Город
ОСТАНОВИМ ВРЕМЯ
17 ноября
Они служат фоном для фотографии на добрую память и хранят уродливые следы памяти злой. Все их названия тяжело перечислить, но сумма, выделяемая на их сохранение, слишком легка. Они не издают ни звука, но их облик красноречивее слов. Петербургские памятники, молчаливые свидетели трех веков и их воплощение, ждут, когда время повернется вспять.
ЧЕМ БОЛЬШЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ?
Вчера на доме, что на углу улиц Пестеля и Моховой, появилась мемориальная доска с именем Валерия Гаврилина. В нашем городе, украшенном 300 памятниками и 1700 мемориальными досками, стало еще одной достопримечательностью больше. Повод для гордости горожан и раздумий специалистов - то, что для нас кажется счастливым концом, для них - только начало неизвестного. Замысел творца, высеченный в камне или отлитый в металле, необходимо защитить от стихии, людей и времени, а это почти всегда оказывается тяжелее творческих мук.
Содержание памятников - дорогостоящее занятие, особенно в Петербурге, где их так много. Городской бюджет выделяет на это определенные средства, но их, как водится, не хватает. Вот и получается, что каждая новая достопримечательность своим появлением увеличивает делитель под суммой бюджетных ассигнований и сокращает частное - те деньги, что приходятся на содержание одного памятника. Получается, что каждая новая мемориальная доска продлевает старость всех остальных, им придется ждать реставрации еще дольше.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
Такая арифметика еще недавно полностью определяла деятельность Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находится большинство городских памятников. Однако этой весной его сотрудники разработали целую программу "исключений из правил" - программу, в которую занесены 57 монументов, нуждающихся в скорой реставрации, которая в свою очередь нуждается в неотложном финансировании. По словам директора музея Владимира Тимофеева, этот документ стал ответом, даже несколько запоздалым, на благородные предложения петербургских бизнесменов и политиков. За их счет обрели первоначальный облик Ростральные колонны, наездники и кони Клодта, флорентийские львы возле Адмиралтейства. Заканчивается реставрация одной из скульптур Диоскуров, и только что начаты масштабные работы на Александровской колонне.
В следующем году к этим достопримечательностям прибавятся еще три. Медный всадник к своему 220-му дню рождения освободится от следов птичьих посиделок и граффити. После профилактической промывки творение Фальконе будет покрыто раствором пчелиного воска в бензине, который, как уверяют специалисты, стимулирует образование патины. "Этот процесс - один из редких случаев, когда бронзовая скульптура сама стремится защитить себя от вредного воздействия окружающей среды. Однако наша задача - не только сохранить эту окисную защитную пленку, но и придать ей задуманный цвет и таким образом улучшить цветовое восприятие скульптуры", - говорит Владимир Тимофеев.
Прежде чем приступить к профилактической реставрации памятника Петру I, специалисты намерены помыть бронзового Пушкина на площади Искусств и вернуть розовый цвет сиениту, из которого высечены шестивековые сфинксы на Университетской набережной. Проведение всех этих работ стало возможно благодаря холдинговой компании "Фаэтон", которая предоставила реставраторам 550 тысяч рублей.
"Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ..."
На пресс-конференции руководитель холдинга "Фаэтон" Владимир Хильченко сказал: "Какой молодец был Петр - он сумел собрать все самое лучшее и воплотить это в новом, еще более прекрасном городе". Желание сделать свой подарок творению Петра и стало, по словам бизнесмена, побудительным мотивом для выделения денег. И даже если бы "НВ" не рассказало об этом поступке, горожане все равно узнали бы спонсора - по соседству с "Медным всадником", памятником Пушкину и фивскими сфинксами появятся таблички, повествующие о благодеянии.
Наверное, это закономерно - компании, вкладывающие деньги в сохранение исторического наследия, хотят получить взамен добрую память. Они выбирают памятники-символы, чье видоизменение мгновенно заметят тысячи людей. Памятники, которые даже в условиях крайне ограниченного финансирования не были обойдены вниманием государства. Все три достопримечательности, которые мы упомянули, пережили реставрацию сравнительно недавно: самый "молодой" из них - аникушинский Пушкин - был полностью обновлен к юбилею поэта. Конечно, профилактические работы не пойдут им во вред, однако в Петербурге можно найти десятки других монументов, состояние которых близко к аварийному. Они не уступают главным символам города в исторической и художественной ценности, но проигрывают в одном, похоже, самом значимом для добродетелей - в географическом положении. "Мы постарались включить наиболее неблагополучные в этом отношении памятники в программу, но мы не можем навязывать их спонсорам", - говорит Владимир Тимофеев.
НАРОДНОМУ ДОСТОЯНИЮ - НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ
Исключения только подтверждают правило. Продуманные или бескорыстные пожертвования бизнесменов не могут, да и не должны быть финансовой основой для содержания памятников и мемориальных досок. Содержание народного достояния должно опираться на народные деньги, собранные в бюджетах. Если бизнесмены хотят помочь "Медному всаднику" - хвала им и упоминание в газете. Однако вряд ли бы они взялись за восстановление малозаметного памятника Гроту, создателю школы для слепых детей, что на проспекте Шаумяна, или за реставрацию Московских ворот. Кстати, последняя достопримечательность сейчас приводится в порядок за бюджетные деньги, как, впрочем, и Нарвские ворота. В следующем году из того же источника будет проводиться комплексная реставрация монумента на Марсовом поле. Российская коммунистическая партия, которой предложили принять в этом участие, вежливо отказалась. Оксана БОЙКО
ЧЕМ БОЛЬШЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ?
Вчера на доме, что на углу улиц Пестеля и Моховой, появилась мемориальная доска с именем Валерия Гаврилина. В нашем городе, украшенном 300 памятниками и 1700 мемориальными досками, стало еще одной достопримечательностью больше. Повод для гордости горожан и раздумий специалистов - то, что для нас кажется счастливым концом, для них - только начало неизвестного. Замысел творца, высеченный в камне или отлитый в металле, необходимо защитить от стихии, людей и времени, а это почти всегда оказывается тяжелее творческих мук.
Содержание памятников - дорогостоящее занятие, особенно в Петербурге, где их так много. Городской бюджет выделяет на это определенные средства, но их, как водится, не хватает. Вот и получается, что каждая новая достопримечательность своим появлением увеличивает делитель под суммой бюджетных ассигнований и сокращает частное - те деньги, что приходятся на содержание одного памятника. Получается, что каждая новая мемориальная доска продлевает старость всех остальных, им придется ждать реставрации еще дольше.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
Такая арифметика еще недавно полностью определяла деятельность Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находится большинство городских памятников. Однако этой весной его сотрудники разработали целую программу "исключений из правил" - программу, в которую занесены 57 монументов, нуждающихся в скорой реставрации, которая в свою очередь нуждается в неотложном финансировании. По словам директора музея Владимира Тимофеева, этот документ стал ответом, даже несколько запоздалым, на благородные предложения петербургских бизнесменов и политиков. За их счет обрели первоначальный облик Ростральные колонны, наездники и кони Клодта, флорентийские львы возле Адмиралтейства. Заканчивается реставрация одной из скульптур Диоскуров, и только что начаты масштабные работы на Александровской колонне.
В следующем году к этим достопримечательностям прибавятся еще три. Медный всадник к своему 220-му дню рождения освободится от следов птичьих посиделок и граффити. После профилактической промывки творение Фальконе будет покрыто раствором пчелиного воска в бензине, который, как уверяют специалисты, стимулирует образование патины. "Этот процесс - один из редких случаев, когда бронзовая скульптура сама стремится защитить себя от вредного воздействия окружающей среды. Однако наша задача - не только сохранить эту окисную защитную пленку, но и придать ей задуманный цвет и таким образом улучшить цветовое восприятие скульптуры", - говорит Владимир Тимофеев.
Прежде чем приступить к профилактической реставрации памятника Петру I, специалисты намерены помыть бронзового Пушкина на площади Искусств и вернуть розовый цвет сиениту, из которого высечены шестивековые сфинксы на Университетской набережной. Проведение всех этих работ стало возможно благодаря холдинговой компании "Фаэтон", которая предоставила реставраторам 550 тысяч рублей.
"Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ..."
На пресс-конференции руководитель холдинга "Фаэтон" Владимир Хильченко сказал: "Какой молодец был Петр - он сумел собрать все самое лучшее и воплотить это в новом, еще более прекрасном городе". Желание сделать свой подарок творению Петра и стало, по словам бизнесмена, побудительным мотивом для выделения денег. И даже если бы "НВ" не рассказало об этом поступке, горожане все равно узнали бы спонсора - по соседству с "Медным всадником", памятником Пушкину и фивскими сфинксами появятся таблички, повествующие о благодеянии.
Наверное, это закономерно - компании, вкладывающие деньги в сохранение исторического наследия, хотят получить взамен добрую память. Они выбирают памятники-символы, чье видоизменение мгновенно заметят тысячи людей. Памятники, которые даже в условиях крайне ограниченного финансирования не были обойдены вниманием государства. Все три достопримечательности, которые мы упомянули, пережили реставрацию сравнительно недавно: самый "молодой" из них - аникушинский Пушкин - был полностью обновлен к юбилею поэта. Конечно, профилактические работы не пойдут им во вред, однако в Петербурге можно найти десятки других монументов, состояние которых близко к аварийному. Они не уступают главным символам города в исторической и художественной ценности, но проигрывают в одном, похоже, самом значимом для добродетелей - в географическом положении. "Мы постарались включить наиболее неблагополучные в этом отношении памятники в программу, но мы не можем навязывать их спонсорам", - говорит Владимир Тимофеев.
НАРОДНОМУ ДОСТОЯНИЮ - НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ
Исключения только подтверждают правило. Продуманные или бескорыстные пожертвования бизнесменов не могут, да и не должны быть финансовой основой для содержания памятников и мемориальных досок. Содержание народного достояния должно опираться на народные деньги, собранные в бюджетах. Если бизнесмены хотят помочь "Медному всаднику" - хвала им и упоминание в газете. Однако вряд ли бы они взялись за восстановление малозаметного памятника Гроту, создателю школы для слепых детей, что на проспекте Шаумяна, или за реставрацию Московских ворот. Кстати, последняя достопримечательность сейчас приводится в порядок за бюджетные деньги, как, впрочем, и Нарвские ворота. В следующем году из того же источника будет проводиться комплексная реставрация монумента на Марсовом поле. Российская коммунистическая партия, которой предложили принять в этом участие, вежливо отказалась. Оксана БОЙКО