Культура
Элементарно: Масленников!
26 октября
Кто нынче не знает знаменитого телесериала о Шерлоке Холмсе и его друге, докторе Ватсоне? Кто из женщин не обливался слезами над судьбой героини фильма "Зимняя вишня"? Кто не видел совсем недавно ироничный многосерийный детектив "Что сказал покойник", столь успешно прошедший по центральным телеканалам? Говорят, что он понравился самой Иоанне Хмелевской, написавшей роман, из которого и родился фильм. И все это дело рук человека, который вовсе не собирался становиться кинорежиссером, а учился на филфаке ЛГУ в далекие уже 50-е годы ХХ века. Себя он не считает поклонником детективного жанра, а к успеху собственных картин относится слегка иронично. Впрочем, пора назвать имя юбиляра - народный артист России Игорь Масленников.
Его приход в кинематограф - цепь случайностей, выявивших закономерность проявления таланта. Масленников многое делал впервые. И тогда, когда по направлению обкома ВЛКСМ создавал молодежное вещание на Ленинградском телевидении. И тогда, когда руководил литературно-драматической редакцией. И в тот момент, когда в забавном сценарии Дунского и Фрида о сыщике Холмсе вдруг увидел совершенно неожиданный поворот в трактовке характера знаменитого литературного героя. Он едва ли не первым познал притягательную силу любовной мелодрамы, способной стать всенародно любимым кинохитом. Так появилась "Зимняя вишня", выросшая в телесериал и проложившая дорогу тем, кто нынче производит красиво-сусальные движущиеся картинки как блины.
Он - человек общественного темперамента. "Мне сугубо приватно существовать как-то неинтересно, - признался режиссер в одном газетном интервью. - Надо участвовать в чем-то, приносить какую-то пользу". Игорь Федорович эту пользу приносит, являясь первым секретарем правления Союза кинематографистов России. Он по-прежнему руководит студией "Троицкий мост" и снимает кино. "Баллада о бабочке" - так называется очередная история любви, вполне драматичная, судя по рассказу самого постановщика, и наполненная реалиями сегодняшнего дня.
На творческом пути Масленникова-режиссера было немало ухабов и колдобин. Остался нереализованным его сценарий об освоении целины. Ему долго не утверждали Василия Ливанова и Виталия Соломина на роли Холмса и Ватсона. Цензоры вырезали из "Зимней вишни" кадры с обнаженной Еленой Сафоновой. Сегодня Масленников об этом рассказывает легко, нисколько не сетуя, как это делают многие его коллеги по режиссерскому цеху, на то, что "мол, времена были тяжелые и нас душило партийное начальство". Ведь поставил он в начале 70-х фильм "Завтра, третьего апреля", в котором ленинградские школьники поклялись говорить правду. И говорили, но только один день.
"В людях просыпается детство, - так сказал Игорь Федорович однажды о притягательной силе десятой музы. - Это вирус, который перебороть невозможно. Это игры взрослых людей. Для зараженных кино людей обратной дороги нет - они обречены". Масленников, похоже, этим вирусом был заражен раз и навсегда, но обреченным себя не чувствует, потому что знает, что и как сказать своему зрителю о жизни, в какую очередную игру сыграть с ним на теле- или киноэкране.
На мой взгляд, главной такой игрой для нас были и будут "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Недаром на темы фильма существует немало анекдотов - это есть верный признак всенародной любви к картине. В истории отечественного кино такого почета удостаивались лишь несколько фильмов. Мы готовы по уже не знаю какому разу смотреть на "теле-Англию" Масленникова. И вновь и вновь наслаждаться обаятельным простодушием Ватсона - Соломина, наивной заботливостью миссис Хадсон - Рины Зеленой, а главное - ждать с томлением упования ту самую знаменитую фразу, которой Холмс - Ливанов с британской невозмутимостью объясняет все сложности следствия и бытия: "Элементарно, Ватсон!" Она давно и по праву принадлежит народу, за что народ Холмсу и Масленникову благодарен несказанно. СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Его приход в кинематограф - цепь случайностей, выявивших закономерность проявления таланта. Масленников многое делал впервые. И тогда, когда по направлению обкома ВЛКСМ создавал молодежное вещание на Ленинградском телевидении. И тогда, когда руководил литературно-драматической редакцией. И в тот момент, когда в забавном сценарии Дунского и Фрида о сыщике Холмсе вдруг увидел совершенно неожиданный поворот в трактовке характера знаменитого литературного героя. Он едва ли не первым познал притягательную силу любовной мелодрамы, способной стать всенародно любимым кинохитом. Так появилась "Зимняя вишня", выросшая в телесериал и проложившая дорогу тем, кто нынче производит красиво-сусальные движущиеся картинки как блины.
Он - человек общественного темперамента. "Мне сугубо приватно существовать как-то неинтересно, - признался режиссер в одном газетном интервью. - Надо участвовать в чем-то, приносить какую-то пользу". Игорь Федорович эту пользу приносит, являясь первым секретарем правления Союза кинематографистов России. Он по-прежнему руководит студией "Троицкий мост" и снимает кино. "Баллада о бабочке" - так называется очередная история любви, вполне драматичная, судя по рассказу самого постановщика, и наполненная реалиями сегодняшнего дня.
На творческом пути Масленникова-режиссера было немало ухабов и колдобин. Остался нереализованным его сценарий об освоении целины. Ему долго не утверждали Василия Ливанова и Виталия Соломина на роли Холмса и Ватсона. Цензоры вырезали из "Зимней вишни" кадры с обнаженной Еленой Сафоновой. Сегодня Масленников об этом рассказывает легко, нисколько не сетуя, как это делают многие его коллеги по режиссерскому цеху, на то, что "мол, времена были тяжелые и нас душило партийное начальство". Ведь поставил он в начале 70-х фильм "Завтра, третьего апреля", в котором ленинградские школьники поклялись говорить правду. И говорили, но только один день.
"В людях просыпается детство, - так сказал Игорь Федорович однажды о притягательной силе десятой музы. - Это вирус, который перебороть невозможно. Это игры взрослых людей. Для зараженных кино людей обратной дороги нет - они обречены". Масленников, похоже, этим вирусом был заражен раз и навсегда, но обреченным себя не чувствует, потому что знает, что и как сказать своему зрителю о жизни, в какую очередную игру сыграть с ним на теле- или киноэкране.
На мой взгляд, главной такой игрой для нас были и будут "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Недаром на темы фильма существует немало анекдотов - это есть верный признак всенародной любви к картине. В истории отечественного кино такого почета удостаивались лишь несколько фильмов. Мы готовы по уже не знаю какому разу смотреть на "теле-Англию" Масленникова. И вновь и вновь наслаждаться обаятельным простодушием Ватсона - Соломина, наивной заботливостью миссис Хадсон - Рины Зеленой, а главное - ждать с томлением упования ту самую знаменитую фразу, которой Холмс - Ливанов с британской невозмутимостью объясняет все сложности следствия и бытия: "Элементарно, Ватсон!" Она давно и по праву принадлежит народу, за что народ Холмсу и Масленникову благодарен несказанно. СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО