Общество
ПО ЗАКОНУ ПАРКИНСОНА
02 ноября
- Как ты считаешь, - неожиданно спросил он, - хороший тренер Серебряков?
У меня никогда не было никаких сомнений на этот счет, но то, что я услышал, по-особенному согрело душу.
- В начале 60-х годов, - рассказывал Владимир Петрович, - пришлось мне в летних спартаковских лагерях трудиться бок о бок с Евгением Васильевичем. Я тогда только начинал, а его профессиональная работа с детьми позволяла многое позаимствовать. Если бы сейчас тренеры относились к делу так, как в свое время Серебряков, ленинградский молодежный хоккей всегда был бы на высоте.
Эту историю мне захотелось рассказать господину Ишматову, когда он как-то походя бросил мне фразу о том, что в Питере молодежного хоккея нет уж лет 25.
- Сколько? - переспросил я.
- Ну лет десять, - с готовностью сбросил свои "показания" Рафаил Газизович.
- Питерская школа всегда давала прекрасных мастеров, - сказал мне Виктор Васильевич Тихонов в ответ на пересказ этого разговора. - Разве Сушинский или Горбушин своей игрой не доказывают это?
Недавно Илья Горбушин без обиняков заявил, что на его решение покинуть СКА повлиял приход в команду Ишматова. Спросите о том же Сушинского - и, вполне возможно, услышите аналогичную ссылку на Михайлова, хотя тренер сборной России к Максиму явно благоволит.
С появлением на посту главного тренера СКА Бориса Михайлова, а затем и достойного продолжателя "его дела" Рафаила Ишматова таланты в нашем городе кончились, подобно тому, как в былые времена затухали землетрясения у границ Советского Союза.
Работа СДЮШОР СКА по хоккею уже долгие годы развивается по известному закону Паркинсона. Помните? Когда Великобритания владела без малого половиной мира, министерство колоний умещалось в небольшом особнячке и состояло из двух десятков сотрудников. А вот когда колоний у британцев почти не осталось, чиновников была уже не одна тысяча, для них даже выстроили "небоскреб"...
Это я к тому, что самые плодотворные годы армейских групп подготовки, когда они, еще даже не именуясь школой, выпускали и призеров, и чемпионов СССР, и игроков различных сборных, относятся к тем временам, когда помимо Серебрякова готовили хоккейное пополнение СКА еще только два тренера, и не было над ними ни директора, ни завуча, как не было, конечно же, и собственного Дворца спорта.
Евгений Васильевич трудился в армейской школе полтора десятка лет. Он открыл и выпестовал целую плеяду талантов. Олег Иванов и Александр Андреев, Михаил Кропотов и Александр Малюгин, Юрий Гайлик и Игорь Евдокимов - все это его "дети".
Серебряков покинул СКА неожиданно, а его уход был инициирован первым завучем школы, фамилию которого не стану называть. До сих пор сиживает он на хоккее то в судейских бригадах, то в ложе VIP и с удовольствием вручает призы на разных турнирах и матчах. Себе же не могу никак простить малодушия. Когда-то встретил он меня в дверях СКК "с протянутой рукой" и упросил подписать петицию с просьбой присвоить ему звание заслуженного тренера РСФСР.
- Сам понимаешь, старичок, - сказал он. - Езжу я, бывает, инспектором. И как-то неудобно... Я ведь давно в хоккее.
Я вовсе не специалист по хоккею и до сих пор не понимаю, зачем тогда нужна была моя подпись. Однако, обозрев на обороте не одно и не два знаковых факсимиле, я сдался...
Человек этот никаким тренером все равно так и не стал. А вот по-настоящему большого тренера от хоккея отлучил навсегда.
"Выпивоха" же Серебряков, как и любой талантливый человек, в жизни не потерялся. Во Фрунзенском районе он построил прекрасный физкультурно-оздоровительный центр и директорствовал там без малого 20 лет - вплоть до скоропостижной своей кончины в 1998 году.
Все знают, какую удивительную команду вырастила в свое время армейская хоккейная школа из ребят 1959 года рождения. В юношеском разряде они завоевали серебряные медали чемпионата страны, а в юниорском стали чемпионами. 11 выпускников этой команды защищали цвета СКА в высшей лиге, а Алексей Касатонов стал 5-кратным чемпионом мира.
