Город

Петербург растёт на юг?

30 ноября

 

В Пушкинском районе может появиться город-спутник Южный

В Пушкинском районе, по задумке инвесторов из «Старт Девелопмент», должен появиться город-спутник Южный, который снизит антропогенную нагрузку на центральную часть Петербурга – заберёт часть деловых функций, которые сейчас сосредоточены в историческом центре города. Также авторы проекта обещают появление новых рабочих мест, что сделает Южный не очередным спальным районом, а самодостаточным центром притяжения. В создание города-спутника инвестор готов вложить немалые средства – общий объём инвестиций оценивается в 176 миллиардов рублей. Сегодня в Законодательном собрании пройдут первые слушания, на которых инвесторы, депутаты, градозащитники и простые жители обсудят будущее проекта. Корреспондент «НВ» оценил его плюсы и минусы.

–Потенциал города сегодня используется в недостаточной степени во многом из-за того, что город перегружен, его центральная часть просто задыхается, – считает директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Панченков. – В одном месте сосредоточены туристические объекты, высшие учебные заведения, административные комплексы. Дальнейшее развитие мегаполиса в таких условиях просто физически невозможно. Город-спутник может отчасти решить эту проблему.

– Сегодня Петербург оказался примерно в той же ситуации, что и Москва лет 10–15 назад, – говорит урбанист Евгений Егоров. – Город достиг максимальной точки роста и уже не может выйти на качественно новый уровень. Нам, например, жизненно необходимы высокотехнологичные производства, современные вузы с научными центрами и многое другое. Но где их формировать?

Южный, считают эксперты, позволит Петербургу развиваться полицентрично (урбанисты используют этот термин для обозначения города, в котором несколько удалённых друг от друга частей играют одинаково важную роль и востребованы, даже несмотря на свою удалённость от центра). Эта схема значительно отличается от возводимых сегодня на окраинах больших жилых кварталов. Они строятся по такому принципу: на участке земли появляется мини-город, состоящий из жилых домов (а также магазинов и прочих коммерческих заведений), а вот социальная и транспортная инфраструктура практически отсутствует. Специалисты называют это «кризисом роста». 

– В таких случаях можно говорить лишь о росте нагрузки на инженерные сети, дороги и социальные учреждения, – продолжает Евгений Егоров. – Тут нужен принципиально иной подход.

Южный (как и задуманный на севере «Лахта-центр») может вывести Петербург из этого кризиса. По оценке Олега Панченкова, успех городу-спутнику поможет обеспечить формула «3+1»: занятость, инфраструктура и качество жизни плюс государственная поддержка.

В первую очередь речь идёт о занятости населения в пределах города-спутника. Если жителям нового городка придётся массово ездить на работу в Петербург, то его перспективы обречены на провал. Как рассказал гендиректор компании «Старт Девелопмент» Андрея Назарова, эту проблему авторы проекта планируют решить кардинальным образом: в Южном жилыми будут лишь чуть более половины зданий. Остальное – деловая и научная недвижимость, помещения для высокотехнологических производств и так далее.

Иными словами, город-спутник не должен превратиться в гигантский спальный район. Почти половина его жителей (64 тысячи человек из 134 тысяч) будет и работать здесь же. Общее же число рабочих мест в Южном и вовсе приблизится к численности населения городка и составит, как планируется, 116 тысяч (остальные работники приедут в спутник из Петербурга и Ленобласти).

– Мне нравится, что в проекте изначально закладывается тот факт, что рабочие места для жителей создаются с учётом требований времени – научные центры, лаборатории для современных разработок и так далее, – говорит Евгений Егоров. – Приятно, что здесь появится не просто очередной конвейер по сборке чего-нибудь. Привлечение в Южный высококвалифицированных специалистов позволит поднять не только уровень жизни, но и благоприятно скажется на научно-образовательном потенциале региона.

С другой стороны, пока не очень ясно, как именно инвестор намерен привлечь на территорию города-спутника высокотехнологичные предприятия: например, разрабатывающие программное обеспечение компании или фирмы, занимающиеся производством электроники для военной и космической промышленности. Ведь особые экономические зоны и технопарки, созданные как раз ради этих целей, пока бизнесменов не особо привлекают. Впрочем, аргументом в пользу выбора Южного как площадки для базирования научных лабораторий и кампусов ведущих высокотехнологичных компаний мира выглядит возможная низкая цена аренды помещений. Как рассказали авторы проекта, уже сейчас с некоторыми организациями ведутся переговоры. Речь, в частности, идёт о возможном переезде в Южный основных площадок Роснано. Но хватит ли этого для того, чтобы заполнить более 3 миллионов квадратных метров нежилых площадей, – вопрос.

