Общество

ЛАДОГА - ДОРОГА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

01 ноября 00:00
Большинство людей, даже из числа тех, кто знает историю Второй мировой войны, при словах "ленинградская блокада" и "Дорога жизни" сразу же представляет картину зимнего ледового пути с двигающимися по нему в обе стороны бесконечными вереницами грузовиков. Конечно, все это было, но только в те месяцы, когда мороз сковывал поверхность Ладоги и лед выдерживал вес автомобиля. Большую же часть года озеро оставалось непреодолимой для сухопутного транспорта водной преградой. А снабжать продовольствием и боеприпасами окруженный фашистами Ленинград требовалось постоянно. Поэтому на самом деле "Дорога жизни" прежде всего была водным путем, который с конца весны и до самого начала зимы обслуживали боевые корабли и вспомогательные суда Ладожской флотилии.
Это подтверждается и беспристрастной статистикой. Если с ноября 1941 года по апрель 1942-го через Ладогу было перевезено 330 тысяч тонн грузов и около полумиллиона человек, то с мая по ноябрь - свыше миллиона тонн и 900 тысяч человек. Открыта "Дорога жизни" была моряками Ладожской флотилии 12 сентября 1941 года - всего через четыре дня после того, как германские войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В Осиновецкую бухту, расположенную на западном берегу озера, прибыл первый караван судов с Большой земли, из поселка Новая Ладога.
Но корабли Ладожской флотилии были вынуждены заниматься не только перевозкой грузов. Один из наиболее известных советских адмиралов тех лет Иван Исаков отмечает в своих мемуарах: "На ограниченном театре Ладожского озера шли в малом масштабе современные морские боевые действия. Неоднократно высаживались десанты, велась борьба на коммуникациях и напряженная минная война. Предпринимались атаки баз, имели место даже бои отрядов артиллерийских кораблей. И все эти операции сопровождались ожесточенным противостоянием в воздухе".
Создавалась Ладожская флотилия в спешке, после первых страшных поражений и потерь начала войны. Поэтому "матчасть" для нее собирали, как говорится, с бору по сосенке, из того, что было под руками. Основу соединения составили всего два настоящих сравнительно крупных боевых корабля - сторожевики "Пурга" и "Конструктор". К ним добавили десяток бронекатеров и многоцелевых "малых охотников". А все остальное наскребли из срочно мобилизованных старых "штатских" посудин.
Мобилизация заключалась в установке кое-какой артиллерии и переодевании гражданской команды в военную форму. Несколько сухогрузных шаланд было переоборудовано в канонерские лодки, а полтора десятка буксиров - в тральщики. По мере "призыва" эти "линкоры" переходили из Ленинграда на Ладогу и без какой бы то ни было дополнительной подготовки вступали в бой. Однако с выходом немцев к Неве Ладожская флотилия потеряла возможность получать даже такие пополнения и ремонтировать корабли в заводских условиях.
Кроме упомянутых боевых единиц к началу блокады в состав флотилии в качестве грузовых средств включили и то, что к тому времени уцелело от Северо-Западного речного пароходства, - пять пароходов, столько же озерных буксиров и семьдесят речных. Вот с этим арсеналом моряки всю осень 1941 года снабжали северную столицу и оборонявшие ее армии Ленинградского фронта, вывозили за пределы вражеского кольца мирных жителей, а также отбивали атаки противника с воздуха и воды.
Окруженный Ленинград немцы штурмовать не стали, поскольку основная часть танков и авиации из Прибалтики в начале осени была переброшена под Москву, где Гитлер готовил решающее наступление. А оставшиеся на северо-западе силы были использованы германским командованием для изоляции многомиллионного города и оборонявшей его группировки. Естественно, что при этом один из главных ударов пришелся именно по Ладожской флотилии.
Наибольшую опасность для нее тогда представляла господствовавшая в небе неприятельская авиация. Один за другим следовали налеты на корабли и спешно строившиеся базы. Только в октябре Осиновец бомбили 58 раз. Но если Осиновец все же прикрывали зенитные батареи, то в открытом озере слабовооруженные корабли попадали в настоящий ад. Поэтому потери были огромны. Приведем только часть печального списка. 17 сентября затонул тральщик "Сом", а спустя неделю - транспорт "Щорс". 5 октября были потоплены канонерка "Олекма" и спасатель "Водолаз". Через два дня погибли боевые катера КМ-1403 и Я-313. 4 ноября аналогичная судьба постигла и сторожевик "Конструктор". Транспортный флот в результате авианалетов только в октябре потерял 5 буксиров и 46 барж. Но перевозки, несмотря ни на что, продолжались. Именно они позволили городу выстоять и дожить до открытия знаменитой ледовой трассы.
Последний конвой Ладожской флотилии 1941 года в составе пятнадцати судов вышел из Новой Ладоги 27 ноября, когда озеро уже начал сковывать ледяной панцирь. Этот переход вместо обычных 10 (по чистой воде) продолжался целую неделю. К западному берегу корабли подошли лишь 4 декабря. Преодолев все препятствия, они все-таки доставили бесценную партию продовольствия. ВЯЧЕСЛАВ КРАСИКОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
62.34
0.535 (0.86%)
Курс Евро
68.78
0.485 (0.71%)
Погода
Сегодня,
28 января
вторник
-2
29 января
среда
0
Облачно
30 января
четверг
0
Облачно