Набор этих мальчиков весной 1968 года был первым плановым в истории школы СКА. И набирал их и вел до самого выпуска Олег Константинович Сивков.
Подробность немаловажная. Теперь ведь в СКА и селекционер - отдельная должность. Есть и тренер по вратарям. Школа выстроила "небоскреб" из 14 тренеров.
Результатов вот только маловато. Под результатами школы я прежде всего понимаю регулярное пополнение команды СКА. А плохо с этим делом потому, что нет главного для успеха. Бог знает уже сколько лет нет абсолютно никакой заинтересованности в работе школы главного тренера главной команды.
Вспоминаю награждение героев "Золотой шайбы" в переполненном "Юбилейном" много лет назад перед матчем команд высшей лиги СКА - "Спартак". И приветствие Пучкова, которое невозможно забыть: "Будьте такими, как капитан Немо и капитан Гаттерас, капитан Майоров и капитан Копченов".
Где встретишь теперь тренеров, способных найти такие слова, да и капитанов, на которых столь безошибочно можно сослаться? Разорвана связь времен. И разрыв этот усугубляется с очередной передачей "руля" СКА от одного временщика другому.
Холодное, "никакое" михайловское "я тренирую, они должны играть" давно уже сменилось циничным ишматовским "касса зарыта в чужих воротах".
Чужаки не хотят понимать, что питерские ребята - "золотые", они вовсе не денег просят, а пока что всего лишь человеческого отношения, доверия к себе. Нет этого доверия - не доверяют и родители "импортному" руководству... Сейчас в открытом чемпионате Москвы играют уже десять (!) воспитанников СДЮШОР СКА 1986 - 1989 годов рождения. И это форменная трагедия.
Дети контрактов не имеют, и их силком не удержишь. Но ведь никто и не пытается что-либо предпринять. 14-летний Денис Пахомов, талант которого, по мнению многих специалистов, "покруче", чем у Фетисова, сейчас в сильнейшей пятерке "Динамо" включен в сборную Москвы. Его мама одна воспитывает двоих детей, и желание пристроить сына в интернат вполне оправдано. Но ведь можно же было ввести мальчишку в штат СКА, немножко ему приплачивать, чтобы, как настоящий мужчина, приносил деньги в дом. А коль акселерат - тренировался бы в фарм-клубе. Теперь же на одного воспитанника СДЮШОР в будущем составе СКА станет меньше.
А маловато их еще и потому, что слаба профессиональная мотивация детских тренеров. И дело, поверьте, вовсе не в уровне оплаты их труда - в СДЮШОР СКА платят вполне прилично. Вопрос, выражаясь по-современному, в отсутствии заказов от главной команды. Кое-кого из тренеров СДЮШОР вполне устраивает сложившийся "бесхоз", в котором позволено, что называется, за те же деньги сегодня работать меньше, чем вчера.
Школе явно недодают льда. Однако с годами здесь придумали даже обоснование, чтобы не монтировать зимой открытую коробку. Дескать, вредно чередовать естественный лед с искусственным. Абсурд, да и только.
Армейцы имеют не только собственный Дворец спорта, но еще и нестандартный тренировочный каток на Фонтанке. Для младших групп это как раз то, что надо. В 2000 году его продали. Новые владельцы сделали ремонт, уложили пластиковые трубы, появился ледовый комбайн. Лед стали готовить изумительный. А весной каточек "встал" - не рассчитались новые хозяева за долги с "Водоканалом".
Дворец спорта СКА тоже, конечно, здорово недодает льда мальчишкам. Школе при ее объеме нужно восемь часов в день, а в расписании значатся регулярно только четыре - с 7 до 11, и только для спецклассов. Дворец, чтобы свести концы с концами, вынужден сдавать лед в аренду, - такова логика. Однако логика распределения льда подозрительно смахивает на былую ситуацию в гостиничной системе советского времени: мест нет, но за деньги - пожалуйста. В СДЮШОР перебор мальчишек 1989 и 1990 годов рождения, и "вторым составам" лед не выделяют. Родители за собственные деньги снимают его. Аналогичные меры, но по другой причине, вынуждены предпринимать и родители ребят 1987 года: хорошей команде явно не хватает ледового времени.