Так или иначе, если у авторов проекта всё получится, то это сформирует вторую необходимую для успешного развития города-спутника составляющую – качество городской среды. К слову, сейчас по уровню качества жизни Петербург находится в России на 7-м месте, уступая не только Москве, но и Нижнему Новгороду, Казани, Новосибирску, Красноярску и Уфе.

Третья составляющая формулы «3+1» – инфраструктура. В первую очередь имеются в виду, конечно, дорожная и транспортная составляющие. По словам Андрея Назарова, внутри Южного инвестор на свои деньги проложит трассы и инженерные сети. Однако авторы проекта рассчитывают на помощь государства и заключение уже привычного для Петербурга договора государственно-частного партнёрства (ГЧП). Из городского бюджета требуется около 33 миллиардов рублей (стоит отметить, что при классическом ГЧП государство вкладывает не меньше 45–50 процентов средств). Городские деньги пойдут на развитие транспортной инфраструктуры прилегающих к городу-спутнику районов города, а также на строительство школ, больниц, детсадов и других социальных учреждений в Южном. Надеются инвесторы получить и федеральную помощь – в этом случае снизится 33-миллиардная нагрузка на городской кошелёк.

– Участие государства в реализации таких проектов крайне необходимо, – считает Евгений Егоров. – Город получает шанс выйти на новый уровень развития, и его нельзя упускать. Другое дело, что бюджет у нас дефицитный, у Петербурга может и не найтись средств на поддержку Южного. Но здесь своё слово может сказать федеральный центр.

Причём Москва может помочь не только деньгами, но и привлечением дополнительных средств со стороны. Взять хотя бы город-спутник Нью-Сонгдо, расположенный в 50 километрах от Сеула, на строительство которого потратили около 35 миллиардов евро. Руководство Южной Кореи не стеснялось даже на международных саммитах рекламировать Нью-Сонгдо.

Кстати, специалисты Европейского университета провели особое исследование, в котором рассмотрели опыт иностранных городов-спутников. Выяснилось, что оправдали затраты на строительство те из них, в которых жилая функция ненамного превосходит деловую или вовсе уступает ей. В пример исследователи приводят британский научный центр Милтон Кидс (72 километра от Лондона, примерно столько же – до Кембриджа и Оксфорда), спутник Парижа Марн-ля-Валле (помимо научного парка и хорошей железнодорожной связи со столицей в непосредственной близости здесь находится и европейский Диснейленд) или административный южнокорейский Седжонг. А вот голландский Алмере (спутник Амстердама), который изначально позиционировался исключительно как жилой квартал и где возникла катастрофическая нехватка рабочих мест, фактически пришёл в упадок сразу же после строительства.

Какая судьба ждёт Южный, если проект будет реализован? Пока можно говорить о теоретически неплохих перспективах. Но и вопросы остаются: многие опасаются, что инвестор ограничится возведением жилья на продажу, а что касается создания рабочих мест и прочего стратегического развития, просто разведёт руками. Впрочем, у авторов проекта есть время убедить власти и горожан. Так или иначе, проект амбициозный – и потребует тщательной проработки и контроля на каждом этапе.  

 

компетентно

«Петербургу необходим «Большой Париж»

Бертран Лемуан, гендиректор международной рабочей группы проекта «Большой Париж»: 

– Мне кажется, у наших городов похожие проблемы – и это не только историческое наследие. Это новая ситуация – как перейти от схемы «город с пригородами» к настоящей метрополии, то есть от гиперцентрализованного города к городу с несколькими центрами, несколькими векторами развития. И одновременно удержать его в границах, чтобы не возникло проблем с общественным транспортом, с доступом к образованию, культуре, услугам, чтобы город не потерял своей идентичности. Ведь за каких-то двадцать лет в Париже произошёл демографический взрыв. Если до этого у нас было два с половиной миллиона жителей, то сейчас в четыре раза больше. Раньше город протяжённостью 10 километров можно было пройти пешком за два часа. Сейчас город растянулся на 60–100 километров, и его уже объехать сложно. Но как прекратить это бесконечное распространение города? Как прийти к тому, чтобы сам город формировался в своих границах? Необходимо создавать новые подцентры города. Яркий пример – квартал небоскрёбов (всего их 70) Дефанс, где создано 160 тысяч рабочих мест, организованы центры научных исследований и высшего образования. Мы пытаемся создать не один проект «Большой Париж», а примерно 650 территориальных проектов, и они самые разные: транспорт, развитие новых центров внутри «Большого Парижа», новых экономических кластеров. Все эти проекты постепенно развивают новое понимание Парижа, и они будут объединены в одном новом генеральном плане Парижа. 

Олег Рыбин, глава комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга: 

– Агломерационный проект, подобный проекту «Большой Париж» с центрами и подцентрами, Петербургу необходим. Город живёт как единый организм. В спальных районах люди ночуют, каждый день утром с трудом добираются в центр города на работу и вечером с трудом выбираются оттуда на том же самом транспортном каркасе, тратя на это много времени и нервов. Это болезнь города. Необходимы новые центры активности в агломерационных подцентрах. Конечно, спальные районы не сделать историческими подцентрами. Но дать им свой неповторимый акцент – социальный, культурный или транспортный, – превратить их в территории со специализацией в определённых секторах экономики и, соответственно, рабочими местами мы вполне сможем. А это повлечёт за собой снижение нагрузки на городскую (в первую очередь транспортную) инфраструктуру. 

Ещё одна проблема Петербурга – недостаток свежего воздуха. Недаром академик Лихачёв говорил, что нельзя застраивать пространство между Петербургом и Гатчиной, Петербургом и Петергофом, Петербургом и Пушкином – поскольку это те природные разрывы, с помощью которых город дышит. Сейчас эти лакуны застраиваются жилыми домами, поскольку развитие города больше ориентировано на девелоперов, а общего генерального плана, регулирующего эти процессы, пока нет.

 

проблемы и вопросы

Экологи беспокоятся за судьбу леса…

Жители посёлка Кондакопшино активно протестуют против вырубки леса и уничтожения Кондакопшинского болота и территории водосбора реки Кузьминки – экосистемы, питающей, в частности, пруды Баболовского парка. Правда, эти претензии в большей мере касаются первых редакций проекта строительства Южного. Инвестор уверяет, что провёл работу над ошибками и после общественных слушаний внёс глобальные изменения в него. Так, например, в новом проекте генплана площадь сохраняемых зелёных насаждений возросла более чем на 80 гектаров.

– В ближайшее время мы также проведём специальную экологическую экспертизу, которая детально исследует вопрос влияния нашего проекта на реку Кузьминку, – пообещал Андрей Назаров. – Её действительно нужно спасать – от вандализма людей, проживающих в соседних поселениях. Мы организовали рейд вдоль берегов и, к сожалению, выяснили, что многие ручьи, питающие речку, сильно заболочены из-за того, что в них сбрасывают строительный и бытовой мусор.


…а авиаторы – за будущее аэродрома

Волнуются и работники аэродрома и авиаремонтного завода в Пушкине. Люди опасаются, что из-за строительства эти объекты придётся закрыть. По словам Андрея Назарова, беспокоиться им не о чем – проект изменений в генплан составили уже с учётом соседства с аэродромом при продолжении его нормальной работы.

– Под глиссаду аэродрома отведена требуемая всеми нормативами площадь, – заверил глава компании-инвестора. – Расстояние от него до застраиваемых участков позволяет создать все условия для безопасной жизни и работы в Южном. Строительство вовсе не означает закрытие аэродрома и завода!


Как доехать до Южного? 

Но главный вопрос сегодня – как обеспечить бесперебойную транспортную связь спутника с Петербургом. Существующей дорожной сети (Киевское и Гатчинское шоссе и железнодорожная ветка Петербург – Гатчина) для этого недостаточно. Даже с учётом реконструкции магистралей их пропускная способность останется слишком мала для того, чтобы оперативно перевезти из Южного в мегаполис и обратно десятки тысяч жителей. По словам Олега Панченкова, в Южный при поддержке городских властей может прийти метро, а также линия аэроэкспресса, которая пройдёт до Гатчины от Балтийского вокзала через Пулково и город-спутник. Но вероятность появления этих видов общественного транспорта близка к нулю. Новая ветка метрополитена здесь если и появится, то не раньше, чем через 30–40 лет. При нынешней нехватке финансирования строительства подземки рассчитывать на это раньше может лишь неисправимый оптимист. Что же касается аэроэкспресса, город никак не может договориться с ОАО «РЖД» о строительстве его ветки хотя бы до аэропорта.

– Это как раз тот случай, когда требуется активная помощь государства, – считает Евгений Егоров. – Нужно понимать, что перспективы у проекта есть только в том случае, если город-спутник будет связан с мегаполисом. Тянуть сюда метро сейчас слишком дорого и неэффективно. А вот наземный рельсовый транспорт – весьма интересная перспектива.

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
99.38
0.046 (-0.05%)
Курс Евро
105.1
1.204 (-1.15%)
Погода
Сегодня,
09 декабря
понедельник
-3
Облачно
10 декабря
вторник
+2
11 декабря
среда
+2
Облачно