспрепятствовать «военно-террористическому туризму» жителей ФРГ в зоны боевых действий и вооружённых межэтнических конфликтов. В частности, у потенциальных джихадистов будут изымать паспорта, выдавая вместо них эрзац-документ с пометкой: «не уполномочивает на выезд за пределы Германии».

Профилактика: государство в лице компетентных и уполномоченных на то лиц будет контролировать проведение в местных школах религиозных уроков для выходцев из мусульманских семей. Программа таких уроков, направленных на правильное представление об исламе, ныне разработана при участии Центрального совета мусульман ФРГ и одобрена таковым.

Насколько все эти меры окажутся действенными, покажет время. Пока же жителям Германии остаётся уповать на кропотливую работу властных органов с мусульманскими общинами да на зоркость спецслужб.

 

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно