Экономика

КУДА ТЕКУТ СПИРТОВЫЕ РЕКИ

16 ноября
Крупные дилеры-оптовики уже заявили о том, что в их планах увеличение в ближайшее время объемов поставок в наш город в 2 - 3 раза. К подобному развитию событий оказались готовы и городские производители.
Уполномоченные базы создавались, когда каждая третья бутылка горячительного, реализуемая в городе, обладала весьма сомнительной родословной. В лучшем случае она была произведена нелегально, а в худшем - еще могла и нанести серьезный вред здоровью любителей и профессионалов-дегустаторов. "Петербургалкогольконтроль" не успевал устраивать рейды и изымать "паленую" водку, которая впоследствии безжалостно уничтожалась на показательных стрельбищах из рогаток. В те времена фатальные случаи, связанные с употреблением некачественного алкоголя, стали обычным явлением. Одним из лидеров, по статистике, был Петербург. Возможно, именно поэтому, некогда попробовав лже-"белых аистов" и греческих коньячных суррогатов, горожане решили раз и навсегда отказаться от употребления данного напитка. И до сих пор коньяки у нас продаются очень плохо. Лучше всего расходятся дорогие марки, например "Хеннесси". Из демократичных доверия не потеряло лишь "Дагвино" - его подделывали меньше других. Объемы продаж по Северо-Западу растут очень медленно. Кстати, знающие люди говорят, что отныне от коньяка можно не шарахаться: он вполне качественный, отвечающий всем нормам. Так что у этого напитка есть все шансы восстановить статус-кво. Пока же в структуре петербургского рынка крепкого алкоголя 90% занимают водки.

ПОДДЕРЖИМ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Впрочем, уполномоченные базы сразу взяли на себя и дополнительные функции. Официально они, само собой, никакими распоряжениями губернатора не оформлялись. Конечно, может быть, это не более чем злостная клевета, но тогда следует признать, что организована она была отлично. Уполномоченные базы обвинялись в черепашьей медлительности, когда речь шла о наклеивании РКЗ на поступающую иногороднюю водку. Огромные партии могли простаивать не оприходованными целыми месяцами. В ответ на все упреки руководители баз, подавляющее большинство которых не являлось продавцами (из 19 баз торговали алкогольной продукцией лишь 5 - 7), утверждали, что у них все идет по плану и ни о каком предпочтении петербургским заводам не может быть и речи. Вторят им и местные производители. При этом объяснить огромный рост объемов реализуемой в городе продукции за последние годы большинству из них никак не удается. Все сводится к общим фразам: модернизация, грамотное использование управленческого ресурса, правильное позиционирование брэнда на рынке и т. д. Сложно судить в данной ситуации, бывает ли дым без огня, тем более когда этот самый дым уже рассеялся. Как уже писало "НВ", губернатор был вынужден отменить пять своих прежних распоряжений, которые вступали в противоречие со II частью Налогового кодекса. При этом была сделана хорошая мина при весьма неважной игре. Уполномоченные базы якобы себя исчерпали - поддельная алкогольная продукция в городе практически отсутствует. Двух марок - федеральной и региональной (расщепленный акциз) - вполне достаточно. Контрольные функции будут выполнять налоговые органы, которым предписано как снег на голову сваливаться на склады-хранилища.

ЗАНАВЕС. АНТРАКТ
Второй акт пьесы сейчас только начинается. До этого времени поставки крепких спиртных напитков в Петербург осуществлялись в основном из 10 регионов. Сейчас их число начнет стремительно расти. Наибольший удельный вес в общем объеме - 51,7% - имели производители из Петербурга (в 2000 году - 54,7%). В ближайшее время, по оценкам экспертов, эта цифра может уменьшиться в 1,5, а то и 2 раза. Скорее всего, "Ливизу" (34,6% продукции на рынке), Комбинату пищевых продуктов и "Ладоге" придется потесниться. При этом последнее предприятие, недавно преобразованное из группы компаний в холдинг, заявило о своем намерении ввести в следующем году новое производство на Московском шоссе. В планах - значительное увеличение объемов выпускаемой продукции. Реализовываться же водка будет по всем городам и весям, в том числе и в дальнем зарубежье.
Изменится в сторону сокращения количество оптовиков. Раньше небольшие фирмы, специализирующиеся на опте, занимали 20% рынка. Начался процесс их вытеснения. В 1999 году их насчитывалось порядка 3 тысяч, в начале этого года осталось 186, сейчас же, дай бог, сотня. Чем меньше игроков, тем легче следить за соблюдением правил. Пока что нареканий в адрес 28 баз, получивших статус акцизных складов, не слышно. Хочется надеяться, что их не будет и впредь. В целом же наблюдается ужесточение государственной монополии на алкогольный рынок.

ПИТЬ БУДЕШЬ? НАЛИВАЙ
Россия ежегодно выпивает 120 млн далл крепких напитков. Производят их 1200 предприятий (120 спиртовых заводов). Это официальная статистика. Реально же эта цифра больше в 2 раза. Опять же официальный оборот (сразу умножим в уме на 2) в этом бизнесе более 50 млрд рублей. Средняя норма потребления - 14 литров абсолютного алкоголя на человека в год. Доля вина невелика - 5 - 6%. В Петербурге пьют с чувством и знанием дела. В отличие от большинства других регионов у нас большинство - 80% - употребляют напитки из средней ценовой категории. Порядка 70% населения заветный "пузырь" приобретают в магазинах, правда, категории С. Наиболее "запойными" традиционно бывают декабрь и март (до 390 тыс. далл). Летом - в среднем на 100 далл меньше. С этой статистикой наверняка никаких изменений не будет. "Как там у вас в России?" - "Пьют". Леонид ПАНЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно