Общество

В ПИТЕРЕ ПОГРОМОВ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ...

01 ноября
Вечером около 300 (по другим данным - 400) подростков и молодых людей ворвались на продовольственный рынок у метро "Царицыно" и начали избивать понятно кого - "черных", а потом и вовсе всех, кто под руку попал. Ребятишки, как сообщили, в основном были одеты в камуфляжную форму, некоторые с символикой РНЕ, вооружены были арматурой. Вызванный наряд милиции запоздал - один из торговцев был убит на месте. Второй вскоре умер в больнице, куда был доставлен по "скорой". 20 человек получили ранения. После того как 17-летний молодой человек был задержан в связи со свидетельствами очевидцев, что именно его удар был причиной смерти человека, молодежь не разбежалась в страхе, а наоборот, могучей кучкой двинулась в метро, где тоже устроила драку, уже на сей раз не особенно отличая "черных" от "белых". 12 человек пострадавших. Дальше на пересадке хулиганы разделились: одни поехали в центр, другие к "Каховской", где гостиница "Севастопольская". Там около сотни молодчиков стали "мочить" индийцев и афганцев - так передали информационные агентства. Заведены уголовные дела по статьям 105 (убийство), 213 (хулиганство)... Сейчас создана специальная оперативная группа, в которую вошли представители прокуратуры, милиции и ФСБ, изучается оперативный материал, в том числе приметы подозреваемых в противозаконных действиях. По слухам, в погроме участвовали скинхеды и спартаковские фаны (скорее всего, союз "и", употребляемый телеведущими, здесь не совсем точен - фанатское сообщество разнородно, в последнее время, однако, известно о целенаправленном "внедрении" в их ряды тех же баркашовцев и "скинов" - то есть "просто" фанату нет необходимости громить рынок, футбольных страстей хватает, но если он еще и "скин" со всеми вытекающими отсюда идеологическими воззрениями...).
Вчера руководители московской милиции сообщили, что первоначальная информация о явной причастности баркашовцев к инцидентам на рынке и в метро не подтверждается - толпа хулиганов идентифицировалась как толпа спартаковских фанов. Но...
...До недавних пор со словом "погром" ассоциировались литературные эпизоды: из Катаева - "Белеет парус одинокий" и "Хуторок в степи", это в детстве; из Куприна - "Гамбринус", читанный в молодые годы. Озверевшая толпа мастеровых, мелких торгашей и просто пропившихся ханыг идет громить еврейские лавки... И в новейшей "кассовой" литературе есть подробная сцена подобного мероприятия: у Бориса Акунина в "Статском советнике" террорист по кличке Грин выбирает свой жизненный путь именно после того, как застал после страшного погрома убитыми своих родных... Всюду в этих книгах дело происходило либо в Одессе, либо где-то еще на юге империи - в полном соответствии с реальностями тогдашней (начало прошлого века) действительности.
Москву относительно нас, понятное дело, можно считать югом. Да и акценты расставлены иначе. Приятель автора этих строк, чернобородый и курчавый, будучи в столице, не раз попадал в облавы. Проверяя документы и обнаружив в паспорте в графе "национальность" - "еврей", милиционеры брали под козырек и извинялись (вот и подумаешь, право, - все мы так ратовали за отмену этой графы, а вот как докажет без нее раскосый брюнет, что он не "кто-нибудь", а сын горячей уроженки Астрахани и красноярца с намешанной бурятской кровью?).
"Москва - это же далеко. Мы за себя только можем отвечать" - такой рефрен звучал в разговорах корреспондента "НВ" с руководителями и сотрудниками петербургских рынков. Ведь то ли некое "коллективное бессознательное", то ли просто концентрация эмоций одновременно лично-бытовых и общественных именно в торговых точках часто провоцирует всплески проявлений весьма далеких от того, что принято называть цивилизованными формами взаимоотношений. Заместитель директора Кузнечного рынка Иван Макаров сообщил, что, несмотря на то что на этом рынке, как и вообще везде, торгуют люди самых разных наций, скандалы, неизбежные для больших скоплений народа, возникают исключительно в плоскости "покупатель - продавец", а не в этнической. Кузнечный рынок охраняется ОМОНом, существует договоренность с ГУВД ("ведь и туристы, иностранцы к нам попадают - центр все-таки, нужен порядок"), Макаров считает: "В обществе много, извините, психов, а психоз еще раздувается - всякие там антиглобалисты... Я думаю, что у нас побоищ не будет".
В Старом Петергофе рассказали о специфике работы охраны рынка и при этом философски заметили: "Все может быть. И на воинскую часть нападают безоружные отморозки. У нас пока спокойно. Но кто-то, может, и не говорит, а думает злобно: вот, черные... Взять бы этих националистов и поселить на специальной территории, пусть там отдельно живут и за свои порядки друг с другом дерутся". Любопытно было, что при обзвоне рынков автору отвечали с самыми различными акцентами - с гортанной интонацией кавказца, с мягким фрикативным украинским "г", с четкой дикцией коренного ленинградца-петербуржца... Но смысл высказываний не менялся: тьфу-тьфу, у нас совсем другой город, нежели Москва. Но ведь было же не так давно столкновение в Невском районе?
По мнению руководителя отдела информации ГУВД Александра Ростовцева, из той ситуации были сделаны выводы. Погромов у нас нет, тем более с трупами. Регулярно проводятся встречи с диаспорами и, например, с консульством Азербайджана. Параллельно идет профилактика, работа среди агрессивных групп - поступают сведения о том, что где-то что-то может произойти, и принимаются меры. Хотелось бы верить, конечно. Потому что от некоторых милицейских чиновников автору довелось услышать нечто вроде: "Ну, организации вроде РНЕ - это, конечно... Но когда стихийно соберется толпа, возмущенная тем, что азербайджанцы дурят..." На вопрос: "А если русские на рынке дурят - как вы думаете, соберется толпа?" - ответа почему-то не находилось...
"Наша идеология одна - должно быть нормальное общество, без агрессии, в котором все равно, какой человек национальности", - говорит Владимир Спирин, ведущий специалист отдела социальных программ комитета по молодежной политике. Этим комитетом курируется центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости. Волею судеб в поле зрения центра попали группы молодежи, к которым весьма условно применимы оба эти понятия. Скинхеды принципиально не употребляют наркотиков, а также (как и юные баркашовцы) происходят из вполне благополучных семей. Но понятие "уличные дети", говорит Владимир Спирин, - это отнюдь не обязательно дети, живущие на улице и в подвалах, это дети, которые проводят время на улице. Тусовки у них всевозможные - вышеупомянутым центром составлена своего рода карта тусовочных мест, специалисты внедряются в молодежные круги, завоевывают доверие и стараются "тихой сапой" направлять молодняк на мирный путь... В том числе и тех же "скинов". Ах, как хочется поверить. Тем более что есть основания - град Петров спокон веку был обителью толерантности, многонациональной многоконфессиональности.

КОГДА СДАВАЛСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПРИШЛО СООБЩЕНИЕ: МОСКОВСКАЯ МИЛИЦИИ ОБРАТИЛАСЬ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ДИАСПОРАМ С ПРИЗЫВОМ НЕ МСТИТЬ ЗА ПОГРОМ... МОЖЕТ БЫТЬ, ВПЕРВЫЕ ВЫБРАВШИСЬ ИЗ "ПОГРАНИЧНОГО" СОСТОЯНИЯ. А НАМ, МОЖЕТ, В НЕГО И НЕ ВХОДИТЬ? СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.69
0.362 (-0.39%)
Курс Евро
98.56
0.085 (-0.09%)
Погода
Сегодня,
05 май
воскресенье
+5
Облачно
06 май
понедельник
+6
Облачно
07 май
вторник
+6