Выбирайтесь своей колеей
В России личные автомобили могут стать общественным транспортом и пользоваться специальными полосами на дороге, как это уже практикуется в США
На днях российские депутаты от одной из думских фракций предложили приравнять легковушки с большим количеством пассажиров к общественному транспорту и разрешить им выезжать на выделенные полосы для автобусов.
Пять лет назад в Петербурге были выделены три полосы для общественного транспорта: на Загородном и Вознесенском проспектах, а также на Гороховой улице. Движение по ним осуществляется навстречу основному потоку, поэтому нарушителя видно за версту и автомобилисты сюда обычно не суются. На полосах, появившихся позже – на Большой Пушкарской и Большом проспекте Петроградской стороны, – автобусную полосу продолжали эксплуатировать легковушки. Порядка стало больше только в последний месяц, когда штрафы увеличились до трех тысяч рублей, а гаишники напомнили, что нарушителей теперь ловят не только лично, но и фиксируют видеокамеры, а потом присылают штрафные квитанции.
Несмотря на обещания властей, новые «выделенки» в Петербурге появляются медленно. Вдобавок к двум трассам на Петроградской стороне, Невском и Лиговском проспектах спецполосы для общественного транспорта обещают открыть еще на нескольких магистралях: Заневский проспект – проспект Косыгина, Ленинский проспект – проспект Славы, проспекты Стачек, Добролюбова и Испытателей. Об этом в марте заявил ныне уже бывший вице-губернатор Юрий Молчанов.
Единственная функция выделенных полос – добавить популярности общественному транспорту, который будет обгонять частный. По мнению чиновников, хотя бы двукратное преимущество в скорости плюс отсутствие проблем с парковкой помогают пересадить с машины на автобус не меньше 20 процентов убежденных автомобилистов. А дальше их должно быть еще больше.
Но пока автобусный парк укомплектован китайскими маршрутками и неповоротливыми большими автобусами, в которых зимой холодно, а летом душно, потенциальные пассажиры как-то не особо ведутся на предложение властей. И думские депутаты придумали, как проблему решить: пускай народ ездит в центр на машинах, но не по одному в салоне, а по трое-четверо. Для этого соседи из одного квартала, которые еще и работают поблизости, могли бы находить друг друга и договариваться, кто кого подвозит.
Если в Германии, где такая схема действует, достаточно найти двух попутчиков, то в России предполагается не меньше трех. Таков первоначальный вариант законопроекта.
Способно ли это предложение помочь разгрузить дороги и много ли толку от него будет в России, в частности в Петербурге? Судить об этом пока трудно, хотя подобная практика уже нашла применение в США и Европе.
а как у них?
Не хочешь стоять в пробке – найди попутчика
Детский грузовичок, мальчик лет пяти в кузове и девочка-ровесница, толкающая машину по дорожке. Так в Америке выглядит реклама того, что в США принято называть carpool или car-sharing, то есть совместные поездки на одной машине с целью экономии пространства на дорогах. Она висит в лифтах, на улицах, на автобусах. Но одной рекламы мало, должны быть льготы повесомее, например выделенные полосы. В Америке они двух типов: для особого транспорта (велосипеды или автобусы), а также для привилегированных автомобилей, в том числе с большим количеством пассажиров.
По оценкам Федерации автомобилистов Америки (это аналог Росавтодора), 12 процентов жителей крупных городов используют для передвижения систему carpool, в то время как общественный транспорт используют только 7 процентов, а в часы пик – 3–4 процента.
Больше всего меня впечатлила выделенная полоса в Хьюстоне, тем более что мы только по ней и ездили. Конечно, такие полосы проложены не по всему городу, а только на особо широких автострадах, с которыми у нас может сравниться только Западный скоростной диаметр. Хорошая такая дорога – 8–10 полос в одну сторону. Казалось невероятным, что на такой трассе могут быть пробки, а вот представьте себе – могут.
Итак, мы ехали по общей трассе, пока впереди не показался информационный щит – черный экран со светящимися буквами. Данные на табло передавал городской дорожный департамент, и по ним через пять километров нас ожидала пробка. Деваться, в принципе, было уже некуда, потому что подходящих съездов с этой трассы не было. Зато в середине дорожного полотна оказалась пустая полоса, отгороженная бетонным отбойником. Наш микроавтобус дождался разрыва в отбойнике и соскочил туда. Очень вовремя: движение вокруг становилось все более плотным. Через несколько секунд мы продолжали ехать на скорости в 100 километров в час, в то время как соседний поток замедлился до 20. Это был вечерний час пик по-американски.
– А что будет, если наша машина сейчас сломается, ей ведь не перепрыгнуть через отбойник? – спросила я.
Все это было предусмотрено. Во-первых, эвакуаторы для сломавшихся машин приезжают в считаные минуты, хотя в обычное время их на улицах почти не видно. Правда, я все равно усомнилась, что эвакуатор сумел бы подобраться сюда задним ходом. Во-вторых, параллельную выделенную полосу, которая служила для встречного потока, вполне могли переключить для движения в другом направлении. В Хьюстоне нет четкого деления, где центр, а где окраина: город поделен на 7 районов, и в каждом из них есть свой маленький центр. Но конкретно на той трассе было четко заметно направление пробки: утром все едут на восток, вечером – на запад. А значит, полосу можно сделать реверсивной.
В одном месте мы увидели автостоянку, очень похожую на нашу парковку-перехватчик. Ни метро, ни железнодорожной станции поблизости не было. Наши американские спутники пояснили, что это и есть парковка-перехватчик. Здесь приезжающие из пригородов или отдаленных «спальников» американцы оставляют свои машины, чтобы… пересесть на другую.
– Это одно из популярных «колец» для карпула, – пояснили хьюстонские жители. – Чтобы не стоять в пробке, здесь водители объединяются и едут дальше вместе. Видите, человек выходит на обочину – ждет попутку. Скорее всего, уже договорился с кем-то, куда его отвезут, потому что заранее договариваться, конечно, лучше. У нас есть приложения и для айфона, и для андроида, чтобы искать попутчика. Перехватывающая парковка, конечно, платная, но она дешевле, чем стоянка в центре города. Можно взять абонемент на месяц, но он будет стоить дороже, чем поочередная оплата тридцати парковочных дней. Как это, почему? Потому что при покупке абонемента водитель получает гарантию, что для его машины найдется место. Перехватывающие стоянки, вернее, место на них – серьезный дефицит.
Водитель, заехавший на полосу, не имея должного количества пассажиров, рискует штрафом в 300–400 долларов – камера его тут же зафиксирует. В Германии, где такие полосы появились лет десять назад, есть даже новая профессия – «мальчик для подсаживания». В Америке одно время выпускали огромные надувные куклы в человеческий рост, которые сажали на сиденья, но этот шуточный бизнес быстро сошел на нет.
Поскольку в США общественный транспорт долго был в загоне, популяризировать его начали только сейчас, то и выделенные полосы стали внедрять совсем недавно. В порядке эксперимента – в трех американских городах: Сан-Франциско, Вашингтоне и Хьюстоне. Города очень отличаются друг от друга инфраструктурой и планировкой. Хьюстон был явно заточен под житие автомобилистов, и без машины тут жить невозможно. В Сан-Франциско есть широкая сеть общественного транспорта плюс велодорожки. Соответственно, существуют и разные правила для «выделенок». Например, власти округа Колумбия как будто говорят своим подданным: смотрите, сколько линий метро и автобусов мы для вас пустили. Зачем вам выделенная полоса для машин? Ну ладно, ездите, но платите. В отличие от европейцев американцы сразу решили не плодить злоупотребления, а официально дозволить платный въезд на привилегированную полосу. Машины оснащаются транспондерами, которые считывают деньги со специальной карты при проезде мимо сканера. Поставить такой сканер при въезде на полосу, установить тариф – и муниципалитет начинает получать свои денежки. Но машины с двумя пассажирами платят половину пошлины. А в Калифорнии наоборот: чтобы получить право выезда на привилегированную полосу, требуется наклеить на стекло желтый стикер – как правило, его выдают машинам с экологичным двигателем, поощряя тем самым заботу об окружающей среде. Зато просто купить право выезда на полосу нельзя.
Анна Астраханцева, специально для «НВ» из США
а как у нас?
Втроем хорошо, а одному лучше
В России соседи очень любят объединяться: едва ли не каждая большая новостройка имеет свой сайт или страничку в социальной сети. А вот со специальными сайтами, созданными для поиска попутчиков, так хорошо не получается. Сайты есть (avtopoputchik, pogorodu, tridorogi), но они почти мертвые. На этом фоне более-менее раскрученным кажется www.dovezu.ru. В среднем здесь появляется одно-два новых объявления в день. Чтобы подать заявку, необходимо зарегистрироваться, указать начальную и конечную точки маршрута, кратко описать вредные привычки – и ждать ответа. Корреспондент «НВ» его так и не дождался, хотя заданный маршрут был несложен: с улицы Марата в Приморский район.
прямая речь
Владимир Федоров, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»:
– Я категорически против этого предложения! Выделенная полоса так и называется потому, что предназначена она исключительно для общественного транспорта. Один автобус, например, занимает на дороге места как четыре автомобиля, а перевозит пассажиров в десятки раз больше, чем личный транспорт.
Даже те машины, в которых едут четыре-пять человек, ни в коем случае нельзя пускать на «выделенки». Другое дело, что можно подумать о том, чтобы создать специальные полосы для автомобилей с большим количеством пассажиров на вылетных магистралях на подъезде к городу, трассах, имеющих 3–5 полос для движения в одну сторону, как это сделано во многих зарубежных странах. Но внутри Петербурга отдавать выделенные полосы автомобилистам нельзя – это полностью убьет всю идею развития общественного транспорта в современных городских условиях.
Боюсь, что идею думских депутатов у нас в стране многие поддержат и в итоге предложение примут. Дело в том, что обсуждать его, как мне кажется, станут по большей части непрофессионалы. Они посмотрят на проблему выделенных линий с точки зрения обывателя-водителя, который недоволен простаиванием в пробке, а не эксперта, подходящего к этому вопросу с холодной головой.
Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
– Выделенные линии должны предназначаться только для общественного транспорта, поэтому я не поддерживаю инициативу федеральных коллег-парламентариев. Мне кажется, они занялись немного не тем вопросом. Гораздо большую проблему представляют автомобили, которые паркуются на выделенных линиях и останавливаются на них, мешая проезду автобусов или троллейбусов. К сожалению, у нас вообще не ведется работа по фотофиксации подобных нарушений. Только когда наведем порядок в этом направлении, сможем говорить о развитии схемы общественного транспорта в Петербурге.
Семен Авдеенко, заместитель руководителя общества автомобилистов «4 колеса»:
– С одной стороны, держать в нашем городе, большинство улиц в котором довольно узкие, специальную полосу для общественного транспорта – непозволительная роскошь. Семейные автомобили, например, в которых едет несколько человек, не должны простаивать в пробках, в то время как по «выделенке» проезжает один-два автобуса за полчаса. Такие машины вполне можно было бы приравнять к общественному транспорту. С другой стороны, у нас это правило соблюдать будет очень сложно, потому что обязательно найдутся те, кто поедет по «выделенке», находясь в автомобиле в одиночку.
Я считаю, что не нужно провоцировать людей на нарушения и правила проезда по выделенной линии стоит оставить такими же, как сегодня. Пусть лучше депутаты продумают стратегию, по которой на большинстве улиц появятся еще одни спецлинии – для автомобилей, в которых едут 4–5 человек. А если хочешь ехать самостоятельно – стой в очереди, пока мимо спокойно проезжают заполненные машины. Тогда горожане хорошо подумают перед тем, как выехать в центр Петербурга на «пустой» машине, количество личного транспорта на улицах сократится, а дорожная ситуация улучшится.