Случаи эти - верх цинизма. Школа, финансируемая 5-м СКА, то есть на деньги налогоплательщиков, фактически предлагает им вторично оплачивать собственный лед. Дальше уж ехать некуда!
Ситуация с покупкой льда за деньги родителей становится вообще типичной для СДЮШОР СКА. Его арендуют у "Спартака" в спорткомплексе на улице Бутлерова, и в "шатре" на Удельной, и даже в Ледовом дворце и, стало быть, вообще за безумные деньги.
Мальчишки 1992 года рождения до недавнего времени по четыре раза в неделю катались в "Юбилейном", а это обходилось каждой семье примерно в 1500 рублей в месяц. А между прочим, вся амуниция, за исключением обносков, остающихся от СКА-2, тоже ежегодно приобретается родителями на собственные средства.
Ледовый голод, вне всякого сомнения, огромная проблема, и на земле, точнее, только на земле классного игрока не подготовишь. Однако при весенней сдаче нормативов юные армейцы, насколько я знаю, получили по ледовой подготовке куда более высокие оценки, чем по общефизической. Но, к сожалению, и для работы на земле не делается в школе ровно ничего. "Под боком", на отличном стадионе, нет даже элементарных барьеров, не говоря уж о полосе препятствий или о чем-либо еще. Из раздевалок в стадионном павильоне сделали автомастерские.
Правда, сейчас должен как будто наступить просвет в тучах. Недавно начальником школы назначен Игорь Сергеевич Щурков, а завучем - Евгений Олегович Тоболкин. Представлять их дополнительно не имеет особого смысла. Это достойные люди, отдавшие работе в СКА не одно десятилетие. Насколько я знаю, им уже сейчас удалось кое-что изменить в лучшую сторону.
Неплохо бы теперь и Ишматову осознать, что последние победы СКА достигнуты в большой степени усилиями выпускников армейской школы - Андрея Галушкина, Евгения Полозова, Андрея Рычагова и других молодых питерцев, которых он бессовестно "мариновал", слишком долго не подпуская к основному составу. Семен Вайханский
У меня никогда не было никаких сомнений на этот счет, но то, что я услышал, по-особенному согрело душу.
- В начале 60-х годов, - рассказывал Владимир Петрович, - пришлось мне в летних спартаковских лагерях трудиться бок о бок с Евгением Васильевичем. Я тогда только начинал, а его профессиональная работа с детьми позволяла многое позаимствовать. Если бы сейчас тренеры относились к делу так, как в свое время Серебряков, ленинградский молодежный хоккей всегда был бы на высоте.
Эту историю мне захотелось рассказать господину Ишматову, когда он как-то походя бросил мне фразу о том, что в Питере молодежного хоккея нет уж лет 25.
- Сколько? - переспросил я.
- Ну лет десять, - с готовностью сбросил свои "показания" Рафаил Газизович.
- Питерская школа всегда давала прекрасных мастеров, - сказал мне Виктор Васильевич Тихонов в ответ на пересказ этого разговора. - Разве Сушинский или Горбушин своей игрой не доказывают это?
Недавно Илья Горбушин без обиняков заявил, что на его решение покинуть СКА повлиял приход в команду Ишматова. Спросите о том же Сушинского - и, вполне возможно, услышите аналогичную ссылку на Михайлова, хотя тренер сборной России к Максиму явно благоволит.
С появлением на посту главного тренера СКА Бориса Михайлова, а затем и достойного продолжателя "его дела" Рафаила Ишматова таланты в нашем городе кончились, подобно тому, как в былые времена затухали землетрясения у границ Советского Союза.
Работа СДЮШОР СКА по хоккею уже долгие годы развивается по известному закону Паркинсона. Помните? Когда Великобритания владела без малого половиной мира, министерство колоний умещалось в небольшом особнячке и состояло из двух десятков сотрудников. А вот когда колоний у британцев почти не осталось, чиновников была уже не одна тысяча, для них даже выстроили "небоскреб"...
Это я к тому, что самые плодотворные годы армейских групп подготовки, когда они, еще даже не именуясь школой, выпускали и призеров, и чемпионов СССР, и игроков различных сборных, относятся к тем временам, когда помимо Серебрякова готовили хоккейное пополнение СКА еще только два тренера, и не было над ними ни директора, ни завуча, как не было, конечно же, и собственного Дворца спорта.
Евгений Васильевич трудился в армейской школе полтора десятка лет. Он открыл и выпестовал целую плеяду талантов. Олег Иванов и Александр Андреев, Михаил Кропотов и Александр Малюгин, Юрий Гайлик и Игорь Евдокимов - все это его "дети".
Серебряков покинул СКА неожиданно, а его уход был инициирован первым завучем школы, фамилию которого не стану называть. До сих пор сиживает он на хоккее то в судейских бригадах, то в ложе VIP и с удовольствием вручает призы на разных турнирах и матчах. Себе же не могу никак простить малодушия. Когда-то встретил он меня в дверях СКК "с протянутой рукой" и упросил подписать петицию с просьбой присвоить ему звание заслуженного тренера РСФСР.
- Сам понимаешь, старичок, - сказал он. - Езжу я, бывает, инспектором. И как-то неудобно... Я ведь давно в хоккее.
Я вовсе не специалист по хоккею и до сих пор не понимаю, зачем тогда нужна была моя подпись. Однако, обозрев на обороте не одно и не два знаковых факсимиле, я сдался...
Человек этот никаким тренером все равно так и не стал. А вот по-настоящему большого тренера от хоккея отлучил навсегда.
"Выпивоха" же Серебряков, как и любой талантливый человек, в жизни не потерялся. Во Фрунзенском районе он построил прекрасный физкультурно-оздоровительный центр и директорствовал там без малого 20 лет - вплоть до скоропостижной своей кончины в 1998 году.
Все знают, какую удивительную команду вырастила в свое время армейская хоккейная школа из ребят 1959 года рождения. В юношеском разряде они завоевали серебряные медали чемпионата страны, а в юниорском стали чемпионами. 11 выпускников этой команды защищали цвета СКА в высшей лиге, а Алексей Касатонов стал 5-кратным чемпионом мира.
Набор этих мальчиков весной 1968 года был первым плановым в истории школы СКА. И набирал их и вел до самого выпуска Олег Константинович Сивков.
Подробность немаловажная. Теперь ведь в СКА и селекционер - отдельная должность. Есть и тренер по вратарям. Школа выстроила "небоскреб" из 14 тренеров.
Результатов вот только маловато. Под результатами школы я прежде всего понимаю регулярное пополнение команды СКА. А плохо с этим делом потому, что нет главного для успеха. Бог знает уже сколько лет нет абсолютно никакой заинтересованности в работе школы главного тренера главной команды.
Вспоминаю награждение героев "Золотой шайбы" в переполненном "Юбилейном" много лет назад перед матчем команд высшей лиги СКА - "Спартак". И приветствие Пучкова, которое невозможно забыть: "Будьте такими, как капитан Немо и капитан Гаттерас, капитан Майоров и капитан Копченов".
Где встретишь теперь тренеров, способных найти такие слова, да и капитанов, на которых столь безошибочно можно сослаться? Разорвана связь времен. И разрыв этот усугубляется с очередной передачей "руля" СКА от одного временщика другому.
Холодное, "никакое" михайловское "я тренирую, они должны играть" давно уже сменилось циничным ишматовским "касса зарыта в чужих воротах".
Чужаки не хотят понимать, что питерские ребята - "золотые", они вовсе не денег просят, а пока что всего лишь человеческого отношения, доверия к себе. Нет этого доверия - не доверяют и родители "импортному" руководству... Сейчас в открытом чемпионате Москвы играют уже десять (!) воспитанников СДЮШОР СКА 1986 - 1989 годов рождения. И это форменная трагедия.
Дети контрактов не имеют, и их силком не удержишь. Но ведь никто и не пытается что-либо предпринять. 14-летний Денис Пахомов, талант которого, по мнению многих специалистов, "покруче", чем у Фетисова, сейчас в сильнейшей пятерке "Динамо" включен в сборную Москвы. Его мама одна воспитывает двоих детей, и желание пристроить сына в интернат вполне оправдано. Но ведь можно же было ввести мальчишку в штат СКА, немножко ему приплачивать, чтобы, как настоящий мужчина, приносил деньги в дом. А коль акселерат - тренировался бы в фарм-клубе. Теперь же на одного воспитанника СДЮШОР в будущем составе СКА станет меньше.
А маловато их еще и потому, что слаба профессиональная мотивация детских тренеров. И дело, поверьте, вовсе не в уровне оплаты их труда - в СДЮШОР СКА платят вполне прилично. Вопрос, выражаясь по-современному, в отсутствии заказов от главной команды. Кое-кого из тренеров СДЮШОР вполне устраивает сложившийся "бесхоз", в котором позволено, что называется, за те же деньги сегодня работать меньше, чем вчера.
Школе явно недодают льда. Однако с годами здесь придумали даже обоснование, чтобы не монтировать зимой открытую коробку. Дескать, вредно чередовать естественный лед с искусственным. Абсурд, да и только.
Армейцы имеют не только собственный Дворец спорта, но еще и нестандартный тренировочный каток на Фонтанке. Для младших групп это как раз то, что надо. В 2000 году его продали. Новые владельцы сделали ремонт, уложили пластиковые трубы, появился ледовый комбайн. Лед стали готовить изумительный. А весной каточек "встал" - не рассчитались новые хозяева за долги с "Водоканалом".
Дворец спорта СКА тоже, конечно, здорово недодает льда мальчишкам. Школе при ее объеме нужно восемь часов в день, а в расписании значатся регулярно только четыре - с 7 до 11, и только для спецклассов. Дворец, чтобы свести концы с концами, вынужден сдавать лед в аренду, - такова логика. Однако логика распределения льда подозрительно смахивает на былую ситуацию в гостиничной системе советского времени: мест нет, но за деньги - пожалуйста. В СДЮШОР перебор мальчишек 1989 и 1990 годов рождения, и "вторым составам" лед не выделяют. Родители за собственные деньги снимают его. Аналогичные меры, но по другой причине, вынуждены предпринимать и родители ребят 1987 года: хорошей команде явно не хватает ледового времени.
Случаи эти - верх цинизма. Школа, финансируемая 5-м СКА, то есть на деньги налогоплательщиков, фактически предлагает им вторично оплачивать собственный лед. Дальше уж ехать некуда!
Ситуация с покупкой льда за деньги родителей становится вообще типичной для СДЮШОР СКА. Его арендуют у "Спартака" в спорткомплексе на улице Бутлерова, и в "шатре" на Удельной, и даже в Ледовом дворце и, стало быть, вообще за безумные деньги.
Мальчишки 1992 года рождения до недавнего времени по четыре раза в неделю катались в "Юбилейном", а это обходилось каждой семье примерно в 1500 рублей в месяц. А между прочим, вся амуниция, за исключением обносков, остающихся от СКА-2, тоже ежегодно приобретается родителями на собственные средства.
Ледовый голод, вне всякого сомнения, огромная проблема, и на земле, точнее, только на земле классного игрока не подготовишь. Однако при весенней сдаче нормативов юные армейцы, насколько я знаю, получили по ледовой подготовке куда более высокие оценки, чем по общефизической. Но, к сожалению, и для работы на земле не делается в школе ровно ничего. "Под боком", на отличном стадионе, нет даже элементарных барьеров, не говоря уж о полосе препятствий или о чем-либо еще. Из раздевалок в стадионном павильоне сделали автомастерские.
Правда, сейчас должен как будто наступить просвет в тучах. Недавно начальником школы назначен Игорь Сергеевич Щурков, а завучем - Евгений Олегович Тоболкин. Представлять их дополнительно не имеет особого смысла. Это достойные люди, отдавшие работе в СКА не одно десятилетие. Насколько я знаю, им уже сейчас удалось кое-что изменить в лучшую сторону.
Неплохо бы теперь и Ишматову осознать, что последние победы СКА достигнуты в большой степени усилиями выпускников армейской школы - Андрея Галушкина, Евгения Полозова, Андрея Рычагова и других молодых питерцев, которых он бессовестно "мариновал", слишком долго не подпуская к основному составу. Семен Вайханский