Северо-Запад

«За год мы создали 12 тысяч рабочих мест»

07 июня

 

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников рассказал «НВ», как удалось остановить падение региона в долговую пропасть

Всю свою неуёмную (это подтвердят все подчинённые) энергию 48-летний губернатор направляет на то, чтобы реструктуризировать, а к 2020 году полностью погасить долги. А они в проблемном регионе огромные: когда в январе 2012 года Олег КУВШИННИКОВ принял область, госдолг достигал 28 миллиардов рублей – 92 процентов по сравнению с доходной частью бюджета! Об этой встрече мы договорились во время очередного губернаторского облёта территории Вологодчины: «Есть что рассказать».

– Вы часто работаете в воскресенье? – спросил я, когда в 17 часов выходного дня вошёл в кабинет Кувшинникова на 10-м этаже Дома правительства.

– Чиновники областной администрации привыкли, что рабочая неделя у них начинается во второй половине дня воскресенья. В это время я провожу узкие совещания, вызываю замов, начальников департаментов. А вот коллег из других структур государственной власти в выходные стараюсь не дёргать.

– Каковы результаты встречи с президентом на своей территории?

– Отмечу, что в первой половине 2013 года на Вологодчине с рабочими поездками побывали три высших должностных лица России, а осенью приедет ещё и патриарх. Не знаю другого региона, который за полгода посетили Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко. С президентом мы обсудили все вопросы функционирования экономики Вологодской области, я рассказал о наиболее значимых инвестиционных проектах региона и получил от Владимира Владимировича гарантии, что наша область, попавшая в тяжёлое финансовое положение, не останется без поддержки из федерального бюджета.

– Это будет списание части долга?

– Нет, замена дорогих банковских кредитов с процентной ставкой в 10,5 процента годовых на бюджетные со ставкой в 4 процента. К началу прошлого года область набрала 11 миллиардов рублей коммерческих кредитов, но за 12 месяцев работы нового правительства Вологодской области нам удалось при поддержке Минфина России перевести 2,4 миллиарда рублей в разряд бюджетных кредитов. Таким образом, доля дорогих кредитов составляет сегодня 9 миллиардов рублей. В этом году мы не сумеем полностью их заменить бюджетными, но за пару лет надеемся сделать это.

– Понимают ли коммерческие банки, задирая процентную ставку для предприятий и даже субъектов Федерации, что могут потерять крупных клиентов?

– Конечно, понимают. Пару лет назад меньше, чем под 12 процентов, они денег не давали. Затем ставка снизилась до 10,5 процента, а сейчас Вологодская область может привлечь средства и под 8,5. В прошлом году региональный бюджет только на обслуживание привлечённых кредитов потратил 2,5 миллиарда рублей. В 2013-м нагрузка на бюджет снизится до 1,9 миллиарда рублей. Моя задача как губернатора – сделать ноль.

– В каких инвестиционных проектах региона вы попросили помощи у государства?

– Я рассказал президенту о мечте реализовать на Вологодчине крупнейший даже в масштабах России проект: построить самый мощный на Северо-Западе России ЦБК стоимостью 60 миллиардов рублей. Пул частных инвесторов готов вложить такие огромные деньги, так как они, безусловно, окупятся достаточно быстро: в нашем регионе для реализации этого проекта есть всё, в том числе неистощимые лесные запасы. Но инвестор поставил понятное, но неподъёмное для областного бюджета условие: обеспечить транспортную и инженерную инфраструктуру. Цена вопроса – 5 миллиардов рублей, которые мы будем просить выделить из федерального бюджета.

– Долг Вологодской области превышает 90 процентов доходной части его годового бюджета. Это самый тревожный показатель в СЗФО. Минфин предупредил: если регионы-должники будут наращивать долговую нагрузку, могут последовать жёсткие меры вплоть до увольнения губернаторов…

– Позицию Министерства финансов России я считаю абсолютно правильной, так как есть регионы-должники, которые берут новые займы без видимой необходимости. Но долг Вологодской области вызван не просчётами управленцев, а снижением прибыли наших крупнейших налогоплательщиков, ориентированных на экспорт. В первую очередь – металлургов и химиков. Результатом падения мировых цен на металлы и удобрения в два раза в 2009–2010 годах стало то, что наши крупнейшие налогоплательщики в 2012 году перечислили в региональный бюджет в три раза меньше налогов, чем в 2008-м. Вологодская область является единственным из 83 субъектов РФ, который до сих пор не вышел на докризисный уровень налоговых поступлений, да и в 2013 году не выйдет. Но наша команда в прошлом году сумела сбалансировать бюджет и почти в 4 раза снизить его дефицит.

– В 2012 году на Вологодчине созданы рекордные 12 тысяч новых рабочих мест, в основном в глубинке. За счёт чего удался этот рекорд?

– 12 тысяч составили не только новые, но и модернизированные рабочие места на действующих предприятиях. Да, мы сделали рекорд, но не собираемся почивать на лаврах. Мною поставлена задача обеспечивать ежегодный прирост минимум в 10 тысяч вакансий. Ведь за последние 20 лет более 300 тысяч сельских жителей Вологодчины переехали в города, и доля городского населения превышает у нас 70 процентов. Область, находящаяся в зоне рискованного земледелия, сократила сельхозпроизводство, возникла угроза продовольственной безопасности. Чтобы молодёжь не уезжала из деревень, необходимо создавать там условия, которые не отличаются от городских по зарплате, социальной инфраструктуре, транспортной доступности. Строить дороги, школы, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы. Главным критерием успешности любой территории я считаю отсутствие там убыли населения. Как только молодёжь начинает уезжать – на территории можно ставить крест. Невзирая на тяжёлую ситуацию с бюджетом, в прошлом году мы в два раза повысили субсидии нашим сельхозпроизводителям – с 500 миллионов до 1 миллиарда рублей, в 2014 году повысим до 1,5 миллиарда.

– Ваши встречи с населением всех 26 муниципальных районов Вологодчины пошли по третьему кругу всего за 18 месяцев. Что дают эти поездки вам, как главе региона?

– Первое – я оценил значимость местного самоуправления для решения насущных проблем населения. Если органы МСУ в районах работают эффективно, то и рейтинг региональной власти там высокий: конструктив чувствуется даже в вопросах из зала. Как только я приезжаю в район, где МСУ работает плохо, риторика населения меняется на жёсткую, даже агрессивную. По поведению людей мне понятно, эффективна ли местная администрация или нет. Второе: я убедился, что многие инвестиции в инфраструктуру районов попросту не согласованы с населением. А всё потому, что у людей болит одно, а правительство Вологодской области вкладывает средства в другое, в проект, который занимает в народных рейтингах десятые места.

– Что нового о земляках вы узнали во время выездов в районы?

– В прошлом году поездки были психологически более напряжёнными, так как многие люди никогда до этого не видели живого губернатора, не понимали, чем он занимается. Более того, даже не все главы МСУ понимали функционал главы региона. 2013 год в этом формате стал качественно иным: руководители районов готовят к встрече со мной и населением доклады и презентации. Появились аргументированные планы социально-экономического развития территорий, инвестиционные паспорта и проекты территориального развития. Люди в зале перестали быть зажатыми, в глаза высказывают то, что думают о власти, о проблемах своего района. Меня подкупила особенность земляков, на которую я раньше не обращал внимания: жители Вологодчины не лебезят перед вышестоящим руководством – они требовательны к местной и областной власти.

Сергей Тачаев, фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно